светлана попова
Организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»
▼ Скачать + Заказать документы
организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии «Путешествие по реке времени»
Попова С. Н.
Тема: «История появления обуви».
Возрастная группа: подготовительная.
Образовательные области : социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Вид НОД: формирование целостной картины миры.
Публикация «Организации совместной непосредственно образовательной деятельности по технологии „Путешествие по реке времени“» размещена в разделах
Виды деятельности : познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, музыкальная.
Форма проведения: путешествие по «реке времени».
Форма организации деятельности детей : фронтальная, групповая, индивидуальная.
Планируемый результат: проявляют уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви;
проявляют готовность к доброжелательным отношениям с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;
проявляют уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.
проявляют свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
проявляют мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;
проявляют связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;
проявляют представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Цель: развивать любознательность, причинно-следственные связи в процессе знакомства с историей возникновения обуви.
Учебно-методический комплект: технология «Путешествие по реке времени» Н. А. Коротковой, примерная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. / Министерство образования и науки российской федерации приказ от 17 октября 2013 г. N 1155.
Принципы дошкольного образования (ФГОС) :
•построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.
•содействие и сотрудничество детей и взрослых.
•поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
•формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Задачи
совместной познавательно-исследовательской деятельности
Задачи
с учетом индивидуальных особенностей воспитанников группы
Воспитательные задачи: воспитывать уважение к историческому прошлому по средством ознакомления с историей возникновения обуви;
воспитывать готовность в доброжелательных отношениях с другими людьми посредством организации групповой формы организации деятельности;
Воспитывать уважение к взрослым людям и сверстникам посредством диалога, беседы, анализа ситуации.
Развивающие задачи: развивать свойства непроизвольного внимания (объем, переключение, распределение, концентрация) посредством стимулирования игровыми ситуациями;
развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация) в процессе игровой, познавательно-исследовательской деятельности;
развивать связную, грамматически правильную диалогическую речь в процессе участия в беседе;
Обучающие задачи: формировать представления о временных отношениях на примере особенностей обуви в разных временах, расширять знания о различных видах обуви и материалах в процессе познавательно-исследовательской деятельности. Воспитывать у Вани Л. умение работать в группе, уважать мнение друг друга.
Развивать у Миши Д. умение отвечать полным предложением.
•возрастная адекватность дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития).
Принципы воспитания:
•формирование личностного стиля взаимоотношений со сверстниками и педагогом;
•создание положительного эмоционального фона и атмосферы эмоционального подъёма;
•воспитание через взаимодействие;
Принципы обучения: принцип доступности, принцип наглядности, принцип систематичности и последовательности.
Средства:
наглядные: демонстрационный материал (картинки сказочных героев и их обуви – Буратино, Золушка, Кот в сапогах, Маленький Мук, домовенок Кузька, Красная шапочка, Белоснежка, Дед Мороз, раздаточный материал (картинки различных видов обуви от древности до современности, демонстрационное полотно «Река времени».
предметные: лапти из картона, лапти настоящие, валенки, солома, шкура, лыко (кора дерева, дерево, кожа, резиновые сапоги, лейка, кожаные сапоги.
мультимедийные: компьютерная презентация «История появления и развития обуви»
музыкальные: запись русской народной песни «Лапти, да лапти мои»,
Методы обучения и воспитания: словесные: беседа, рассказ воспитателя, вопросы поискового характера;
наглядные: рассматривание предметов, показ иллюстраций;
практические: моделирование, разбор проблемной ситуации, практические упражнения;
игровой метод: игровая ситуация; поощрение, стимулирование занимательным содержанием.
Этапы
(последовательность) деятельности Содержание деятельности Действия,
деятельность
педагога Действия,
деятельность
детей Планируемый
результат
I. Обсуждение реального события.
Задача:
сформировать положительную мотивацию к познавательно-исследовательской деятельности
Здравствуй, Небо!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Солнце!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, Земля!
(Плавно опустить руки)
Здравствуй, наша большая дружная семья!
(Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх)
Собрались все дети в круг,
Я – твой друг и ты – мой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
(Взяться за руки и посмотреть друг на друга с улыбкой).
- Здравствуйте, ребята! Посмотрите на меня, что со мной не так? Да, я пришла сегодня босиком. Как вы думаете, почему?
- У меня сломался каблук у туфель, и мне пришлось отдать их в ремонт.
-А как Вы думаете, удобно ли ходить босиком? Почему?
-Мне тоже некомфортно быть без обуви, и я одену запасные
босоножки (тапочки и др.) -привлекает внимание детей с помощью игры;
-приветствует детей;-ведет диалог с детьми;
- поощряет детей к высказыванию;
- эмоционально
вовлекает детей к обсуждению;
- комментирует высказывания. -свободно располагаются в группе;
- отвечают на вопросы педагога.
Сформирована положительная мотивация к познавательно-исследовательской деятельности
II. Постановка целей
исследования.
Задача:
- создать проблемную -
ситуацию;
- развивать
активную речь детей;
- формировать умение вести диалог с воспитателем. -Как Вы считаете, обувь всегда была такой разнообразной,
красивой и удобной?
-Какие модели обуви вы знаете?
-Если бы наши сапожки, туфельки, башмачки умели говорить, они
рассказали бы нам удивительные истории о своем путешествии во
времени.
-А вы хотите узнать когда возникла первая обувь?
-Какой она была в разные времена?
-Я приглашаю Вас отправиться в путешествие по «реке времени»,
чтобы узнать, как появилась первая обувь, и как она менялась.
- Кто хочет отправиться вместе со мной? Присоединяйтесь!
-Как вы думаете на каком транспортном средстве будет удобнее всего путешествовать по «реке времени»?
-Отлично! Занимайте места на нашем судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в древность всех перенеси!
Располагаются у экрана.
-вводит элемент новизны;
-озвучивают информацию из личного опыта;
- выстраивают
полный ответ.
-высказывают предположения;
-садятся на стулья готовности к
совместной
деятельности.
Проявляют
интерес к
предстоящей деятельности.
Активизация словаря по теме «Обувь».
III. Анализ-сравнение,
активное обсуждение демонстрационного иллюстрированного или предметного материала.
Задача:
- формировать представления о временных отношениях на примере
появления и "развития" обуви;
- расширять
знания о различных
видах обуви;
- развивать зрительную память,
произвольность внимания.
(5 слайд) Обувь начала служить человеку много тысяч лет тому назад. До этого первобытные люди ходили босиком. Подошвы ног так загрубели, что люди не чувствовали острых камней и колючек. Было тепло, и человек не нуждался в обуви.
(6 слайд) Но потом началось похолодание климата. Появилась необходимость защищать ноги.
-Как вы думаете от чего?
-Предположите из чего древний человек мог сделать обувь.
-Ваши версии очень интересны. На самом деле археологи нашли испанские пещерные рисунки давностью более 15000 лет, которые изображают людей в шкурах и с мехом, обернутыми вокруг их ног - рассказывает.
или обмотанных соломой.
(7 слайд) Самые первые ботинки напоминали портянки из шкур.
-А удобно ли было ходить в такой обуви? Почему?
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Давайте проверим сами удобно ли это было носить. Пойдемте в нашу лабораторию.
-Ребята, как вы думаете, какой из этих предметов похож на обувь древних людей?
-Попробуй (имя ребенка) обмотать шкуру вокруг ноги.
-Эта обувь была красивая?
-Эту обувь удобно носить? Почему?
-Как вы считаете, она была прочной? Что с ней станет если человек попадет под дождь? Давайте проверим наше предположение. (имя ребенка) полей нашу шкуру водой из лейки.
-Ребята, потрогайте шкуру, что с ней стало?
-Скажите, похожа ли древняя обувь на современную? Почему?
-Молодцы, садитесь на стульчики.
(8-11 слайд) Шло время и люди стали думать, как сделать другие - вовлекает в слушание;
- стимулирует интерес детей;
виды обуви, не только из кожи, но и из других материалов (например, из листьев растений, из дерева).
-Хотите немного побыть первобытным людьми? Представьте себя в темной каменной пещере, горит костер, человек проснулся и обувается. Переоденьте вашу обувь с одной ноги на другую. Попробуйте так походить, что Вы чувствуете?
-А знаете, у древних людей оба башмака были одинаковыми. Только спустя какое-то время люди начали делать обувь раздельно для правой и левой ноги.
-Предлагаю отправиться в старину, когда жили наши прабабушки и прадедушки и посмотреть, какую же обувь носили они. Может кто-то из Вас знает, какую обувь носили люди в старину? (ответы детей)
Занимайте места на нашем судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в старину всех перенеси!
(12-13 слайд) Самой распространенной обувью русского народа в старину были лапти. Недаром Русь называли «лапотной». Лапти носили и мужчины, и женщины, и дети. В те времена обувь не различалась на мужскую, и женскую.
-Где сегодня мы можем увидеть обувь старины? (ответы детей)
У меня для Вас сюрприз. Сегодня я принесла Вам из городского
Краеведческого музея, что находится в Старом Каменске настоящие лапти.
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Вы можете их хорошенько рассмотреть и потрогать. Как Вы думаете, из какого материала они сделаны?
-Давайте проверим сами какой была эта обувь. Удобно ли было носить лапти?
-Как вы думаете она была прочной? Что с ней станет если человек
попадет под дождь? Как вы считаете эта обувь красивая?
-Но удобно ли было ходить в лаптях по городским улицам в дождь и слякоть?
- Давайте проверим наше предположение. Если полить на лапти воду что происходит?
-Лапти плели из липовой коры (лыка). Для прочности и утепления лаптей внутрь стелили солому, а подошву подшивали веревкой.
Ноги в таких лаптях не промокали и не замерзали.
-Лапти были также атрибутами русских народных забав. Я знаю одну очень интересную игру, хотите со мной поиграть?
Игра «Найди для себя лапти»
Картонные лапти кладутся по кругу на одну пару меньше, чем
игроков. После слов ведущего:
«Ты, Иван, не зевай, не зевай!
Лапоточки обувай, обувай!»
участники начинают двигаться подскоками под русскую народную мелодию с наружной стороны круга. Когда музыка замолкает, все останавливаются, и каждый старается быстрее взять пару лаптей. Ребенок, оставшийся без лаптей, выбывает из игры. Убирается одна пара лаптей, и игра продолжается до тех пор, пока останется один игрок. Он и считается победителем.
-В какое время года люди носили лапти?
-А, зимой, как Вы думаете, в чем ходил русский народ? (ответы детей)
(14 слайд) Валенки делали из овечьей шерсти способом валяния. Изготовление валенок было делом долгим и трудным, поэтому и стоили они дорого. Небогатая семья имела одну пару валенок на всех и носить их приходилось по очереди.
ЭКСПЕРИМЕНТ
-Давайте проверим сами удобно ли было носить валенки. Попробуй надеть.
-Эту обувь удобно носить? Как вы думаете она была прочной? Что с ней станет если человек выйдет на улицу весной, когда кругом
слякоть и лужи? Как вы считаете эта обувь красивая?
-А носят ли валенки в современной жизни? Почему?
-Деревянные башмаки — это элемент традиционной одежды во многих странах мира, рыбаков и простолюдинов в Европе. Обычно использовалась крестьянами, рабочими, — в качестве повседневной и иногда защитной обуви (например корабелами для защиты ступни от падения на нее бревен и тяжелых инструментов). В разных странах их называют по разному, например в
Нидерландах — кломпы. Их изготовляли из различных видов дерева (ива, тополь, берёза, бук и др.).
-Обувь постоянно менялась и совершенствовалась, это можно
увидеть не только из истории человека, но и в сказках мы встречаем героев в разной обуви. А вы помните какую обувь носят герои сказок?
(3-4 слайд) Дид. игра «Помоги герою найти обувь»
-Давайте прможем нашим героям правильно одеть обувь.
-Какую обувь носит Дед Мороз? Почему?
-Какую обувь носит домовенок Кузя? Почему?
-Какую обувь носит Красная шапочка? Почему?
-Какую обувь носит Золушка? Почему?
-Какую обувь носит Буратино? Почему
-Какую обувь носит Кот в сапогах? Почему?
-Мы узнали много интересного, но пришла пора вернуться в современный мир и проверить, как изменилась обувь. Занимайте свои места на судне.
Заклинание: Река времени нас подхвати,
в современность всех перенеси!
(15-16 слайд) Шло время из костей животных и рыб, а потом и из металла люди научились делать иглы. Появились мастера-сапожники, которые стали шить обувь из специально обработанных шкур животных (кожи).
-Посмотрите на свою обувь. Что сейчас у вас на ногах? А в какой обуви вы пришли в детский сад? Как вы считаете ваша обувь
удобна? Она красивая? Она достаточно прочная?
-Вы все верно заметили, в современном мире появились сапоги,
ботинки, туфли на каблуке, спортивная обувь. Форма обуви
начала повторять очертания стопы человека. Сейчас много различной удобной, легкой, хорошей обуви из различных
материалов (резины, ткани, меха). Она производится на специальных обувных фабриках. И купить ее может каждый.
-высказывают предположения
-смотрят презентацию;
- узнают виды обуви разных времен;
интерес к истории возникновения обуви.
IV. Работа в подгруппах: сортировка и закрепление мелких иллюстраций на панно «река времени».
Задача:
- воспитывать у детей умение работать в группе;
- дискутировать, уважать мнение друг друга;
- развивать логическое мышление. Река начинается в далёком, далёком прошлом – это древность, протекает через старину, где жили наши прабабушки и прадедушки в настоящее время, где живём мы с вами.
- Интересно, а как заполните вы «реку времени»?
У меня здесь очень много картинок, все они могут разместиться на «реке времени».
Объединитесь в пары, договоритесь между собой, кто будет выбирать и приклеивать картинки в древность, старину и современность.
Дети выбирают картинки, обсуждают выбор.
- вовлекает детей в совместную деятельность;
- согласовывает с детьми действие, их последовательность;
- создает проблемную ситуацию;
- способствует групповой работе детей;
- напоминает;
- включает детей в самостоятельную деятельность;
- наблюдает за детьми во время выполнения задания. - переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;
- наблюдают за преобразованием предмета;
- выражают собственное суждение;
-осваивают последовательность размещения средств связи на «реке времени»;
- практикуются в осуществлении выбора. Умеют подбирать средства связи на карточках, соответствующие «реке времени».
Умение делать логические выводы.
Умение следовать правилам.
V. Сборка общей таблицы, сопоставление результатов исследования.
Задача: процессе познавательно-исследовательской деятельности.
Если вы готовы, можно наклеить свои картинки на «реку времени».
После обсуждения дети приклеивают свои картинки на соответствующий их временному периоду участок «реки времени» (Проверка, трудности).
-Мы совершили путешествие по реке времени и познакомились с разными видами обуви, некоторые из них дошли до наших дней.
-Посмотрите на таблицу. Как вы считаете, какая обувь самая красивая, удобная и прочная? Какую вы бы выбрали?
-Сейчас с помощью этой таблицы мы выясним чье предположение было верным. Напротив каждого вида обуви мы будем отмечать есть ли такое качаство.
-Шкуры, они красивые? Значит отметим зеленым кружком.
-Они прочные? Отметим черным кружком. Удобные? Отметим черным кружком.
-Лапти, они красивые? Каким кружком отметим?
-Они прочные? Каким кружком отметим? Удобные? Почему? - - способствует индивидуализации детей;
согласовывает с детьми действия, их последовательность;
Отметим черным кружком.
-Сапоги, они красивые? Каким кружком отметим?
-Они прочные? Почему? Каким кружком отметим? Удобные? Почему ты так думаешь? Каким кружком отметим?
-Итак, давайте посмотрим на таблицу, лучшей обувью будет та, у которой больше зеленых кружков. (анализ таблицы). - включает детей в самостоятельную деятельность;
- наблюдает за детьми во время выполнения задания.
-организовывает обсуждение.
- переносят полученный опыт во время одной деятельности в другую деятельность;
- выражает собственное суждение;
- осваивают последовательность деятельности.
-предлагают разные виды обуви;
VI.Вывешивание таблицы на
стене группового помещения.
Задача: подвести итог совместной деятельности.
- А что было самым интересным?
- Какие трудности вы испытывали? Трудно ли вам было выбирать
картинки?
- Вы довольны своей работой?
- Что бы вы ещё хотели узнать?
- Теперь мы можем поместить нашу реку времени на групповую стену.
- привлекает детей к подведению итогов,
-делятся впечатлениями;
к рефлексии (самоанализу);
- предлагает место, где дети могли бы выставить на всеобщее обозрение свои работы и «реку времени».
-выражают собственные
чувства к проделанной работе;
- планируют самостоятельную (совместную) деятельность;
- высказывают эмоциональный отклик. Оценивают результат своей деятельности;
Делают выводы, планируют самостоятельную (совместную) деятельность.
VII. Дополнение таблицы детьми в самостоятельной деятельности
Задача: развивать умение выполнять задания в соответствии с приобретенным опытом.
- Ребята, а вы сами хотели бы пофантазировать и придумать свои модели обуви?
- Может эта обувь еще не появилась, но обязательно появится в будущем. Давайте вернемся в группу и попробуем нарисовать обувь будущего.
способствует проявлению у детей самостоятельности в творчестве.
проявляют самостоятельную творческая деятельность.
Выполняют задания в соответствии с приобретенным опытом.