Юлия Черникова
Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности «Ментальная арифметика»
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Обоснование выбора темы.
Формирование математических представлений – важнейшее средство интеллектуального развития дошкольника, его познавательных и творческих способностей. Проблема интеллектуального развития у дошкольников нашла нашла свое отражение в работах различных авторов, которые осуществлялись в области математического развития детей – это Л. Н. Вахрушева, Е. В. Соловьева, Н. Г. Белоус, Р. Л. Березина, З. А. Грачева, Е. А. Носова и другие исследователи. Система обучения, сложившаяся в детских дошкольных учреждениях, по мнению многих из них, может быть еще более ориентирована на развитие познавательных интересов и интеллектуальных умений детей к учению и положительно влияет на весь ход развития личности.
Публикация «Технологическая карта (конструкт) интегрированной образовательной деятельности „Ментальная арифметика“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ментальная арифметика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» март 2023
Ментальная арифметика – это методика гармоничного развития интеллекта, при которой используется азиатская технология вычислений при помощи разновидности счетов – абакус (соробан).
Ментальная арифметика способствует развитию памяти и образного мышления у детей. Упражнения на абакусе развивают мелкую моторику, стимулируют работу и гармоничное развитие обоих полушарий головного мозга, благодаря чему улучшается: концентрация внимания; фотографическая память; точность и быстрота реакции; творческое мышление; слух и наблюдательность; воображение. Как следствие повышается интерес и позитивное отношение ребёнка к обучению, появляется уверенность в себе.
Польза ментальной математики для детей дошкольного возраста:
1. Развивает творческие и интеллектуальные способности.
Благодаря занятиям ментальной арифметикой мозг ребенка включает программу гармоничного развития - работают аналитические способности левого полушария и визуально-пространственные способности правого, что способствует более быстрому развитию интеллекта ребенка.
2. Улучшает понимание математики
Ментальная арифметика помогает подружить ребенка с цифрами. Ребенок играет, а не нацеливается на заучивание правил, что часто является ключом к успеху, ведь основной деятельностью ребенка-дошкольника является игра.
3. Убирает рассеянность и невнимательность.
Ментальный счет требует высокой степени концентрации. Сначала дети развивают усидчивость и концентрацию на счетах абакус, а затем при выполнении операций в уме. Освоив технику один раз, дети используют ее не только при решении математических заданий, но и в других занятиях, а затем и в школьных предметах.
4. Развивает визуально-пространственное мышление
Когда ребенок вычисляет ментально, ему приходится держать в голове не только определенные образы, но и правила вычислений. За счет упрощенного вида - образа абакуса - эти вычисления не являются громоздкими и тяжелыми, а наоборот, помогают ребенку играть воображением и таким образом развивать визуально-пространственное мышление. Это пригодится ребенку в процессе решения геометрических задач.
5. Тренирует память (в том числе и зрительную).
В процессе обучения ребенок постоянно работает с образами, запоминает много картинок и действий в непринужденной обстановке. Часто родители жалуются, что у его ребенка "в одно ухо влетело, в другое вылетело" - это проблема показывает сложности с детской памятью: зрительной и краткосрочной, что тоже успешно решаемо на занятиях ментальной арифметикой.
6. Умение быстро ориентироваться.
Выполняя упражнения на абакусе, ребенок учится быстро ориентироваться и выполнять несколько действий одновременно, сохраняя при этом концентрацию и внимание. Такая согласованность действий в будущем поможет на контрольных работах в школе, где ребенок часто теряется из-за стрессового состояния.
7. Развивает нематематические навыки.
Хотя ментальная арифметика и основные упражнения в своей основе содержат непосредственно арифметику, занятия развивают важные социальные навыки - умение достигать результата и побеждать, доводить начатое до конца, способствуют повышению коммуникативных навыков. Дети становятся увереннее в себе, снимают психологическое напряжение.
Данное направление деятельности осуществляется мною в рамках дополнительного образования по программе краткосрочной образовательной практики «Ментальная арифметика». В программу включены методы и приемы нейропсихологии, а именно упражнения для развития межполушарного взаимодействия, нейрогимнастика, графомоторные дорожки, таблицы Шульте, направленные на полноценную работу правого и левого полушария мозга. Продолжительность реализации программы 3 года. Программа рассчитана на детей возраста 4-7 лет с учётом возрастных особенностей. Занятия проводятся в течение учебного года, один раз в неделю в соответствии с СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». Продолжительность занятия для возрастной категории 4-5 лет - 20 минут, для 5-6 лет - 25 минут, для 6-7 лет - 30 минут. Занятия проводятся в групповом помещении во второй половине дня в совместной деятельности.
Режим организации занятий по данной программе определяется календарным учебным графиком. На изучение каждой темы занятия отводится 2 учебных часа, количество 36 занятий, количество учебных часов – 72 часа.
Актуальность: определяется важностью создания условий для формирования у дошкольников навыков пространственного мышления, которые необходимы для успешного интеллектуального развития ребенка, а также необходимость повышения скорости мышления и умения обрабатывать большой объем информации.
Новизна данной темы определяется инновационным подходом к изучению современных направлений в познавательном развитии детей, и использованием в процессе обучения игровых, сюжетных и интегрированных методов.
Цель работы: познакомить педагогов с уникальной методикой развития интеллектуальных и познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста через обучение детей ментальной арифметике.
Занятие по ментальной арифметике включает :
- на начальных этапах занятий ментальной арифметикой используется абакус (счеты, в дальнейшем дети производят вычисления в уме, создавая мысленный образ абакуса;
- письменные упражнения в индивидуальных тетрадях по ментальной арифметике.
Структура занятия:
1. Занятие всегда начинается с разминки и приветствия
2. Тренировка пальцев (упражнения на абакусе по теме урока)
3. Новая тема или закрепление
4. Решение примеров, работа с тренажером
5. Работа с карточками
6. Дополнительные задания и игры
7. Ментальный счет.
На каждом занятии используются физкультминутки, пальчиковые игры, гимнастика для ума.
Технологическая карта интегрированной ОД с детьми дошкольного возраста (4-5 лет)
«Ментальная арифметика»
Составитель: Черникова Ю. С.
Организация совместной образовательной деятельности
Тема: «Знакомство с абакусом»
Возрастная группа: Дети дошкольного возраста 4 – 5 лет.
Форма организации: групповая, подгрупповая.
Форма образовательной деятельности : интегрированная образовательная деятельность.
Средства: наглядные и коммуникативные
Оборудование: Счеты, калькулятор, счетные палочки, абакусы, таблицы Шульте, ИКТ.
Раздаточный материал:
- Графомоторные дорожки;
- Листы бумаги с шаблонами для рисования двумя руками одновременно;
- Цветные карандаши;
- Пропись от 1 до 4;
- Абакусы на каждого ребенка
Цель: познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.
Задачи:
1. Обучающие задачи:
– Дать представление о работе на абакусе.
– Познакомить с назначением косточек.
– Учить составлять на абакусе числа в пределах пяти.
2. Развивающие задачи:
– Развивать познавательный интерес и мотивацию к учебной деятельности.
– Развивать зрительное и слуховое восприятие.
3. Воспитательные задачи:
– Воспитывать самостоятельность, активность.
– Воспитывать желание оказывать помощь нуждающимся в ней.
– Способствовать формированию коммуникативной культуры.
Планируемый результат:
Вызвать интерес к ментальной арифметике
Познакомить детей с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом.
Этап деятельности Содержание совместной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению планируемых результатов Планируемый результат
Вводная часть
Предварительный этап Ребята, у нас сегодня интересная, но очень необычная встреча. К нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся с ними. Эмоционально включает в действие. Создание положительного эмоционального фона. Дети здороваются, улыбаются. Дети проявляют интерес к общению
Организационный этап
Ну а я приглашаю вас удобно расположиться на ковре и поприветствовать друг друга:
Здравствуй, Небо! Здравствуй, Солнце! Здравствуй, Земля!
Здравствуй, планета Земля! Здравствуй, наша большая семья! Задаёт положительный эмоциональный настрой. Заинтересовывает детей в дальнейшей деятельности. Садятся на ковер, в круг, произносят приветствие, соответственно словам выполняют движения: поднимают руки вверх; руками над головой описывают большой круг;
плавно опускают руки на ковер;
описывают большой круг над головой; берутся за руки и поднимают их вверх. активно взаимодействуют с взрослым Дети настроены на общение.
Целевой этап Ребята, сегодня нас ждет увлекательное путешествие в мир математики, где нас уже ждет наш друг филин Филя. Но прежде, чем туда отправиться, нужно подготовиться. Ведь только ловким, внимательным и сообразительным детям откроется путь в этот чудесный мир. Вставайте на ножки. Создание ситуации общения, интереса к происходящему, создание проблемной ситуации Смотрят на воспитателя, улыбаются Проявляют интерес к предстоящей деятельности
Нейрогимнастика (гимнастика для ума)
Упражнение «Ухо – нос» Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой - за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук – правой рукой возьмитесь за кончик носа, а левой рукой – за противоположное ухо. Молодцы! Способствование активизации мозговых центров ребенка Дети стоят на ковре.
Выполняют упражнение Оптимизируются интеллектуальные процессы, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга
Основная часть
Пальчиковая гимнастика.
Работа на абакусе
Знакомство с цифрами на абакусе. Работа в прописи
Физкультминутка
Таблицы Шульте
Воспитатель: Ну а мы с вами продолжаем свой путь. А вот и наш друг – филин Филя. И он приглашает вас занять места за столами.
Ребята, перед вами лежат палочки, возьмите их в кулачки. Освободите большой и указательный пальцы. Давайте попробуем, поработать сначала большим пальцем, а потом указательным:
Чтоб прилежно посчитать
Нужно пальчики размять:
Вверх — большой, вниз — указательный,
Вместе — крабик замечательный.
Посмотрите, ребята, какой счетный инструмент лежит перед вами? Правильно, абакус. Мы его уже видели на картинке. А сегодня филин Филя предлагает вам научиться им пользоваться. Вам интересно? Хотите научиться?
Прежде, чем приступить к работе, мы должны правильно расположить абакус на столе: абакус кладем на расстоянии четырех пальцев от края стола и придерживаем свободной рукой – левой
А сейчас давайте попробуем подвигать косточки: верхние «пятерочки», указательным пальцем, а нижние, «единички», большим пальцем (дети пробуют работать на абакусе, передвигая косточки. Обнулите свои абакусы.
Пришло время познакомиться с цифрами на абакусе. Внимание на экран.
Сколько черепашек мы видим? 1 Посмотрите, как пишется цифра 1, придвиньте к себе листочек, который лежит на вашем столе и попробуйте написать цифру 1. А дальше, посмотрите как изображается цифра 1 на абакусе.
Я вам сейчас покажу на моем абакусе, как изображается цифра 1. (показ). Попробуйте на своих абакусах показать мне цифру1. Молодцы. Обнулите абакус.
Сколько жучков нарисовано на картинке? 2 Посмотрите, как пишется цифра 2, попробуйте ее написать, а дальше изображение цифры 2 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 2 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 2. Обнулите абакус.
Сколько попугаев нарисовано на картинке? 3 Посмотрите, как пишется цифра 3, напишите ее на листочках, дальше изображение цифры 3 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 3 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 3. Обнулите.
Сколько рыбок нарисовано на картинке? 4 Посмотрите, как пишется цифра 4, напишите такую же цифру у себя на листочке, дальше изображение цифры 4 на абакусе. Посмотрите, как я изображу цифру 4 на абакусе. (показ). Теперь вы на своих абакусах покажите цифру 4. Молодцы! Обнулите абакус.
Я вижу, вы немного устали, давайте отдохнем. Подойдите ко мне.
Раз, два, три, четыре, пять.
Можно все пересчитать. / (Ходьба с выставлением указательного пальца вперед.)
Сколько в комнате углов? / (Показать на углы с поворотами туловища)
Сколько ног у воробьев? / (Приподнимать поочередно ноги)
Сколько пальцев на руках? / (Раскрыть пальцы рук)
Сколько пальцев на ногах? / (Присесть, коснуться носков ног)
Сколько в садике скамеек? / (Полуприседания)
Сколько в пятачке копеек? / (Попрыгать легко или приподнимать пятки)
Ребята, посмотрите, вы знаете уже целых четыре цифры. Помогите филину Филе назвать их по порядку.
Имитация работы на абакусе в воздухе.
Познакомить с основным инструментом ментальной арифметики – абакусом
Научить правильно располагать абакус на рабочей поверхности (на столе)
Научить правильно предвигать косточки на абакусе
Включение в работу ИКТ, учит детей прописывать цифру 1 (2, 3, 4) и обозначать ее на абакусе.
Показывает и свою заинтересованность
Направляет детей на правильные действия
Продолжать учить детей цифры
Продолжить развивать память
Побуждает детей к выполнению задания
Индивидуальная работа.
Затрудняющимся в выполнении задания предложить помощь привлечь детей к взаимопомощи.
Проговаривает текст и показывает движения физкультминутки
Способствует устойчивости внимания, развитию памяти у детей
Дети садятся за столы
Выполняют упражнение: пробуют в воздухе двигать сначала большим пальцем, потом указательным.
Рассматривают абакус, отвечают на вопросы воспитателя
Дети располагают абакус на столе
Двигают косточки на абакусе
Смотрят на экран, отвечают на вопросы, пробуют написать цифру 1 (2, 3, 4) в прописи и изобразить ее на абакусе
Повторяют за воспитателем движения, проговаривают слова при желании
Выходят по очереди к доске и с помощью указки называют и показывают цифры в таблицах
Вырабатываются правильные навыки использования пальцев при работе с абакусом
Знакомство с абакусом
Дети правильно располагают абакус на столе перед собой
Вырабатывается навык движения пальцев при работе с абакусом
Дети различают цифры (от 1 до 4) визуально, могут написать их на бумаге и изобразить на абакусе.
Умение слушать, выполнять задания.
Проявляют интерес к теме занятия.
Проявляют наблюдательность, любознательность, используют ранее полученные знания.
Умение следовать правилам
Овладение умениями работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции. Проявляет ответственность за начатое дело.
Снятие эмоционального напряжения детей через двигательную активность
Проявляют наблюдательность, любознательность, используют ранее полученные знания.
Заключительная часть
Итог деятельности Молодцы! Все справились с заданиями!
А кто вспомнит, как называется инструмент, на котором мы с вами сегодня работали?
Ребята, вам понравилось работать с абакусом в стране математики? Что было сложнее всего для вас? А с чем вы справились легко?
Большое спасибо говорит вам филин Филя и я говорю вам спасибо за плодотворную работу, наше занятие подошло к концу! И мы с Филей награждаем вас медалями за успехи в математике. До свидания, ребята! Привлекает детей к подведению итогов, к рефлексии (самоанализу)
Подведение итогов деятельности, рефлексивная деятельность детей, как индивидуальная, так и подгрупповая, (выход из деятельности, учет индивидуального темпа ребенка).
Организация сюрпризного момента, награждение детей Дети подводят итог своей деятельности, общаются.
Рассказывают о том, что было интересного, почему, чему научились, показывают и рассказывают другим, делятся собственным опытом. Если были затруднения, как справились с трудностями.
Радуются, прощаются с гостями. Проявляют эмоциональное отношение к результату.
Умение оценивать результат своей деятельности.
Умение выражать чувства;
Умение делать выводы
Стимуляция самоутверждения ребенка, уверенности в собственных возможностях.