Ирина Алексеевна Костенко
Методы, приёмы, средства и виды упражнений, активизирующие познавательную деятельность в процессе обучения математике
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная коррекционная школа осуществляет обучение и воспитание таких детей, которые в силу своего недоразвития или нарушения познавательной деятельности не могут обучаться в массовой школе.
Трудности в усвоении учебного материала учащиеся нашей школы нередко приводят к снижению их интереса к учению. Особенно трудным, и на первых порах нелюбимым предметом становится математика. Это и понятно, так как для овладения математическими знаниями необходимо умение отвлекаться, сравнивать, обобщать, а функции абстрагирования, обобщения у учащихся коррекционной школы резко снижены. Чтобы научить детей концентрировать внимание, развивать познавательную деятельность в процессе обучения необходимо разнообразить урок маленькими сюрпризами, играми, физминутками, соревнованиями.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Для успешного обучения и воспитания этих детей необходимо на первых же годах школьного обучения пробуждать их интерес к учебным занятиям, увлечь, мобилизовать их внимание, активизировать их деятельность.
Учитель должен использовать методы и приёмы, для формирования вычислительных навыков учащихся, привлекая красочный дидактический материал, используя задания с нематематической информацией.
Еще К. Д. Ушинский советовал включать элементы занимательности, игры в серьезный учебный труд учащихся. Это позволяет организовать и сделать более продуктивной работу школьников. Я остановлюсь на тех приёмах и видах игр, которые использую по формированию вычислительных навыков. Навык, как известно, приобретается в результате многократных повторений одних и тех же операций.
Обычная мотивировка занятий на уроке – «посчитаем устно», «я дам примеры, а вы решите», «сосчитайте, сколько получится» - надоедает учащимся, вызывает скуку и отрицательное отношение к вычислительной работе.
Учитель должен избегать однообразия в решении примеров и задач – проводить упражнения по привитию вычислительных навыков в игровой, занимательной форме. Загадочное название дидактических игр помогает мобилизовать внимание, детей. А наличие наглядности, соответствующей виду игры и чередование зрительных, слуховых и моторных упражнений меньше утомляют учащихся. Игра спутник человеческой жизни от колыбели до глубокой старости.
«Игра – писал А. М. Горький, - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменять».
В играх ребенок развивает свою инициативу, находчивость в преодолении препятствий.
Игра есть важнейшая союзница не только в воспитании детей, но и в обучении. Игрой пользуются, как одним из средств сообщения начальных сведений по математике. Включение игровых элементов делает занятия для детей привлекательными, помогает улучшить вычислительные навыки, создает рабочее настроение.
Один из приемов по формированию вычислительных навыков – учебные задания с нематематической информацией.
На занятии учащиеся выполняют математические задания, чередуя их с некоторой информацией о животных и событиях в форме беседы, что дает возможность усилить воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную активность детей.
Задание№1
А) Какая птица может ходить по дну водоема?
Воробей – 3
Оляпка – 4
Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой примеров. Результат последнего действия, число 4, соответствует слову оляпка.
-6 +7 -6 +5 -4
8
Как узнать, сколько всего единиц прибавили к числу 8, сколько из него вычли? Почему было 8, а стало -4?
Б) сколько слогов в слове оляпка? Из каких звуков состоит каждый слог?
В) Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой. Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дня, камешки. На дне ловит насекомых, червей, мальков рыб. Пойманную добычу птичка всегда выносит на берег и съедает. Перья у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врага, оляпка ныряет в воду.
Задание №2
А) из какой сказки слова: «…а дорога – далека, а корзина – нелегка. Сесть бы на пенек, съесть бы пирожок»?
«Три медведя» - 8
«Маша и медведь» - 6
«Медведь» - 4
Для проверки ответа пользуйтесь решением цепочки примеров.
-4
+5
-7
8
-1 +3
-6
Б) Какое слово общее в названиях данных трёх сказок? Сколько всего букв в слове медведь? Сколько разных букв?
В) Какие виды медведей обитают в нашей стране? (белые, бурые и черные). На большей части нашей территории обитают бурые медведи. Бурый медведь животное спокойное, нет в нем ни злобы, ни хитрости. Вот почему он часто является одним из персонажей сказок. В лесу надо быть очень осторожным не показываться зверям на глаза. Если же встреча с медведем неизбежна, то лучше дать знать о себе заранее, а не в последний момент. Отпугивает медведя громкий крик.
Задание №3
А) Какая змея самая длинная в мире?
Кобра – 10
Питон – 6
Анаконда – 9
6 21 18
27 15 3
12 9 24
Запишите в пустые клетки таблицы такие числа, чтобы квадрат стал математическим. Наименьшее и из этих чисел поможет вам ответить на вопрос.
Вычисление ученика:
1) 12+15+18=45
2) 45-(6+18)=21
3) 45-(6+12)=27
4) 45-(12+24)=9
Наименьшее из чисел 21,27,9 это – 9. Числу 9 соответствует анаконда – самая длинная змея в мире.
Б) в слове анаконда, подчеркните последнюю часть слова, которую можно перенести. Верно ли, что в слове анаконда не гласных букв, которые обозначают мягкость согласных звуков. Докажите.
В) Анаконда самая крупная змея с мире. Водится она по берегам рек, озер, болот Бразилии и Гвианы. Обитает ли в нашей стране? Большую часть времени анаконда проводит в воде. Её яд смертелен для человека. В неволе эта змея долго жить не может. Длина тела анаконды достигает 10м. на земном шаре около 2700 видов змей. Живут змеи везде: в лесах, болотах, пустынях, в пресной и соленой воде. Змеи грозные хищники, но и у них есть враги.
Я взяла примеры нескольких заданий. Мне нравится это вид работы. В предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей (он слушают, читают, говорят, считают, составляют примеры, решают их и записывают их результаты)
Дети узнают интересные факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствует общему развитию и побуждает к самостоятельному познанию нового.