сухарникова елена
Технологическая карта по ФЭМП «Арифметика для Буратино решать арифметические задачи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия «Арифметика для Буратино». Составление арифметических задач на сложение и вычитание. (ФЭМП)
Культурная практика Познавательно-исследовательская, игровая, коммуникативная, двигательная деятельности
Культурно-смысловой контекст Научить Буратино составлять задачи
Цель Приобретение воспитанниками опыта логического мышления во время составления арифметических задач на сложение и вычитание
Публикация «Технологическая карта по ФЭМП „Арифметика для Буратино решать арифметические задачи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- «Буратино»
- Темочки
Задачи 1. Осваивать с детьми анализ задач на сложение и вычитание: структура задачи, отличия задачи от рассказа и загадки, наличие каждого компонента структуры, необходимость двух числовых значений в условии, вопрос в задаче должен начинаться со слова «сколько?»
2. Закреплять умения детей считать в прямом и обратном порядке, навык нахождения смежных чисел в пределах 10, знание состава чисел первого десятка из двух меньших.
3. Воспитывать умение выполнять задание в группе сверстников, активно действовать в условиях проблемной ситуации, развивать навыки взаимоконтроля и самоконтроля у детей во время работы в группе, в подгруппе и индивидуально.
Оборудование Демонстрационный: мультимедийная установка, видео-письмо от Буратино, карточки с задачами, мяч, музыкальная игра «Буратино и Мальвина», схема задачи «пирамидка», игрушка – пирамидка с 4 кольцами, кубики разного размера, другие крупные игрушки, предметные картинки.
Этапы
Деятельность педагога, приёмы работы педагога Деятельность детей Планируемые результаты
1. Введение в игровую ситуацию
Звучит знакомая мелодия из фильма «Золотой ключик».
- Из какой сказки эта мелодия?
- Почему же Буратино попал в Страну дураков?
- Он не пошел в школу и не научился составлять задачи. Вы же помните, что Мальвина взялась за его воспитание, и на уроке математики она дала ему задание – составить задачи. Буратино просит нашей помощи.
- Хотите помочь Буратино?
- А как вы сможете ему помочь? коммуникативная Готовность помочь Буратино разобраться с задачами.
2. Актуализация знаний и умений
-Чтобы составлять задачи мы с вами повторим счет.
1. Дидактическая игра «Весёлый счёт».
2. Дидактическая игра с мячом «Составь число 5 (6, 7, 8, 9, 10) из двух меньших».
3. Подвижная игра «Сделай пружинок (прыжков, хлопков, наклонов) на одну меньше (больше)». (использовать цветные предметные картинки). Коммуникативная
Игровая
Познавательная
Двигательная
Могут считать в прямом и обратном порядке в пределах 10.
Знают состава чисел первого десятка из двух меньших.
Умеют быстро находить смежные числа.
Снятие эмоционального и физического напряжения.
3. Затруднение в ситуации
– Буратино с экрана зачитывает задачу, которую он придумал по заданию Мальвины.
Задача. «Я подарил Мальвине 3 ромашки и 2 василька. Какого цвета ваза у Мальвины?»
- Решите эту задачу.
- Можно ли решить задачу?
- Почему невозможно решить эту задачу?
- Что нам надо знать про задачу? Коммуникативная
Познавательная
Игровая
Заинтересованность в общении с героем, желание помочь.
Умение выполнять задание в группе сверстников, активно действовать в условиях проблемной ситуации.
Понимание того, что вопрос в задаче должен быть «сколько?»
4. Открытие нового знания (способа действия)
- Ребята, как вы думаете, какие части есть у задачи?
- Что такое условие? Какое оно? Что оно в себе содержит?
- С какого слова начинается вопрос задачи?
- А что надо сделать после того как мы услышали вопрос в задаче?
- А как называется результат решения задачи?
- А теперь посчитайте, сколько частей у задачи?
- У нее четыре части, все они взаимосвязаны и каждая последующая часть короче предыдущей. - Подумайте, на какую игрушку может быть похожа задача?
- Нижнее кольцо у пирамидки – это символ условия. Как вы думаете почему? Какое условие у задачи Буратино? А почему оно такое длинное? Что должно быть в условии задачи обязательно? Правильно составлено условие в задаче у Буратино?
- А как вы думаете, что может обозначать второе кольцо у пирамидки?
- Почему второе кольцо короче первого?
- Какой вопрос у задачи Буратино?
- Сможем мы найти на него ответ?
- А на какой вопрос мы сможем найти ответ?
- Вопрос к задаче начинается со слова «Сколько?». Придумайте вопрос к задаче Буратино.
- А как вы думаете, что может обозначать третье кольцо у пирамидки?
- Почему третье кольцо короче второго? Какое решение у задачи, которую мы составили вместе?
- У пирамидки есть четвертое кольцо, как вы думаете, что оно обозначает? Чем заканчивается каждая задача? Почему ответ обозначается самым маленьким кольцом?
Музыкальная динамическая пауза «Буратино и Мальвина»
Коммуникативная
Познавательная
Игровая
Понимание того, что у задачи всегда есть определенные компоненты, порядок которых никогда не меняется.
Понимание того, что вопрос в задаче должен быть «сколько?»
Появление интереса к освоению нового способа осмысления структуры задачи (по пирамидке)
Снятие эмоционального и физического напряжения.
5. Включение нового знания (способа действия) в систему знаний и умений детей
У Буратино есть еще несколько задач.
Задача 2. «Пьерро держал в руке 4 воздушных шарика, но часть из них улетела. Сколько шариков осталось у Пьерро?»
- Можно решить такую задачу? Почему?
- Какая часть задачи придумана неправильно? А где эта часть на пирамидке?
- Что надо изменить в условии?
- Составьте правильно все части задачи, пользуясь правилом «пирамидки».
Задача 3. «С одной стороны от стола поставили 5 девочек, а с другой 3 мальчика. Как зовут этих детей?»
- Можно решить эту задачу? Почему?
- А где эта часть на пирамидке?
- С какого слова должен начинаться вопрос в задаче?
- Составьте правильно все части задачи, пользуясь правилом «пирамидки».
Задача 4. «Два кольца, два конца, а посередине гвоздик. Что это?»
- Можно решить эту задачу? Почему?
- А может быть это совсем не задача? А что это?
- Придумайте свою задачу для Буратино, ведь у него задание от Мальвины составить 4 задачи.
- Помните о правиле «пирамидки» при составлении задачи.
Коммуникативная
Познавательная
Продуктивная
Двигательная
6. Осмысление
Беседа:
- Какой новый способ составления задачи узнали?
- Легко придумывать задачу, если помнить о пирамидке? А Буратино сможет, как вы думаете?
- Что для этого он должен помнить?
- А что вам было интересней: переделывать задачи Буратино или придумывать свои задачи?
Индивидуальная рефлексия:
- А что у тебя не получилось сегодня?
- Как думаешь почему?
- Кто или что тебе помогло?
- С какой задачей тебе было сложнее?
Составление письма для Буратино про новый способ составления задачи по пирамидке (предложить отправить схему или игрушку Буратино) Поощрение от лица Буратино Коммуникативная
Игровая
Познавательная
Осмысление нового алгоритма.
Осознание себя участником общего процесса.
Формирование адекватной самооценки.