татьяна коротаева
Технологическая карта «Цветик-семицветик»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми
Тема (проект, событие) : «Цветик-семицветик»
Возрастная группа: старшая группа
Форма НОД: образовательная деятельность с использованием игровой технологии
Форма организации (групповая, подгрупповая, индивидуальная, парная) 8 детей
Учебно-методический комплект: Т. М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми», Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году», Т. А. Попова «Интегрированные циклы занятия по приобщению к русской народной культуре»
Публикация «Технологическая карта „Цветик-семицветик“» размещена в разделах
Средства:
Наглядные: иллюстрации из сказки «Цветик-семицветик»
Мультимедийные: проектор, экран
Литературные: отрывки из сказки «Цветик-семицветик», поговорки о доброте
Музыкальные: музыка из мультфильма «Цветик-семицветик»
Материальные: конструктор LEGO«Моя первая история», набор плоскостных геометрических фигур, карточки-цифры, картинки с временами года, игрушки.
Оборудование: LEGO –конструктор «Моя первая история», набор плоскостных геометрических фигур, карточки-цифры, цветик-семицветик (цветок из семи лепестков, карты-схемы для конструирования
Цель: формирование элементарных математических представлений, развитие творческого потенциала детей с использованием игровой технологии
ЗАДАЧИ образовательной программы
Образовательные:
закрепить умение ориентироваться во времени (дни недели, о составе числа;
учить применять математическую терминологию;
учить объединять предметы в группы (по сходным признакам);
учить конструировать с помощью карт-схем, представлять результаты своей работы
Развивающие:
развивать мелкую моторику рук, зрительное и слуховое восприятие;
развивать умение детей составлять описательные рассказы;
формировать устойчивый интерес к конструированию.
развивать умение анализировать; устанавливать связь между их назначением и строением.
Воспитательные:
способствовать сплочению детского коллектива при работе в группе;
воспитывать устойчивость внимания, желание работать с новым материалом.
Этапы совместной деятельности
Содержание деятельности
Действия, деятельность, педагогика
Деятельность детей
Планируемый результат
Актуализация знаний -Здравствуйте, ребята. Здравствуйте, гости!Ребята, я очень рада видеть вас. Предлагаю вам взяться за руки и подарить друг другу улыбку. А теперь посмотрите на наших гостей, подарим улыбку и им, чтобы настроение у всех было хорошее.
Ребята,а вы любите сказки? Я тоже очень люблю сказки и хочу прочитать вам отрывок, а вам - предлагаю отгадать, из какой сказки эти слова?
«Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, лишь коснешься ты земли, быть по-моему вели»
Верно. Эти слова из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик»
- Кто в ней главный герой?
-Как оказался цветок у девочки Жени?
-Какого цвета и сколько было лепестков?
-Сколько лепестков было истрачено на добрые дела?
-На какое доброе дело был истрачен последний лепесток? Создает эмоциональный настрой, готовность на совместную работу
Читает отрывок из сказки, показывает слайд.
Предлагает ответить на вопросы.
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления.
Поощряет высказывания Приветствуют гостей
Отгадывают загадку.
Дают ответы на вопросы Ориентация на сотрудничество с педагогом. Испытывают комфорт в общении
Вызвать интерес к теме. Вступают в контакт с воспитателем
Уточнить знания сказки «Цветик-семицветик»
Мотивация
Постановка проблемы
Ребята, посмотрите, у нас тоже есть цветок, но он без лепестков, цветку очень неуютно без лепестков, и он просит, чтобы вы помогли ему их вернуть.
Поможем? Как же мы поможем цветку вернуть лепестки?
Ребята, а лепестки-то не простые, на них написаны задания. Что мы будем делать с этими заданиями?
Да с вами я согласна, нам нужно выполнить задания, чтобы лепестки вернулись к цветку. Стимулирует интерес детей. Обращает внимание на цветок и лепестки лежащие рядом.
Задает вопросы. Дети рассматривают цветок, обращают внимание на оторванные лепестки.
Отвечают на вопросы. Ребенок начинает сотрудничать с педагогом, проявляет внимательность, заинтересованность в решении проблемы
Планирование Содержательная деятельность
Итак. Первое задание. Вспомните на какое желание Женя потратила первый лепесток. (Баранки) У меня тоже есть баранки, но они все одинаковые, а у Жени баранки были разные. «Купила Женя в магазине семь баранок: две баранки с маком для мамы, две баранки с тмином для папы, две баранки с сахаром для себя и одну– розовую маленькую баранку - для младшего братика Павлика» - цитата из сказки.
Задание №1
«Геометрические фигуры»
Разделитесь на 4 группы. Возьмите геометрические фигуры и разложите их на свои баранки, каждая команда выполняет свое условие:
1. По цвету
2. По форме
3. По величине
4. Найди лишнюю
Молодцы, а вот и первый лепесток, появившийся на нашем цветке.
Задание №2
«Неделька»
Ответьте на вопросы:
• Какие дни недели вы знаете?
• Сколько их?
• Какой день недели сегодня?
• Какой день недели завтра?
• Какой день недели был вчера?
• Какой день недели будет после среды, перед субботой, за вторником?
Предлагаю вам закрепить знания днейнедели с помощью кирпичиков ЛЕГО.
Работа с конструктором ЛЕГО.
Я буду вам называть дни недели, а вы будете вспоминать, какой это день по счету и подбирать соответствующееколичество кирпичиков указанного в задании цвета.
1. Для «вторника» выбираем кирпичики красного цвета.
2. «Среда»-кирпичики желтого цвета. Сколько кирпичиков положили? Почему?
3. «Пятница» - кирпичики зеленого цвета. Сколько кирпичиков положили? Почему?
Молодцы ребята, с заданием справились хорошо! Вот вам второй лепесток.
Задание № 3
«Разбитая ваза»
Вспомните, а какое еще желание Женя потратила на лепесток.
Перед вами лежат осколки разбитой вазы, но они смешаны с другими осколками, на них написаны цифры,
Для того, чтобы найти нужные осколки вазы, необходимо решить предложенные примеры. Если вы правильно решите примеры, по ответам найдете необходимые осколки и соберете вазу.
Молодцы и с этим заданием вы справились. На нашем цветочке появился еще один лепесток.
Задание №4
«Возвращаемся домой»
Ребята, вспомните, на что Женя потратила целых два лепестка?
Правильно, она отправилась на Северный полюс и вернулась обратно. А вы когда-нибудь путешествовали?
«Вопрос-ответ»
Ребята, скажите, что нужно знать, чтобы вернуться домой? Жене, для того, чтобы вернуться понадобилось потратить целый лепесток. А вы, ребята, знаете,как вернуться домой?
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте, хорошо?
Как называется страна, в которой мы живем?
Назовите столицу нашей Родины?
Как называется наш город?
Как называется наш детский сад, а на какой улице он находится?
А знаете ли вы ваш адрес?
Молодцы, этот лепесток ваш.
Физминутка
Предлагаю передохнуть.
На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз – вперед наклонимся, два – назад прогнемся. И наклоны в стороны делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, кто там начал отставать (Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие заниматься вновь начнем. (Дети садятся за столики.) За участие в физминутке вы тоже получаете лепесток
Задание №5
«Времена года»
Что ж, вы немного отдохнули. Нам необходимо прикрепить пятый лепесток к нашему цветку
Перед вами лежат картинки, на которых изображены четыре времени года, но что-то на них не так. Видимо художник что-то перепутал. Посмотрите внимательно и найдите ошибки. Для выполнения данной работы вам придется опять разбиться на 4 команды. Каждая команда работает со своей картинкой.
Молодцы, этот лепесток ваш.
Задание № 6
«Опиши игрушку»
А давайте вспомним, что еще пожелала Женя.
(На полке расставлены разные игрушки)
- Итак, мы в магазине игрушек. Он большой, много разных отделов.
- Какую игрушку вы бы себе выбрали. Опишите эту игрушку, чтобы другие дети догадались, о чем идет речь.
Молодцы, вы заслужили этот лепесток.
Задание №7
«Детская площадка»
А как Женя распорядилась последним лепестком? вспомните, что произошло в конце сказки?
Вовлекает в процесс
Задает вопрос.
Читает отрывок из сказки
Проговаривает задание
Задает вопросы, стимулирующие процесс мышления
Предлагает карточки с примерами, просит найти нужный ответ.
Задает вопросы
Отдает детям очередной лепесток
Проводит физминутку
Отдает детям очередной лепесток
Предлагает рассмотреть картинки «Ошибки художника». Задает вопросы
Предлагает составить описание игрушки, не называя ее.
Отдает лепесток
Стимулирует творческий потенциал детей Отвечают на вопросы.
Слушают отрывок из сказки
Выполняют задание. Выкладывают геометрические фигуры, соблюдая условия.
Отвечают на поставленные вопросы
Выполняют задание с помощью конструктора ЛЕГО
Решают примеры, находят правильные ответы, собирают вазу.
Отвечают на вопросы
Дети крепят лепесток на цветок
Выполняют физминутку
Дети крепят лепесток на цветок
Находят ошибки художника на картинках, проговаривают, что должно быть нарисовано
Составляют описание игрушки, не называя ее.
Дети приступают к заданию
Дети крепят лепесток на цветок
Отвечают на вопросы, фантазируют Умение классифицировать геометрические фигуры по различным признакам
Умение выполнять задания на слух с определенными условиями.
Вспоминают дни недели, ориентируются в них
Формируют умение абстрактно мыслить
Умение самостоятельно принимать решение, находить правильный ответ.
Уточнить знания детей.
Появляется бодрость для выполнения следующего упражнения
Умеют находить и исправлять ошибки, давать полный обоснованный ответ
Умеют описывать объект, не называя его. Свободно оперируют описательными прилагательными
Радость победы, выполнения очередного задания
Умение составлять описательные рассказы
Самостоятельная работа Воспитатель обращает внимание детей на силуэты матрешек из белой бумаги.
- Ребята, посмотрите на этих матрешек, сравните их с деревянными, чем они отличаются? (Матрешки не нарядные, не украшены платочки, сарафаны)
- Ребята, как вы думаете, что нужно сделать, чтобы матрешки стали нарядные, красивые, как их деревянные подружки? (Ответы детей)
- Молодцы! Очень любят все матрёшки разноцветные одёжки! Кручу, верчу, превратить вас хочу. Хочу превратить вас в мастеров. Пройдёмте в ваши мастерские, и там каждый украсит узорами свою матрёшку. Дети самостоятельно наносят узор ватными палочками.
Воспитатель. Посмотрите, как много ярких, красивых, разных матрешек появилось у нас.
- Матрешку делают только в нашей стране России, и только русские мастера. Когда к нам в Россию приезжают иностранные гости, они обязательно везут домой на память нашу русскую народную игрушку - матрешку.
Планирует совместно с детьми, вовлекает детей в самостоятельную деятельность. Предлагает самостоятеельно выполнить задание.
Самостоятельно решают поставленную задачу. Делают выбор, выполняют задание.
Ребенок проявляет самостоятельность в своей деятельности. Развивается воображение, творческая активность.
Ребенок проявляет творческий подход, оригинальность, формируются навыки партнерского взаимодействия
Рефлексия. Молодцы, у вас получились замечательные матрешки.
-Ребята назовите мне русскую народную игрушку, о которой мы сегодня говорили?
- Ребята, а вам нравится матрешка? Почему Вы все здорово потрудились и справились с заданиями.
Побуждает детей проанализировать свою деятельность Высказывание по поводу выполненных работ. Испытывают удовлетворение от выполненной деятельности