Гурова Наталья Николаевна
Технологическая карта занятия в подготовительной группе «Русская изба: культура и традиции»
▼ Скачать + Заказать документы
Возрастная группа : подготовительная к школе группа
Цель: создание условий, способствующих формированию интереса к русскому наследию, через знакомство с русской избой, народными куклами.
Методы и приё мы:
Публикация «Технологическая карта занятия в подготовительной группе „Русская изба: культура и традиции“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
- наглядные: показ предметов русского быта, показ народных кукол, музыкальные инструменты;
- словесные: беседа, вопрос, поощрение;
- игровые: сюрпризный момент, игра на музыкальных инструментах;
Оборудование: тарелка, яблоко, макеты русской избы, музыкальные инструменты, заготовки народных кукол, мультимедийные – презентация с необходимыми изображениями, ПК, проектор; музыкальные – музыка «Русская народная»
Задачи образовательной программы
Обучающие: познакомить с избой – жилищем русского народа, с предметами русского быта; познакомить с народными куклами.
Развивающие: развивать интерес к произведениям русского народного творчества: развивать коммуникативные умения, связную речь, образное мышление; развивать умение участвовать в беседе, внимательно слушать и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к ценностям русского наследия : предметам, фольклору, играм, приобщать к культуре своего народа.
Этапы
деятельности Содержание деятельности Действия, деятельность педагога Действия, деятельность детей Планируемый результат
Предварительный этап Слайд 1 (звучит русская народная музыка)
Ой, вы гости дорогие, все нарядные какие!
Здравствуйте, добрые молодцы, здравствуйте,
красны девицы!
Давайте мы сегодня поздороваемся по русскому старинному обычаю (кланяются, прижав руку к сердцу).
Слайд 2
С порога поспешите, в избу проходите!
Педагог просит мимикой показать свое настроение Приветствие детей
Воспитанники кланяются, прижав руку к сердцу
Овладевают положительной установкой на предстоящую деятельность
Мотивационно – побудительный
Мне сказали, что здесь находятся дети, которые хотят знать всё на свете. А хотите узнать, чем вы будете заниматься сегодня?
Слайд 3
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в те времена, когда жили наши прапрабабушки, прапрадедушки, и поможет нам в этом чудесное блюдечко и наливное яблочко.
Слайд 4
Виртуальная экскурсия.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления, мотивирует на предстоящую деятельность Дети активно вступают в диалог, сосредотачивают внимание, проявляют эмоциональную заинтересованность
Ребенок проявляет любознательность, интерес
Содержательно-операционный
Много работали наши предки, уставали, а отдохнуть им помогали весёлые игры и музыкальные инструменты.
Выбирайте музыкальные инструменты, сейчас мы на них сыграем!
Слайд 5
Я принесла вам макет русской избы, давайте поближе посмотрим и назовем еще раз предметы русского быта, которые вы знаете и увидели на экскурсии.
А скажите, что еще интересного вы заметили на экране? Или (На что еще вы обратили внимание)
(Куклы).
Слайд 6
Куклы были повсюду: и игровые, и обрядовые, и куклы-обереги. В моем волшебном сундучке тоже находятся разные виды кукол. Давайте рассмотрим их.
Кукол делали из подручных материалов. Самыми распространенными из них были: обрывки ткани, пучки травы или сена, деревянные палочки, поленца, в качестве наполнителя - зола, ветошь.
Для того, что бы сделать тряпичную куклу, использовали куски тканей, оторванные от целого рулона или от одежды. Это делалось специально без ножниц, потому что, отрезая какой-нибудь лоскут или лишнюю ткань от куклы, можно было лишить ее целостности в смысловом значении. Все детали привязывались нитками или скреплялись узлом. На лице у кукол не рисовали глаз, носа, губ. Это делали по двум причинам. Во-первых, в доме не нужны были лишние глаза и уши, потому что через них в куклу могли проникнуть злые духи и тогда она станет сама источником несчастий. Во-вторых, неудачное выражение лица не только испортит характер куклы, но и оставит его таким навсегда. По народным поверьям, кукла «с лицом» как бы обретала душу и тем самым становилась опасной: могла сглазить и принести несчастья. Кукла без лица считалась неодушевленной, недоступной для вселения в нее злых сил, а значит, и безвредной.
Куклам не давали имен, считалось, что нарекая куклу, ее можно использовать во вред тому человеку, у которого будет или есть такое же имя. Поэтому игровых кукол называли просто куклами, ляльками, цацками и т. д.
Предназначение куклы определяло ее дальнейшую жизнь. Так, обрядовыми куклами никогда не играли, равно, как и игровые куклы не использовали в обрядах. А вот куклу-оберег иногда давали детям в качестве игрушки. Чаще всего это происходило с лечебными куклами, набитыми лекарственными растениями.
Вечерами люди собирались в большой избе, где пели песни, водили хороводы, рассказывали сказки, рукодельничали: пряли, вязали, вышивали, плели лапти и корзины. Такие вечера назывались посиделками.
Я вас тоже приглашаю на посиделки (садятся на стульчики).
Традиционно куклу делали «в подоле» на коленках, а не на столе.
Сегодня мы с вами окунемся в те времена и порукодельничаем, доделаем кукол – заготовок (повязать платок по старому стилю).
Слайд 7
Кукла, которую мы наряжаем, называется «Кувадка» («куватка») — кукла из ткани, являющаяся оберегом для новорожденного малыша. Ее предназначение — защита младенца от злых духов. Этих кукол вы заберете домой, они тоже будут вас защищать.
Педагог способствует физической активности детей
Педагог создаёт условия для осуществления задач, поставленных детьми; организует деятельность детей, направляет детей.
Способствует тому, чтобы дети самостоятельно решали возникающие проблемы
Дети играют на музыкальных инструментах
Дети рассматривают предметы быта, называют их.
Рассматривают народных кукол,
проявляют инициативу в их изготовлении,
анализируют свои ощущения, выражают собственные суждения Ребёнок активно взаимодействует со взрослым и сверстниками
Ребенок проявляет любознательность, старается выполнить поставленную задачу, самостоятельно преодолевает затруднения, выражает свои мысли
Самоконтроль Наше путешествие подошло к концу.
Где вы сегодня побывали?
- Что вам понравилось больше всего?
- Что же нового вы узнали?
Предлагает описать деятельность, которой дети занимались, комментирует высказывания Рассуждают, отвечают на вопросы Принимают участие в оценке процесса и результата деятельности
Рефлексия
Ребята, если сегодня на экскурсии было интересно, вы узнали что-то новое, довольны своей работай, то возьмите ладошки красного цвета. Если у вас возникли какие – то трудности при выполнении заданий - ладошки жёлтого цвета. А если вы не довольны своей работай, путешествие не понравилось - ладошки синего цвета. Предлагает детям оценить свой продукт деятельности Делятся впечатлениями;
испытывать чувство удовлетворённости своими результатами Оценивают результат своей деятельности