Екатерина Ванина
Технологии развития ориентировки на плоскости у детей 6–7 лет на занятиях по аппликации
▼ Скачать + Заказать документы
Формирование представлений о пространстве и навыков ориентировки в нем у детей имеет в своей основе осуществление ими аналитико-синтетической деятельности по вычленению и обобщению пространственных признаков и отношений. Большими возможностями для организации этого процесса обладают различные виды продуктивной деятельности, в частности, аппликация. В ходе этой активной преобразующей деятельности у ребенка целенаправленно формируются умения анализировать пространственные свойства и отношения объектов и воссоздавать на листе бумаги их целостный образ, выявлять и конструировать пространственные отношения в соответствии с поставленной целью, видоизменять объекты согласно меняющимся условиям, планировать результаты и основные этапы деятельности, учитывая последовательность ее выполнения не только во времени, но и в пространстве
Публикация «Технологии развития ориентировки на плоскости у детей 6–7 лет на занятиях по аппликации» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Ориентировка в пространстве
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2022
В процессе занятий аппликацией наиболее эффективно решаются следующие образовательные задачи:
формирование и развитие у дошкольников представления о пространственных признаках плоскостных объектов, о направлениях пространства и отношениях между объектами на плоскости;
формировать навыки свободного ориентирования на плоскости;
работать над усвоением детьми необходимой пространственной терминологии.
В старшем дошкольном возрасте необходимо обратить особое внимание на развитие ориентировки детей на листе бумаги. Это не сразу дается ребенку. Многие дети оказываются недостаточно подготовленными к школе: не знают, где у листа бумаги верх, где низ. В этом следует поупражнять детей на занятиях. Прежде всего, необходимо объяснить значение выражений в центре, посередине, справа, слева, сбоку, по верхней, по нижней, по боковой стороне справа, по боковой - слева, левый (правый) верхний угол, левый (правый) нижний угол, верхняя (нижняя) строчка и др., затем предложить ряд практических заданий на закрепление этих знаний Одним из эффективных приемов развития ориентировки на плоскости на занятиях по аппликации является так называемый «зрительный диктант». На первых этапах дети рассматривают готовую композицию орнамента, анализируют его и воспроизводят по памяти, пользуясь заранее заготовленными геометрическими фигурами. Может быть предложен другой вариант: дети создают орнамент под диктовку воспитателя. Педагог говорит, где какие фигуры следует разместить, но ничего не показывает. Например, положить квадрат на середину листа бумаги, вокруг разместить восемь треугольников (острым углом к квадрату, между треугольниками маленькие круги, а над треугольниками квадраты; в левом верхнем и нижнем углу разложить круги, соединив их между собой прямой линией. (Различные варианты зрительных диктантов даны на форзаце книги.)
На одном из подобных занятий дети могут самостоятельно создать орнаменты из готовых геометрических фигур, а затем рассказать, сколько каких фигур они брали и как их разместили.
На бумаге в клетку дети под диктовку воспитателя проводят отрезки, отсчитывая определенное количество клеток в указанном направлении. Если ребенок не допустил ошибок, то у него получится узор или рисунок.
На листе бумаги можно расположить цифры. Например, в центре положить цифру 5, справа от нее 6, а слева 4; над цифрой 5 (сверху) положить 2, справа от нее 3, а слева 1; под цифрой 5 (внизу) надо положить 8, справа от нее 9, слева от цифры 8 7. Цифры оказались расположенными по порядку в три строки. Воспитатель предлагает назвать их, начиная с первой строчки, «читая» слева направо.
Аналогично проводятся игровые по форме упражнения по выкладыванию лучинок. Требует сложных ориентировок и дидактическая игра «Полет в космосе», в процессе которой по листу бумаги темного цвета (космос) ребенок перемещает кружок (космический корабль) в соответствии с указанным направлением (маршрутом космического корабля) : из середины (центра) в левый верхний угол, затем в правый нижний и т. д.
Используя специально подобранный иллюстративный материал и прием «вхождения в картину», следует предлагать детям не только перечислить изображенные на ней предметы, но и определить их пространственное расположение, меняя последовательно точку зрения наблюдателя.
Наиболее сложные задания связаны с «чтением» графических изображений пространственных отношений и их моделированием детьми в виде рисунка, чертежа, плана, схемы и т. д. Такие упражнения выполняются на занятиях и в повседневной жизни в игровой форме, например: обставить кукле комнату как на рисунке, разведчикам найти спрятанный пакет, пользуясь картой, путешествие на игрушечном автомобиле в строгом соответствии с указанным маршрутом и т. д.
Дети осваивают условные знаки для обозначения предметов (геометрические фигуры, пространственных направлений (линии, стрелки) и т. д. От использования готовых схем можно переходить к самостоятельному их составлению. При этом схематическое изображение соотносится с реальной пространственной ситуацией. Анализируя ее, ребенок произвольно трансформирует трехмерное пространство в двухмерное. На основе словесного описания, используя предметные и пространственные ориентиры, можно составлять планы-схемы пути из детского сада домой, в школу, в ближайший магазин и т. д. Практически проделывая путь, в план-схему вносятся уточнения, дополнения и т. д.
Таким образом, в ходе занятий аппликацией у ребенка целенаправленно формируются умения анализировать пространственные свойства и отношения объектов и воссоздавать на листе бумаги их целостный образ, выявлять и конструировать пространственные отношения в соответствии с поставленной целью, видоизменять объекты согласно меняющимся условиям, планировать результаты и основные этапы деятельности, учитывая последовательность ее выполнения не только во времени, но и в пространстве.