Наталья Альбицкая
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательной деятельности уже на уровне дошкольного образования.
Публикация «Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
Целевые ориентиры, определенные ФГОС:
• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;
• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;
• ребенок способен к волевым усилиям;
• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;
• способен к принятию собственных решений.
Детская инициатива – самостоятельное, внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.
Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.
Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.
Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н. А. Коротковой) :
1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;
2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;
3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;
4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.
Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из методов обучения, но и как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.
Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»
Развивая любознательность и инициативность необходимо учитывать не только общие закономерности формирования познавательного интереса, познавательной активности перерастающую в познавательную деятельность, но и особенности детей с ЗПР.
Детей с задержкой психического развития характеризует:
- несформированность процессов саморегуляции;
- слабое проявление самостоятельности в деятельности;
- проблемы в эмоционально-волевой сфере;
- снижение интереса к деятельности;
- снижение потребности в общении, нарушение речевого развития;
- подражательный характер деятельности;
- снижение познавательной активности.
В своей работе мы используем следующие способы поддержки детской инициативы :
-создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;
-самостоятельный выбор ребенком сотоварищей;
-обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;
-создание образовательной и игровой среды, которая стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. Мы помним, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: строил, изображал, ощупывал, вырезал, составлял.
Мы стараемся тактично сотрудничать с детьми: не всё сразу показываем и объясняем, не преподносим сразу готовые решения, а создаем условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.
Для развития детской инициативности нужно :
1. Давать простые задания (снимать страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу).
2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.
С целью пробуждения и поддержки инициативы у детей с ЗПР мы используем следующие технологии :
Технологии поддержки детской инициативы :
технология проектирования;
технология экспериментирования;
технология моделирования, конструирования;
технологии продуктивной деятельности;
игровые технологии (Геокэшинг,Твигис);
технологии проблемного обучения;
технологии креативного мышления;
кейс – технологии;
технология групповой сбор : утренний и вечерний круг;
технология - Лэпбук;
ШОУ – Технологии.
Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. У нас в группе оборудован «Центр исследовательской деятельности», который оснащен необходимым материалом и оборудованием для реализации, предлагаемой нами работы.
Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Работу мы проводим с учетом уровня развития и познавательных интересов детей небольшими подгруппами.
Руководство педагога необходимо, так как у детей еще нет ни достаточного опыта, ни навыков. Особенно важно это помнить, работая в группе воспитанников с задержкой психического развития. Мы соблюдаем основные требования специальной педагогики: постепенное нарастание сложности экспериментов, оптимизация нагрузки для детей и создание благоприятных условий для их развития, поощрение активности и поддержание необходимого, достаточного уровня трудности.
Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :
1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.
2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.
3. Обеспечивать благоприятную атмосферу. Доброжелательность с педагога, его отказ от чрезмерного высказывания оценок и критики в адрес ребенка. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.
4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.
5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.
6. Содержать в открытом доступе различные атрибуты и пособия.
7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.
8. Поощрять различные творческие начинания ребенка.
Литература:
1. Как научить дошкольника приобретать знания. – А. И. Савенков – Ярославль: Академия развития, 2002г.
2. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. –Н. Н. Поддъяков – Волгоград : Перемена, 1994г.
3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой-М. : АРКТИ, 2005г.
4. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. –Н. М. Зубкова-СПб. : Речь;М. :Сфера, 2011г.
5. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка. Опыты, эксперименты, игры сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013г.