Светлана Иванова
Технологическая карта мероприятия НОД по экспериментированию с детьми средней группы «Маленькие волшебники»
▼ Скачать +Заказ
Технологическая карта
мероприятия непосредственно-образовательной деятельности
с детьми средней группы
Тема: «Маленькие волшебники»
(образовательная область «Познавательное развитие»)
Возраст детей, группа 4-5 лет, средняя группа
Цель развитие интереса к познавательно-исследовательской деятельности у младших дошкольников
Задачи Образовательные:
Публикация «Технологическая карта мероприятия НОД по экспериментированию с детьми средней группы „Маленькие волшебники“» размещена в разделах
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
-расширять представление детей о свойствах различных веществ и материалов (воды, бумаги, магнита, пластмассы, дерева, стекла, металла, резины);
-знакомить с техникой проведения опытов;
-обогащать словарь детей новыми словами (эксперименты, предположения, вывод).
Развивающие:
-развивать познавательный интерес, умение наблюдать, анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
-развивать коммуникативные умения;
-развивать мелкую моторику в процессе обследовательских действий.
Воспитательные:
-воспитывать самостоятельность и активность в процессе опытов;
-воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами;
-воспитывать любознательность, взаимопомощь.
Материал Материал к занятию: бутылочки с водой, гуашевые краски, бумажные, тканевые и пластмассовые цветы, емкость с водой, ключи и и панно с брусками разного материала по количеству детей (дерево, пластмасса, картон, железо, магнит, вата, резина, пенопласт; смарт-доска, видеоролик волшебник Оле Лукойе, волшебная палочка, колпачки.
Предполагаемый результат помочь волшебнику
Этапы Этапные задачи Деятельность педагога Осуществляемая деятельность воспитанника Предпосылки учебной деятельности Контроль результатов деятельности
I. Введение в ситуацию.
Вызвать внутреннюю потребность детей для включения в деятельность. Дети заходят в зал. Встают полукругом, лицом к гостям.
Воспитатель: Ребятки, давайте за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся. Посмотрите, к нам пришли гости, давайте мы с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
(Включается волшебная музыка и световой шар).
Воспитатель: Ребята, что это за волшебство! И музыка сама включается и огоньки мигают. Как вы думаете? (ответы детей). В беседе взаимодействуют с воспитателем. Мотивация к познавательной деятельности.
Умение определять информацию и способы ее достижения. Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю.
II. Актуализация знаний Создание мотивационной ситуации. Постановка детской цели. Слышен стук и на экране появляется волшебник.
Волшебник : Здравствуйте, ребята, я очень рад, что достучался до вас. В моей волшебной стране после сильного урагана все эксперименты перепутались, и теперь я даже не знаю, как водить туда экскурсии, что показывать и рассказывать. Не смогли бы вы мне помочь?
Воспитатель: А хотели бы помочь волшебнику? (постановка детской цели).
Волшебник : Для того, чтобы попасть в мою страну, где каждый день проводят эксперименты вам нужно самим стать волшебниками. Я отправил вам посылку со всем необходимым.
Дети и воспитатель вскрывают коробку и находят там волшебные колпачки и волшебную палочку.
Волшебник : Одевайте колпачки и вставайте в ряд, Светлана Николаевна будет махать волшебной палочкой, а я буду читать заклинание….
Дети встают.
Вокруг себя вы повернитесь
И волшебниками окажитесь.
(Дети кружатся).
Воспитатель: Мы с вами попали в чудесную страну экспериментов. Для чего мы с вами пришли сюда? (помочь волшебнику). Давайте попробуем разобраться, в чем тут дело.
Первый стол «Цветущий сад»
на столе большая емкость с водой, рядом цветы из различных материалов.
Воспитатель: название эксперимента «Цветущий сад» значит, цветы должны что сделать? (расцвести). А как заставить цветы цвести? (бросить их в воду). Давайте попробуем, каждый берет по одному цветку и кладет в воду. Маша, посмотри, твой цветок раскрылся? (нет) Из какого материала он был (из ткани). А у тебя Дима раскрылся цветок? (да) Из чего был цветок? (из бумаги). А у Светы раскрылся цветок? (нет) из какого материала он был? (из пластмассы) Какой мы можем сделать вывод? (раскрываются цветы из бумаги) Как вы думаете почему? (ответы детей) Вода проникает в пустое пространство между волокнами бумаги и заполняет их. В итоге, бумага разбухает, сгибы распрямляются, и цветок распускается. Давайте уберем цветы из других материалов и оставим только из бумаги (убирают)
Переходим к следующему столу.
Второй стол «Притяжение»
на столе панно с различным материалом и ключами по количеству детей
Воспитатель: ребята, эксперимент называется притяжение….что бы это значило? (ответы детей) Действительно давайте попробуем у кого ключ притянется. (пробуют) Ключ притянулся только у Миши. Как вы думаете почему? (ответы детей) Притягивать металлические предметы умеет только магнит, поэтому ключик не притянулся ни к картону, ни к пластмассе. Давайте все повесим ключи на магнит (вешают)
Переходим к третьему эксперименту Участие в диалоге. Постановка детской цели Выбор источников передачи информации из личного опыта. Ответы детей.
III. Затруднение в ситуации Фиксация затруднения.
Тренировка мыслительных операций Третий стол «Разноцветная вода»
на столе бутылочки с водой по количеству детей, одна бутылочка для воспитателя (недалеко столы с кисточками и гуашью)
Воспитатель: странно, посмотрите, ребята, разве вода разноцветная? (нет) как мы сможем ее раскрасить? (предположения детей) Может потрясти? (трясут, ничего не происходит, только у воспитателя вода окрашивается) Смотрите, у меня вода стала зеленого цвета. Как вы думаете почему? (ответы детей) Фиксация затруднения. Осуществление практической деятельности поискового характера. Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений. Ответы детей.
IV. Открытие нового знания или способа действий. Создать условия для открытия новых способов решения проблемы. Но ведь бутылочки закрыты крышками, как краска попала в воду? (предположения детей, Здесь должна быть какая-то подсказка… (недалеко нужно положить заламинированный лист с алгоритмом действий, как проводить такой эксперимент, надо, чтоб кто-нибудь нашел подсказку)
Посмотрите, Катя, нашла разгадку, чтобы волшебство получилось нужно на крышку изнутри нанести краску. Давайте попробуем это сделать. Проходите за столы. Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.
Умение формулировать простейший вывод Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю.
V. Введение новых знаний в систему знаний. Закреплять новые знания и способы их применения. Дети берут краски и кисти, садятся за столы и наносят краску на внутреннюю поверхность крышки. Затем возвращаются к столу с экспериментом, завинчивают крышку и трясут, вода окрашивается.
Воспитатель: какой вывод мы с вами можем сделать? (ответы детей) Вода бесцветная, т. е. не имеет цвета. Но если её смешать с краской, то она примет цвет краски. Давайте оставим на столе краску и кисточки, а еще бутылочки с чистой водой (заготовить заранее, а свои поставьте на этот стол, мы их с вами уже использовали. Применение в практической деятельности.
Умение творчески подходить к работе. Детское экспериментирование
VI. Осмысление (итог) Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности Воспитатель собирает детей около себя: ну вот и подошло к концу наше путешествие. И нам пора возвращаться в наш любимый детский сад (берет волшебную палочку)
Вокруг себя вы повернитесь,
И в саду вы окажитесь.
на смарт-доске волшебник :
Ребята, спасибо, вы очень мне помогли, и теперь я снова могу приглашать экскурсии к себе в лабораторию. До свидания.
Воспитатель: Ребята, а где мы сегодня были? (в волшебной стране экспериментов, в лаборатории и т. д.)
А кому мы сегодня помогали? (помогали волшебнику) А как? (проводили эксперименты)
Как вы думаете, у нас получилось помочь? (да)
Смотрите, у нас опять появилась какая-то посылка (в коробке значки «Настоящий волшебник»). Это волшебник оставил нам подарок (воспитатель раздает детям значки).
-Ну а теперь давайте попрощаемся с нашими гостями.
Дети: До свидания! Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели. Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности Ответы детей.