Татьяна Возмищева
Технологическая карта «Одежда русского человека». Технология: путешествие по «Реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта
Воспитатель: Возмищева Татьяна Сергеевна
ДОУ: МБДОУ «Детский сад № 52» АГО
Тема: «Одежда русского человека»
Возрастная группа: старшая группа (от 5 лет)
Форма НОД: познавательная, коммуникативная.
Технология : путешествие по «Реке времени»
Форма организации: групповая, подгрупповая
Публикация «Технологическая карта „Одежда русского человека“, Технология: путешествие по „Реке времени“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Путешествие в прошлое, история предметов
- Русский народный костюм
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Интеграция областей: «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие»
Учебно-методический комплект: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева; «Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста», О. В. Толстикова, О. В. Савельева, Т. В. Иванова.
Л. В. Коломийченко «Занятия для детей 5-6 лет по социально-коммуникативному развитию».
Средства:
• наглядные – иллюстрации на интерактивной доске;
• мультимедийные – электронные игры на интерактивной доске;
• музыкальные – мелодия-звук «Горной реки»;
• оборудование – кусочки ткани из хлопка и льна, книга, демонстрационные картинки для игры.
Цель: создание условий для расширения представлений детей об окружающем мире (предметы одежды).
Задачи образовательной программы: Задачи с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы:
- продолжать формировать представление об одежде как элементе русской традиционной культуре;
- систематизировать знания детей о национальной одежде (старинная русская одежда, современная одеж-да, особенности ее украшения;
- формирование социокультурных ценностей у детей дошкольного возраста.
- активизировать в речи детей слова: одежда повсе-дневная, праздничная, хлопковая.
- развивать умение составлять алгоритм изготовления одежды.
- воспитывать чувство восхищения красотой нацио-нального костюма. 1. выполнять коллективные поручения.
2. формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстником.
3. формировать умение спокойно отстаивать свое мне-ние.
Предварительная работа – рассматривание иллюстраций с изображением одежды человек.
Этап деятельно-сти Деятельность педагога Деятельность детей Планируемый результат
1 этап
Мотивация к де-ятельности
Педагог приглашает детей присесть полукругом возле него. Показывает книгу, и рассказывает, что в ней есть очень необычный рассказ.
Мне бы хотелось прочитать вам ребята, этот рассказ. А что же в данном рассказе такого не-обычного вы сейчас узнаете.
«В одном городе под названием «Белый па-рус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и кра-сочные рисунки.
Однажды они прочитали сказку о «Василисе премудрой», произведение им очень понравилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстра-цию. Ваня справился очень быстро, когда он пока-зал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».
- Как не может быть! Очень даже красивая кепка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.
- Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Пре-мудрая должна быть в красивом сарафане и ко-кошнике!
- Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одеж-да?
- Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала. Заходят в группу, здороваются с гос-тями.
Садятся на стулья.
Слушают рассказ.
Дети проявляют интерес к предсто-ящей деятельно-сти, настроены на общение.
2 этап
Поиск решения задачи, пробле-мы Ребята, что вы заметили не обычного в рассказе?
Чего не знает Ваня?
А вы знаете, что такое сарафан и кокошник?
В чём особенности у сарафана и кокошника?
Ребята, я предлагаю вам отправиться в путеше-ствие в прошлое, а как мы сможем перенестись в другое измерение, кто или что нам поможет в этом.
Педагог включает на музыкальные проигрыватели композицию под названием «Горная река».
Вы отгадали все верно, это река, но не простая, а «Река времени». Дети предлагают ва-рианты ответов.
Умение делать вы-вод и его аргумен-тировать.
Приобретение умения не терять мотивацию.
3 этап
Планирование деятельности, совместное об-суждение про-блемы Педагог обращает внимание детей на интерактив-ную доску, на которой изображена река, и предла-гает отправиться в путешествие.
А на чём мы сможем плыть по реке времени, ведь мы сможем утонуть?
Конечно, можно и на лодке отправится по «Реке времени», но нас ведь много, все поместиться мы не сможем.
Физкультминутка «Пароход»
От зелёного причала
Оттолкнулся пароход,
(Дети выполняют отталкивающие движениями ру-ками)
Он назад поплыл сначала,
(Дети выполняют шаг назад)
А потом поплыл вперёд.
(Дети делают шаг вперёд)
И поплыл, поплыл по речке,
Набирая полный ход,
И пускал трубой колечки
(Делают круговые движения руками, с со-единёнными большими и указательными пальцами)
Белоснежный пароход.
Первая остановка у нас «Древняя одежда».
На «Реке времени» педагог отмечает первую оста-новку.
На экране появляется изображение первобытного человека.
Первыми материалами для одежды перво-бытного человека были растения и шкуры.
В Альпах была найдена ледяная мумия перво-бытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н. э. Одежда Эци частично сохранилась и её удалось рассмотреть.
Он носил плетёный соломенный плащ, а так-же кожаный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие во-донепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.
Вторая остановка «Старинная русская одеж-да».
Педагог отмечает вторую точку остановки на ин-терактивной доске.
Мы очутились с вами прошлом наших прабабушек и прадедушек, а что носили они мы сейчас вспомним.
Педагог присаживает детей на стулья
Обязательным предметом русских людей была ру-баха. Наши предки считали, что именно она обере-гает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. Поэтому такую рубаху называ-ли косовороткой.
Просит детей пройти к столу и потрогать кусочек ткани из хлопка и льна. Предлагает определить не которые признаки.
Русские люди шили рубахи в основном изо льна и хлопка, а одежда, сшитая из такой ткани, хорошо защищает от жары летом и от холода зимой. Можно сказать, что одежда русского человека помогала ему сохранять здоровье.
Читает загадку.
Загадка
Каждый раз поутру надеваю я трубу.
Ну, не догадаться вам?
Она
зовётся… (сарафан)
Поверх длинной рубахи женщины надевали сара-фан, украшенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.
В те в давние времена женщине разрешалось хо-дить с непокрытой головой только дома. Голову покрывали вышитыми платками или головным убором, который назывался кокошник.
Педагог предлагает поиграть в игру «Как ру-башка в поле выросла».
Для того чтобы сшить рубаху, людям приходилось вначале вырастить лён, а для этого сеяли поля. Осенью собирали урожай, вымачивали зёрна, тре-пали их, потом чесали специальными расчёсками, потом пряли нити. Из полученных нитей ткали холст, потом шили рубашку.
Педагог благодарит детей, отмечает наилучший ре-зультат у группы.
Педагог предлагает остановится на следующей остановке «Современная одежда»
Предлагает детям выбрать на интерактивной доске одежду, которую они видят каждый день на своих сверстниках и взрослых. Дети перечисляют водный транспорт.
Выполняют движе-ния, по показу педа-гога.
Рассматривают изображения, слу-шают рассказ.
Садятся на стулья, возле
интерактивной дос-ки.
Отгадывают загадку.
Несколько детей (4-5) добавляют укра-шения для сарафана.
Дети делятся на че-тыре подгруппы. Для каждой под-группы на столе приготовлены кар-тинки, на каждой из которой нарисован один из этапов вы-ращивания льна и изготовления одеж-ды (сеяние, уборка, вымачивание, трепа-ние, чесание, пряде-ние, ткут холст, шьют рубашки).
Несколько человек (3-4 человека) выби-рают современную одежду, и убирают ее в шкафы комода. Верхний шкаф – го-ловной убор; второй шкаф – обувь; тре-тий шкаф – одежда.
Учится выделять сильные стороны у каждой работы, анализировать.
3 этап
Рефлексия
Расширение (до-полнительные задания) Предлагает распределить по реке времени картинки с изображениями одежды (древней, старинно рус-ская одежда, одежда наших дней).
Педагог показывает иллюстрацию Василисы Пре-мудрой, и предлагает вспомнить на какой остановке они видели похожий наряд.
Обобщает ответы детей, и предлагает в своей груп-пе написать письмо героям Ване и Вере, и расска-зать про путешествие. Нарисовать рисунки Васили-сы Премудрой. Предлагают вариан-ты ответов.
Делятся впечатлени-ями; выражают соб-ственные чувства к проделанной работе; высказывают эмоци-ональный отклик.
Обдумывание в ко-мандах идеи для дальнейшего разви-тия истории. Рост навыков вза-имодействия в ко-манде, адекватно-го оценивания, умения договари-ваться, донести свою точку зрения до собеседника.
В одном городе под названием «Белый па-рус», на улице Морская, жили брат и сестра. Брата звали Алёша, а сестрёнку Вера, они были умными и талантливыми ребятами, и любили читать книги. Но, их главное увлечение было иллюстрировать книги, добавлять к печатаному тексту яркие и красочные рисунки.
Однажды они прочитали сказку о «Васили-се премудрой», произведение им очень понра-вилось и хотелось поскорее нарисовать к нему иллюстрацию. Ваня справился очень быстро, когда он показал рисунок Вере, та очень странно отреагировала. Она стала смеяться громко, и бормотала про себя «Такого не может быть!».
- Как не может быть! Очень даже красивая кеп-ка, и шорты с майкой мне то же очень нравятся.
- Кепка и шорты и мне нравятся, но Василиса Премудрая должна быть в красивом сарафане и кокошнике!
- Что такое за кокошник, не может быть, кепка и шорты! И почему ты так решила? Что это за одежда?
- Я не знаю, мне об этом бабушка рассказывала. Первыми материалами для одежды первобытного че-ловека были растения и шкуры.
В Альпах была найдена ледяная мумия первобытного человека "Эци", жившего 3300 лет до н. э. Одежда Эци ча-стично сохранилась и её удалось рассмотреть.
Он носил плетёный соломенный плащ, а также кожа-ный жилет, шапка из медвежьей шкуры с кожаным ремнём через подбородок. Широкие водонепроницаемые башмаки, судя по всему, были предназначены для походов по снегу.
Обязательным предметом русских людей была рубаха. Наши предки считали, что именно она оберегает человека от злых сил. У старинной мужской рубахи по-другому скроен воротник: он расположен сбоку, как бы косо. По-этому такую рубаху называли косовороткой.
Каждый раз поутру надеваю я трубу.
Ну, не догадаться вам?
Она
зовётся… (сарафан)
Поверх длинной рубахи женщины надевали сарафан, укра-шенный лентами, вышитыми узорами: цветами, солнцем, птицами и просто крестиком.