Марина Петелина
Технологическая карта НОД. Игра-путешествие «Как Машенька искала свою семью»
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта занятия
1. Пояснительная записка
Образовательная организация: МАОУ СОШ № 6 (структурное подразделение детский сад) города Тобольска
Педагог: Петелина Марина Анатольевна
Тема занятия: Игра -путешествие «Как Машенька искала свою семью»
Возрастная группа воспитанников: дети 3-4 года (вторя младшая группа)
1.1. Целевой блок:
Тема занятия: Игра -путешествие «Как Машенька искала свою семью»
Публикация «Технологическая карта НОД, Игра-путешествие „Как Машенька искала свою семью“» размещена в разделах
Цель занятия: формировать представления детей о семье, её членах.
Планируемые результаты: Дети узнают больше о своей семье : о членах семьи, традициях. Проявление уважение и заботы ко всем членам семьи. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека. Знают и называют детенышей животных.
1.2. Инструментальный блок:
Задачи: - учить правильно называть членов семьи;
-учить работать по мнемотаблице;
- дать понятия «родственники», «семья»;
- развивать представления о семье как о людях, которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.
-закреплять знания о детёнышах животных.
Форма занятия: интеграция образовательных областей (коммуникативное развитие, художественно-эстетическое, познавательное развитие); игра-путешествие.
Место проведения занятия: итоговое занятие в теме недели «Я и моя семья».
Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение : кукла, домик для куклы, картинки членов семьи, картинки животных леса и их детеныши, «волшебный сундучок», мольберт, соленое тесто для лепки, клеёночки, подносы, салфетки, театр «Три медведя».
1.3. Организационно-деятельностный блок:
Применяемая (ые) технология (и) : Игровая, технология интегрированного обучения, технология проблемного обучения, здоровье сберегающие, «утренний круг».
Основные понятия: «семья», «имя» и «члены семьи»; большой, маленький, поменьше.
2. Ход занятия
Этап занятия Поэтапные задачи Виды работы, формы, методы, приемы
(по этапам занятия) Содержание и деятельность воспитателя Деятельность воспитанников Планируемые результаты Контроль результатов деятельности
Вводная часть
1. Организационный момент
-Создать положительный эмоциональный настрой и вселить в ребёнка уверенность, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. «Утренний круг» Воспитатель просит встать детей в круг взявшись за руки.
«Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнёмся».
Поднимем руки вверх и поздороваемся с солнышком, почувствуем его тепло и подарим это тепло друг другу. (опустить руки подуть на ладони) Дети собираются вместе берутся за руки, образуя круг, чтобы порадоваться предстоящему дню, поделиться впечатлениями, предположить, что интересного будет сегодня, обсудить совместные планы, проблемы, договориться о правилах.
Создан положительный эмоциональный настрой, ребёнок уверен, что среди сверстников ему будет хорошо, а день обещает быть интересным и насыщенным. Дети эмоционально заинтересованы.
2. Мотивация -Создать положительную мотивацию у детей, настроить детей на деятельность. Проблемная ситуация.
В группе появляется игрушка кукла Машенька и «просит» помочь найти её семью. Воспитатель ставит перед детьми проблему-найти семью для Машеньки.
Дети высказывают свое мнение и желание помочь Машеньке.
Вместе говорим слова: ««Вокруг себя повернись и в лесу очутись»- «отправляемся в путешествие» Формируется интерес к решению проблемной ситуации.
Создана положительная мотивация для дальнейшей деятельности.
Основная часть
1. Беседа о животных, которые живут в лесу Закрепить знания о животных леса и их детенышей.
-Активизировать словарь детей, закрепить понятия «детеныш», «лесные» Беседа.
Диалогический метод осуществления познавательной деятельности. Воспитатель берет «волшебный мешочек», в котором игрушки животных (медведь, волк, лиса, ёжик)
Дети заинтересованы рассказом педагога.
Дети на ощупь определяют какое животное попалось в руку и называют детеныша этого животного. Вспоминают какие животные обитают в лесу. Формируется заинтересованность в закреплении ранее полученной информации. Дети вспоминают ранее полученную информацию о лесных животных.
Заинтересованы в получении дополнительных знаний.
2. Заучивание стихотворения по мнемотаблице Познакомить детей с мнемо таблицей, понимать символы изображенные на карточке. Работа с мнемотаблицей. Воспитатель объясняет что обозначают символы-картинки в мнемотаблице. Предлагает заучить стихотворение:
«Мальчик в лес пошёл густой, видел там ежа с лисой.
У лисы-лисята.
У ежа -ежата»
-Продолжаем наше путешествие по лесу. Дети заинтересованы «волшебными картинками», хором повторяют стихотворение.
Дети под деревом находят семью из трех медведей. Формируется интерес к работе с мнемотаблицей.
Дети с помощью мнемотаблицы быстро заучивают четверостишие.
3. Показ театра «Три медведя»
Закрепить знания детей о членах семьи; понятие большой, поменьше, маленький. Театрализованный показ сказки с помощью перчаточного театра. Наглядная форма работы.
Воспитатель показывает сказку.
Продолжаем «путешествие по лесу», под красивым деревом находим домик- там куклы -бабушка и дедушка -это семья Машеньки
Воспитатель предлагает детям «постряпать пирожки для бабушки и дедушки»
Дети заинтересованы театрализованным представлением.
Дети рады, что нашли семью для Машеньки.
Формирование творческой личности средствами театральной деятельности. Развитие устойчивого интереса к сказке как к произведению искусства.
Закрепляются понятия «семья», большой, маленький, поменьше.
Формируется понятие, что бабушки и дедушки, тоже члены семьи.
Словарь детей пополнился понятиями : «члены семьи»
4. Пальчиковая игра. Игра. Для развития мелкой моторики воспитатель предлагает пальчиковую игру:
У меня есть папа,
У меня есть мама,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
У меня есть братик,
А у них есть я. Это вся моя семья Дети с удовольствием участвуют в игре Формируется понятие «семья» Развивается моторика мелких мышц пальцев, умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
5. Лепка из соленого теста. Закреплять умение работать с соленым тестом, скатывать тесто в колобок, расплющивать колобок в лепешку и соединяя края лепешки -изготавливать пирожок. Продуктивная деятельность. Фронтальная, индивидуальная форма работы. Воспитатель показывает приемы выполнения лепки. Дети вспоминают приемы лепки, выполняют работу. Закрепляются приемы лепки из соленого теста.
Формируется навыки работы с соленым тестом, умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми; умение слушать.
Заключительная часть
Закреплять умение вступать в контакт со сверстниками, оценивать общий результат работы, участвовать в коллективном обсуждении.
Диалогический метод Педагог предлагает рассмотреть работы выполненные детьми.
-Для кого мы делали пирожки?
-Где нашли дом для Машеньки?
-Кто встретился в пути? Дети рассматривают свои поделки, «приглашают Машеньку и бабу с дедом угоститься пирожками» рассказывают какой путь им пришлось пройти, чтоб найти дом для Машеньки. Умеют вступать в обсуждение проделанной работы, обсуждать и оценивать свою деятельность и сверстников. Формируетсяумение вступать в контакт со сверстниками, оценивать общий результат работы, участвовать в коллективном обсуждении.
Рефлексия
Закреплять понятия «семья», «члены семья» Диалогический метод осуществления рефлексии.
Воспитатель создает общий настрой, подводит к пониманию того, что семья -это место, где не ссорятся, не дерутся, помогают и защищают, любят и понимают друг друга.
Дети обсуждают «путешествие», как они помогли Машеньке найти семью и раскладывают на тарелочки «угощение-пирожки». Созданы условия для эмоциональной отзывчивости и благополучия детей; понимание и усвоение детьми представленного материала. Формируется понятие о дружной семье, о помощи ближнему в трудную минуту.
3. Список литературы, источников, ресурсов в сети Интернет
1.1. Для педагога:
1. Волчкова В. Н. ,Степанова Н. В. "Развитие и воспитание детей младшего возраста".
2. Шипицина Л. М. "Азбука общения".
3. Калмыкова Л. Н. Здравствуй, пальчик! Как живешь? : картотека тематических пальчиковых игр/ сост. Л. Н. Калмыкова. - Волгоград: Учитель,2014.-247 с.
4. Художественное творчество. Система работы во второй младшей группе детского сада/авт. -сост. Т. С. Комарова. – М. :МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012.
5. Помараева И. А Занятия по формированию элементарных математических представлений во 2 младшей группе детского сада. Планы занятий. Издательство Мозакика-Синтез Москва 2010-48с
6. Занятия по изобразительной деятельности во второй младшей группе детского сада. Конспекты занятий. /Т. С. Комарова/, - М. :Мозаика-Синтез, 2008.
1.2. Для родителей:
1. «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» Е. К. Ривина. Пособие для педагогов и родителей. М. : Мозаика – синтез,2008г
2. Социально – эмоциональное развитие детей 3-7 лет» Т. Д. Пашке