Лященко
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности «Помощники умной головы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Помощники умной головы»
Цель – Развитие познавательных мотивов ребёнка, активного отношения к окружающей действительности и способам её изучения.
Задачи:
Образовательные : - закрепить представления детей о строении человеческого тела, об основных органах чувств человека и их значении. - закрепить представления о признаках объектов.
Развивающие:
- развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Воспитательные:
- воспитывать ценностное отношение детей к собственному организму.
Публикация «Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности „Помощники умной головы“» размещена в разделах
Материалы и оборудование: мяч, кукла «Красная Шапочка» с ярко выраженными анализаторами, значки-анализаторы (глаз, ухо, язык, нос, рука, значки-признаки объектов, наборное полотно для морфотаблицы, контейнер с мандаринами по количеству детей, пластиковые тарелочки по количеству детей, мандариновые дольки на шпажках по количеству детей, салфетки.
Этап, его продол-жительность Задачи этапа Методы, формы,
приемы, возможные виды деятельности, № или образ слайда из мультимедийной презентации Деятельность педагога Предполагаемая деятельность воспитанников
Организационный
1 мин Создать позитивно эмоциональный настрой обучающихся на принятие учебных задач.
Закрепить представления детей о строении человеческого тела. Приветствие.
Игра с мячом ОТСМ ТРИЗ «Я – целое, вы – мои части» - Ребята, посмотрите, сколько гостей у нас сегодня в группе! Давайте всем улыбнёмся и поздороваемся.. Посмотрите кто к нам сегодня пришёл?
– Красная Шапочка мне сказала, что ей очень хочется ходить в наш детский садик, только она переживает, что ей не разрешат, потому что она сказочная девочка и будет не похожа на вас. Дети стоят на ковре, здороваются с гостями.
– Красная Шапочка.
Мотивационно-побудительный
1 мин
Формировать представление о дальнейшей деятельности, воспитывать желание прийти на помощь.
Работа с куклой «Красная шапочка»
– Молодцы. Вот всё что вы мне назвали: и нос, и язык, и ушки, и глазки – это всё помощники умной головы. Садитесь на коврик
– Дети у меня есть значок – признак. Что он обозначает? (педагог демонстрирует значок признака «части»). - Молодцы. Давайте поиграем в игру «Я – целое, вы – мои части». Становитесь в кружок. - Я голова, вы – мои части (Мяч передаётся по кругу) (воспитатель демонстрирует куклу «Красная Шапочка» с ярко выраженными анализаторами). – Красная Шапочка мне сказала, что ей очень хочется ходить в наш детский садик, только она переживает, что ей не разрешат, потому что она сказочная девочка и будет не похожа на вас. Как вы думаете, по строению тела Красная Шапочка такой же ребёнок как вы? Дети садятся на ковёр.
- Я –глазки, я – язык, и т. д.
- Да, Красная Шапочка выглядит как настоящая девочка.
Практическая работа
7 мин
Закрепить представления о признаках объектов.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Воспитывать ценностное отношение детей к собственному организму.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Развивать восприятие, внимание, память, наблюдательность, способность анализировать, сравнивать, выделять характерные признаки объектов.
Работа с морфологической таблицей.
Выполнение практического задания №1
Выполнение практического задания №2
Эксперимент «Определи объект по звуку»
Выполнение практического задания №3
Выполнение практического задания №4
Выполнение практического задания №5 –Ребята, а у меня для Красной Шапочки есть подарок, подойдите ко мне и возьмите этот объект, только Красной шапочке не говорите, пусть она сама при помощи помощников своей умной головы поймёт, что мы ей подарим?
- Садитесь, ребята, на коврик.
- Давайте мы познакомим Красную Шапочку с разными признаками объектов, которые ей будут помогать и познакомим со всеми значками признаков. - Итак, если Красная Шапочка посмотрит на объект глазами, какие признаки объекта она увидит? - Помести, Злата, в таблицу признак цвет. - Какой объект по цвету? - Всё верно глаза смотрят, а умная голова всё видит и понимает. - Скажите, ребята, какой признак объекта определит Красная шапочка если она понюхает объект носом? - Понюхайте объект. Какой он имеет запах?
– Помести, Александра, признак «запах» в таблицу.
- Итак, нос нюхает, а умная голова чувствует запах и всё понимает. - Скажите какой признак объекта определят уши Красной Шапочки? – Верно. Помести, Никита, признак звук в таблицу.
- Давайте с вами послушаем объект. Он звучит?
- А что нужно сделать, чтобы объект зазвучал?
– Сделайте это.
- Теперь объект издаёт звук?
- Правильно, наша умная голова поняла, что для того что бы объект издавал звук нужно воздействовать на него другим объектом, рукой. А теперь я вам предлагаю провести настоящий эксперимент, чтобы вы поняли, как работают ваши уши - помощники умной головы. Встаньте на ножки, подойдите к столу и внимательно слушайте, а ваша умная голова поймёт какие объекты издают эти звуки. (Воспитатель за ширмой переливает воду в пустую ёмкость). - Определите, ребята, какой объект издаёт этот звук? – Правильно. (Воспитатель повторяет процесс без ширмы) – Определите, ребята, какой объект издавал этот звук? (Воспитатель за ширмой шелестит листом бумаги). – Верно. (Воспитатель повторяет процесс без ширмы). – Определите, ребята, какой объект издавал этот звук? (Воспитатель за ширмой звонит в колокольчик). – Верно. (Воспитатель повторяет процесс без ширмы). - Молодцы. Итак, уши слушают, а умная голова всё слышит и понимает. Садитесь на коврик. -Ну а теперь давайте поможем Красной шапочке узнать признаки объекта, которые определяют помощники умной головы – руки. Покрутите, потрогайте объект со всех сторон. - Какой признак объекта определяют наши руки? - Правильно, помести, Самира, значок признака форма в таблицу.
- А теперь кончиками пальчиков проведите по поверхности объекта. Какой признак объекта сейчас определяют ваши руки?
– Правильно. Помести, Вероника, в таблицу значок признака рельеф.
- Какой объект по рельефу?
– Молодцы. Итак, рука трогает, а умная голова понимает и определяет форму и рельеф объекта. - Ну а теперь скажите какой признак объекта определяет помощник умной головы – язык? - Правильно. Помести, Ваня, значок признака вкус в таблицу. - Подойдите к столу, ребята, мы снова с вами проведём эксперимент. (На столе под салфеткой на тарелке дольки мандарина на шпажках, рядом влажные салфетки). - Возьмите шпажку и положите в рот кусочек объекта. Шпажку положите на блюдце, пожуйте объект, почувствуйте его вкус, проглотите. Какой по вкусу наш объект? - Правильно, язык пробует, а умная голова понимает и определяет вкус объекта.
Дети берут мандарин из контейнера и пластиковую тарелочку для него.
Дети садятся на ковёр, мандарин помещают на тарелочке рядом с собой.
- Красная Шапочка увидит глазами цвет объекта. Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном.
– Объект по цвету оранжевый.
– Нос определит запах объекта.
Дети берут мандарин с тарелки и нюхают его. – Объект имеет мандариновый запах. Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном. – Уши Красной Шапочки определяют звук. Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном.
Дети прикладывают мандарин к уху и слушают.
–Нет, объект не издаёт звук.
– Нужно постучать по мандарину рукой. Дети берут мандарин с тарелочки и стучат по нему рукой.
– Да, теперь объект звучит.
Дети подходят к столу с ширмой.
– Это звук воды.
– Этот звук издаёт бумага.
– Это звук колокольчика.
Дети садятся на коврик.
Дети берут мандарин с тарелки трогают, крутят.
– Руки определяют форму объекта.
Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном.
Дети берут мандарин с тарелки, проводят по нему кончиками пальцев.
– Руки определяют рельеф объекта.
Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном.
– По рельефу объект гладкий.
– Язык определяет вкус объекта.
Ребёнок выбирает на столе заданный признак и помещает его в таблицу под сенсорным эталоном.
– Объект по вкусу сладкий.
Заключитель-ный этап. Рефлексия 1 мин Подведение итогов НОД, обобщение полученного детьми опыта.
Игровая ситуация - Какие вы молодцы. С помощью помощников умной головы вы познакомили Красную Шапочку с признаками объектов. Красная Шапочка, ты догадалась, что мы с ребятами тебе подарили. (Воспитатель слушает Красную Шапочку). - Догадалась – это мандарины. - С какими признаками объекта мы познакомили Красную Шапочку, ребята?
– Какие помощники умной головы нам помогали их определять? - Правильно. Теперь, Красная Шапочка ты поняла, что ты такой же ребёнок, как все наши дети, только немножко волшебный. А жить мы тебе предлагаем в нашей группе. Вы согласны, дети? -Ребята, а Красная Шапочка мне сказала, что очень хочет поделиться с вами мандаринами. Давайте попрощаемся с гостями, и Красная Шапочка приглашает вас на прогулку.
- Цвет, вкус, запах, рельеф, форма, звук. – Глаза, нос, язык, уши, руки.
-Да.
Дети прощаются с гостями.