Получи документы

Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР

Наталья Альбицкая
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы

В Конституции Российской Федерации, в «Концепции модернизации российского образования», в Законе Российской Федерации «Об образовании в РФ» и других нормативных документах Российской Федерации сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного, ответственного человека, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора. Идеология современного дошкольного образования, заданная Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, - поддержка разнообразия детства. В связи с этим принципиально меняется содержание и организация образовательной деятельности уже на уровне дошкольного образования.

Публикация «Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» размещена в разделах

Целевые ориентиры, определенные ФГОС:

• проявляют инициативу и самостоятельность в различных видах деятельности;

• способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

• ребенок способен к волевым усилиям;

• пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей;

• способен к принятию собственных решений.

Детская инициатива – самостоятельное, внутреннее побуждение ребенка к деятельности, к познанию окружающего мира.

Поддержка детской инициативы – это незначительное оказание помощи ребёнку, используя разные способы и средства в принятии решения заниматься той или иной деятельностью.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании.

Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, это важнейший показатель детского интеллекта, его развития.

Выделяют следующие сферы детской инициативы (по Н. А. Коротковой) :

1. творческая инициатива – предполагает включенность ребенка в сюжетную игру как основную творческую деятельность, где развиваются воображение, образное мышление;

2. инициатива продуктивной деятельности – рисование, лепка, конструктивное моделирование, где развиваются произвольность, планирующая функция речи;

3. коммуникативная инициатива – предполагает включенность ребенка во взаимодействие со сверстниками, где развиваются эмпатия, коммуникативная функция речи;

4. познавательная инициатива – предполагает любознательность, включенность в экспериментирование, простую познавательно-исследовательскую деятельность, где развиваются способности устанавливать пространственно-временные, причинно-следственные и родовидовые отношения.

Исследовательская практика ребенка – дошкольника – это один из основных путей познания окружающего мира. Его следует рассматривать не просто как один из методов обучения, но и как основной путь познания, к которому следует максимально приблизить обучение.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Знания усваиваются прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?»

Развивая любознательность и инициативность необходимо учитывать не только общие закономерности формирования познавательного интереса, познавательной активности перерастающую в познавательную деятельность, но и особенности детей с ЗПР.

Детей с задержкой психического развития характеризует:

- несформированность процессов саморегуляции;

- слабое проявление самостоятельности в деятельности;

- проблемы в эмоционально-волевой сфере;

- снижение интереса к деятельности;

- снижение потребности в общении, нарушение речевого развития;

- подражательный характер деятельности;

- снижение познавательной активности.

В своей работе мы используем следующие способы поддержки детской инициативы :

-создание предметно-пространственной среды для проявления самостоятельности при выборе ребенком деятельности по интересам;

-самостоятельный выбор ребенком сотоварищей;

-обращение ребенка к взрослым на основе собственного побуждения;

-создание образовательной и игровой среды, которая стимулирует развитие поисково-познавательной деятельности детей. Мы помним, что особенно легко запоминается и долго сохраняется в памяти тот материал, с которым ребё нок что-то делал сам: строил, изображал, ощупывал, вырезал, составлял.

Мы стараемся тактично сотрудничать с детьми: не всё сразу показываем и объясняем, не преподносим сразу готовые решения, а создаем условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно и получали от этого удовольствие.

Для развития детской инициативности нужно :

1. Давать простые задания (снимать страх «не справлюсь», развивать у детей инициативу).

2. Давать задания интересные или где у ребенка есть личный интерес что-то делать.

С целью пробуждения и поддержки инициативы у детей с ЗПР мы используем следующие технологии :

Технологии поддержки детской инициативы :

технология проектирования;

технология экспериментирования;

технология моделирования, конструирования;

технологии продуктивной деятельности;

игровые технологии (Геокэшинг,Твигис);

технологии проблемного обучения;

технологии креативного мышления;

кейс – технологии;

технология групповой сбор : утренний и вечерний круг;

технология - Лэпбук;

ШОУ – Технологии.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. У нас в группе оборудован «Центр исследовательской деятельности», который оснащен необходимым материалом и оборудованием для реализации, предлагаемой нами работы.

Совместная деятельность воспитателя с детьми в детской лаборатории организуется один раз в неделю. Работу мы проводим с учетом уровня развития и познавательных интересов детей небольшими подгруппами.

Руководство педагога необходимо, так как у детей еще нет ни достаточного опыта, ни навыков. Особенно важно это помнить, работая в группе воспитанников с задержкой психического развития. Мы соблюдаем основные требования специальной педагогики: постепенное нарастание сложности экспериментов, оптимизация нагрузки для детей и создание благоприятных условий для их развития, поощрение активности и поддержание необходимого, достаточного уровня трудности.

Таким образом, для поддержки детской инициативы необходимо :

1. Предоставлять детям самостоятельность во всем, что не представляет опасности для их жизни и здоровья, помогая им реализовывать собственные замыслы.

2. Отмечать и приветствовать даже минимальные успехи детей.

3. Обеспечивать благоприятную атмосферу. Доброжелательность с педагога, его отказ от чрезмерного высказывания оценок и критики в адрес ребенка. Не критиковать результаты деятельности ребенка и его самого как личность.

4. Формировать у детей привычку самостоятельно находить для себя интересные занятия, приучать свободно пользоваться игрушками и пособиями.

5. Поддерживать интерес ребенка к тому, что он рассматривает и наблюдает.

6. Содержать в открытом доступе различные атрибуты и пособия.

7. Обогащение окружающей ребенка среды самыми разнообразными, новыми для него, предметами и стимулами с целью развития его любознательности.

8. Поощрять различные творческие начинания ребенка.

Литература:

1. Как научить дошкольника приобретать знания. – А. И. Савенков – Ярославль: Академия развития, 2002г.

2. Творчество и саморазвитие детей дошкольного возраста. Концептуальный аспект. –Н. Н. Поддъяков – Волгоград : Перемена, 1994г.

3. Организация экспериментальной деятельности дошкольников : методические рекомендации/Под общ. ред. Л. Н. Прохоровой-М. : АРКТИ, 2005г.

4. Научные ответы на детские «почему». Опыты и эксперименты для детей от 5 до 9 лет. –Н. М. Зубкова-СПб. : Речь;М. :Сфера, 2011г.

5. Познавательно-исследовательская деятельность как направление развития личности ребенка. Опыты, эксперименты, игры сост. Н. В. Нищева. -СПб. : ООО»ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013г.

Публикации по теме:

«Технологии обучения детей старшего дошкольного возраста здоровому образу жизни». Выступление на педагогическом совете Главной задачей воспитания привычки к здоровому образу жизни дошкольников является обеспечение каждому ребенку оптимальных условий развития.

Детский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативыДетский мастер-класс по аппликации в смешанной технике «Спящий ежик» с учетом поддержки детской инициативы Недавно вашему вниманию были представлены: выступление на РМО и консультация по развитию и поддержке детской инициативы. Сегодня предлагаю.

Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы»Фотоотчет «День веселых тигрят» в средней группе как средство поддержки детской инициативы» Жизнь в детском саду похожа на калейдоскоп:никогда нескучно, и каждый день несет в себе что-то новое, радостное и познавательное. Хочу.

Интерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-кодИнтерактивный макет «Избушка-говорушка» для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью технологии QR-код «Избушка-говорушка» - интерактивный макет, предназначенный для развития речи детей старшего дошкольного возраста с помощью инновационной.

Конспект интегрированного занятия с использованием визуальной поддержки для детей старшего дошкольного возраста с РАС «Зима»Конспект интегрированного занятия с использованием визуальной поддержки для детей старшего дошкольного возраста с РАС «Зима» Цель: Закрепить знания детей о признаках зимы. Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие. Обучать детей устанавливать.

Проект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативыПроект «Осень к нам пришла» с технологией «Детский совет» как важнейшая форма поддержки детской инициативы Детский совет: Это технология обучения, которая объединяет детей и взрослых вокруг событий и совместных дел. Задачи детского совета: -Создать.

Проект «Развитие инициативы и самостоятельности детей старшего дошкольного возраста посредством технологии «Клубный час» Автор данной технологии - Гришаева Наталья Петровна, старший научный сотрудник Института социологии РАН. «Клубный час» - это особая современная.

Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в изобразительной деятельности Развитие самостоятельности и активности — важная задача воспитания детей дошкольного возраста. Именно в этот период ребенок в своих действиях.

Личностно-ориентированные технологии: создание книжек-малышек с детьми старшего дошкольного возрастаЛичностно-ориентированные технологии: создание книжек-малышек с детьми старшего дошкольного возраста Создание книжек- малышек- традиционное, любимое занятие детей. В чём же популярность этого вида деятельности? Рассмотрим работу детей.

Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР
Опубликовано: 9 января 2024 в 16:24
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии поддержки индивидуальности и инициативы детей старшего дошкольного возраста с ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Альбицкая в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД