Получи документы

Технологии организации досуговой деятельности

Анастасия Жигаревич
Технологии организации досуговой деятельности
▼ Скачать +Заказ

В настоящее время проблема свободного времени подростков и молодежи является весьма острой и значимой для общества. В современном обществе требуются новые технологии в работе с детьми, подростками и их родителями, так как быстро изменяющиеся условия жизни, изменения различных форм воспитания и обучения, а также необходимость адаптации детей к новым условиям жизни, становлению социального и социального успеха. Влияние досуга на жизнь человека огромно. Особенно это важно для подросткового возраста, когда происходит интенсивное развитие и становление личности человека. Известно, что подростка легко увлечь чем-то. Также известно, насколько трудно сохранить и развить интерес к этому виду деятельности.

Публикация «Технологии организации досуговой деятельности» размещена в разделах

Цель работы: выявить технологии организации досуговой деятельности и её особенности.

Задачи работы:

1. Изучить теоретические основы, сущность досуга и культурно-досуговой деятельности;

2. рассмотреть социально-психологические особенности подросткового возраста;

3. раскрыть содержание досуга современного подростка;

Термин "технология" заимствован из области технических дисциплин. Он происходит от двух древнегреческих слов: «техне» – искусство, мастерство и «логос» – наука, знание, закон. Почти во всей специальной литературе под «технологией» в широком смысле понимается совокупность и даже система целесообразной практической деятельности в соответствии с целью, спецификой и логикой процесса преобразования и трансформации того или иного объекта. Ранее в терминологическом аппарате использовались только термины «организация» и «методика». С помощью понятия технологии досуговой деятельности могут быть отражены как ее составляющие, так и сам технический процесс ее функционирования.

Под технологией досуговой деятельности понимается совокупность форм, методов, методик, разработок, расчетов, моделей проектирования и внедрения различных инноваций, способных обеспечить достижение определенной воспитательной цели.

С точки зрения предметной деятельности под досуговыми технологиями следует понимать педагогически организованный процесс воздействия субъекта на объект досуговой деятельности с целью формирования общественно значимых качеств личности. Применение тех или иных технологий досуговой деятельности обусловлено предметными сферами действий профессиональных работников.

Технология досуговой деятельности как система состоит из нескольких подсистем. Функции подсистем:

- организационная функция

– стратегическое планирование, управление, финансирование, распределение работы по отделам и участкам (ее компоненты – штатное расписание, должностные инструкции, наличие отделов, секторов, участков работы и т. д.);

- методическая функция;

- методические рекомендации, сценарные разработки, формирование режиссерского замысла, проведение репетиций и мероприятий, анализ результатов, обобщение опыта;

- психологическая функция – регламентирование профессиональных отношений сотрудников, стимулирование повышения профессионального мастерства, формирование профессиональных мотиваций.

Все три подсистемы составляют систему технологии, которая служит основным механизмом функционирования учреждения культуры. В основе технологии досуговой деятельности лежит программно-целевой принцип. Формирование и реализация этих технологий определяется социальным заказом, который делает необходимой педагогически правильную постановку целей и задач досуговой деятельности. Как целостная система технология досуговой деятельности имеет соответствующую структуру, элементы которой функционируют согласно общему ее назначению, подчиняясь при этом определенным принципам и объективным закономерностям общественного развития.

Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий.

1.2 Формы, методы и средства досуговой деятельности

Технология досуговой деятельности использует различные формы, методы и средства. Общенаучное понимание этих явлений следующее:

Средство – инструмент, орудие для достижения целей.

Метод – путь, способ достижения целей.

Форма – внешняя и внутренняя структура содержания деятельности.

Для организации различных досуговых мероприятий используются различные средства: технические, сенсорные, знаковые, модальные, динамические.

Таким образом, средства досуговой деятельности - это духовные и материальные факторы, источники и инструменты идейно-эмоционального воздействия на сознание, чувства и поведение людей в условиях свободного времени.

Методами в досуговой деятельности принято называть способы использования средств воздействия на аудиторию. Методы должны быть избраны такие, которые повысят действенность воздействия средств на потребителя: наилучшим образом донесут информацию до аудитории, сделают ее более убедительной, более воспринимаемой.

Технология досуговой деятельности использует четыре метода:

• монтаж,

• иллюстрирование,

• театрализация,

• игра.

Монтаж – способ организации драматургического (литературного) материала: поиск документального и художественного материала, отбор и фрагментирование, соединение фрагментов в единое целое по замыслу программы. Монтаж является творческим методом создания досуговой программы любой формы и содержания. В каждой программе используются документальный материал (например, сведения об участниках программы, правила игры, анонс программы и пр., отрывки из литературных произведений (например, речевые связки между номерами концерта, поэтому сценарий досуговой программы представляет собой чередование явлений, действий, фактов, что требует монтажной организации материала.

Монтаж может быть конструктивным и ассоциативным. В основе конструктивного монтажа лежит организационная конструкция (распределение фрагментов по месту и времени). В основе ассоциативного монтажа – построение сложной психической связи между явлениями (воздействиями, ощущениями, идеями и т. д.).

Иллюстрирование – организация содержательного материала в виде показа, иллюстрации, которая делает информацию зримой, что, несомненно, усиливает эмоциональное воздействие. Иллюстрирование средствами искусства создает художественную форму, углубляет и конкретизирует тему. Любая тема может быть проиллюстрирована по-разному, что дает возможность постановщику выразить свое отношение к информации, сделать ее более доходчивой для аудитории. Выбор той или иной иллюстрации ( режиссеры говорят: «картинки») зависит от типа программы, ее формы, характера аудитории. Например, для спортивно-развлекательной программы можно создать такую картинку: спортивная площадка, флаги, спортивные снаряды, выстрел из стартового пистолета, маршевая музыка; а для детской развлекательной программы лучше всего подойдет воссозданный мир сказки. Фактически иллюстрирование - основа создания художественного образа. Это мощное анимационное средство по вовлечению отдыхающих в досуговую программу.

Театрализация – организация единого действия на основе драматургического (сценарного) и режиссерского замысла, подчиняющего себе все составляющие происходящего события. Суть метода - в соединении движения света, звука, предметов, людей во времени и пространстве. Это сложный творческий метод, соединяющий в себе организационную, методическую и психологическую компоненты технологического процесса. Его природа бифункциональна, так как соединяет социально-педагогический и художественный аспекты воздействия на аудиторию в ту утилитарно-художественную форму, в которой вымышленная реальность на время протекания досуговой программы становится жизнью для человека, участвующего в событии. Основная задача театрализации - создание зрелищно активной (интерактивной) ситуации, при которой участник события проникается общим настроением и, увлеченный единым порывом. Структура технологического процесса в учреждениях культуры выглядит следующим образом: социальный заказ, цель, содержание, форма, методы, средства достижения цели, субъект, объект, материально-техническое и кадровое обеспечение, корректировка цели, конечные результаты. Итак, технология досуговой деятельности охватывает все этапы подготовки и проведения мероприятий, совершает коллективные действия.

Игра – организация мнимой ситуации, в которой действуют реально, используя свои знания, умения, опыт, но по установленным правилам, сообразно своей роли в игре. Любовь человека к игре, стремление войти в игровую ситуацию – мощная мотивация, так как обусловлена потребностью в творческо-преобразовательной деятельности. В игре можно показать себя, померяться силами, чему-то научиться, приобрести опыт, вступить в то общение, которое в обычной жизни не удается. Умение играть – показатель культуры человека и общества в целом.

Формы досуговой деятельности – это структура содержания профессиональной активности учреждений культуры, опредмеченная системой специальных методов и средств, событийно-художественной и организационно-методической основой. На практике досуговая деятельность реализуется в виде досуговых программ (мероприятий).

Игровые – в них преобладают разнообразные игры: подвижные, интеллектуальные, игры-драматизации, аттракционы, аукционы.

Конкурсно-развлекательные, состоящие из разнообразных конкурсов, позволяющих выделить лидирующих участников или целые группы в какой-либо области знаний или общественно-полезной деятельности.

Фольклорные – народные игры, песни, танцы, хороводы.

Шоу-программы, состоящие из зрелища, пластики, танцев, показа мод, концертных номеров, клоунады, музыки, светового оформления.

Рекреационно-оздоровительные, включающие методы биоэнергетиче-ского оздоровления, восточные оздоровительные системы, шейпинги, музыкотерапию, арт-терапию, диалоготерапию.

Информационно-дискуссионные, включающие новую и значимую для аудитории информацию, побуждающую к спору, дискуссии, размышлению.

Праздничные программы, органически сочетающие в себе многообразие содержания и средств художественного воздействия на разновозрастную аудиторию.

Профилактико-коррекционные программы, содержание которых имеет педагогическую направленность и способствует регуляции психического состояния людей.

Спортивно-развлекательные программы – игры, шуточные поединки, веселые старты, комбинированные эстафеты, спортивные конкурсы.

Считается, что чем крупнее форма досугового мероприятия, тем больше объем методов и средств, задействованных в нем. Самой крупной формой досуга является праздник.

2 Технологии организации досуга детей и подростков

В истории развития человечества до недавнего времени смена оборудования, материальных и духовных ценностей происходила гораздо медленнее, чем смена поколений людей. Ребенка воспитывали и обучали в соответствии с требованиями существующей общественной среды и политической установки. Передача опыта в процессе воспитания от более старших к младшим, творение их «по своему образу и подобию» было естественным и целесообразным, поскольку социальный строй, в котором предстояло жить ребенку, с небольшими изменениями напоминал ту социальную среду, в которой жили его родители.

Свободное время подростка может быть неорганизованным, стихийным, бесполезно проведенным, а может быть и целенаправленно организованным. Для того, чтобы максимально использовать воспитательный потенциал свободного времени, следует как можно раньше включать подростка в социально-активную деятельность. Деятельность может быть организована в различных структурах. Например:

- по месту действия (школа, внешкольные учреждения, летние центры, детские лагеря);

- по целям деятельности (учеба, отдых, сбор детских организаций);

- в зависимости от ведущего вида деятельности (спорт, игра, труд);

- по коллективному составу (центр, отряд, микро-группа);

- по половому составу (однополые, разнополые);

- по возрастному составу (одновозрастные, разновозрастные).

Каждая структура выполняет определенный блок задач по отношению к подростку. Выстраивая целенаправленное воздействие для выполнения конкретных задач, определенный вид деятельности приобщает подростка к труду, учебе, игре.

Свободное время у подростка предоставляет широкий круг для развития многих способностей и главное для организатора досуга – выстроить задачи, которые помогут развить эти способности. Основные задачи по организации свободного времени подростка это:

• создание условий для развития и саморазвития;

• управление процессами развития/формирования личности посредством создания необходимых для этого условий;

• целенаправленная деятельность по формированию ценностных ориентации;

• восстановление и развитие физических данных (игры на воздухе, забавы, развлечения, соревнования);

• повышение интеллектуальных способностей, развитие памяти, мышления, логики;

• развитие коммуникативных качеств (диспуты, вечеринки, творческие мастерские);

• выявление творческих способностей личности (выставки, конкурсы, смотры).

Следует учитывать, что интересы подростка постоянно меняются, происходит их переоценка, изменяется целевая направленность. Поэтому организаторам досуга следует максимально разнообразить формы проведения свободного времени подростков.

2.2 Виды досуговой деятельности

Формы игровой деятельности в досуговых программах чрезвычайно многообразны. Это сюжетно-ролевые игры, демонстрационные, театрализованные игры, игры-конкурсы. В досуговых программах используются основные виды современных игр, в том числе:

- физические и психологические игры и тренинги;

- интеллектуально-творческие игры;

- социальные игры;

- комплексные игры.

Игровые технологии предполагают зрелищный, динамичный характер досуговых программ, их ориентацию на эмоциональное восприятие содержания.

Практика дополнительного образования отражает богатейший опыт реализации досуговых программ. В зависимости от целей, планируемой длительности программы и степени соучастия в ней детей выделяется несколько типов досуговых программ :

1) разовая игровая программа. Мероприятие, которое не требует подготовки участников, когда ведущий включает детей в игру, массовый танец, пение, непосредственно в ходе программы. Длительность 30 мин. и более, в зависимости от возраста детей и выбора развлечений (игры-забавы за столом, в игротеке, подвижные игры и танцы в кругу; игры с эстрады, дискотека и т. д.);

2) конкурсная игровая программ по заданной тематике с предварительной подготовкой участников;

3) праздник - особо значимый и весьма трудоемкий по организации тип досуговой программы. Он предполагает разнообразие развлечений, зрелищ, выставок, публичных выступлений с активным участием детей. Здесь может быть использован принцип свободного выбора досуговой деятельности (гулянье) или смена жанров для всех одновременно: например, затейничество, концерт-загадка, представление героев каких-либо событий и интервью с ними и др. В зависимости от поставленных педагогических задач праздник может быть торжественным ритуалом, связанным с социально-значимым сoбытием или значительным событием в жизни коллектива, например день рождения клуба, объединения. Праздник обязательно рассчитан на активную подготовку к нему всех участников; это одно из главных условий создания атмосферы ожидания праздника.

4) игра-спектакль для приглашенной (неподготовленной) аудитории. Возможен в учреждении, где есть хотя бы небольшой коллектив организаторов, владеющих сценарным и актерским мастерством. Сюжет спектакля строится таким образом, что в него включаются игры, аттракционы. В ходе игры-спектакля дети неожиданно для себя оказываются в игровой ситуации. Они наделяются ролями, им предлагается выполнить задания, помогая героям спектакля.

5) длительная досуговая программа представляет собой систему воспитательной работы педагога или педагогического коллектива. Она обязательно состоит из четко спланированных этапов, в соответствии с поставленными педагогическими задачами. Такая программа планируется на целый учебный год или даже несколько лет. Типичным примером является программа детского летнего лагеря. В учреждении дополнительного образования длительная игровая программа может быть организована в форме игры-путешествия с привалами (праздниками).

2.3 Организация досуговой деятельности молодежи

Организация досуга - традиционное направление деятельности школы и внешкольных учреждений, в том числе учреждений дополнительного образования. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремлением наполнить свободное время ребенка видами и форами занятий, которые оказывали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в ассоциативные группировки, препятствовали развитию вредных привычек и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Культурно-досуговая программа– форма рекреационно-развивающей деятельности, содержание которой включает в себя комплекс специально отобранных и синтезированных видов культурной активности личности в пространстве досуга. Досуговые программы создаются как для воспитанников, обучающихся в учреждении дополнительного образования на постоянной основе, так и для детей, посещающих учреждение эпизодически или посетивших его только однажды. Досуговая программа может быть организованна как массовый детский праздник. В зависимости от содержания и масштаба организаторами досуговой программы могут выступать отдельные коллективы, педагоги. Это может быть коллективное творчество нескольких подразделений, например детские новогодние праздники. Дети всегда выступают активными участниками досуговых программ, им, при соответствующем педагогическом руководстве, могут быть доверены роли организаторов. Досуговые программы зачастую демонстрируют творческие успехи воспитанников детских коллективов, для которых подготовка и участие в программе становится важным фактором развития самосознания. Пристальное внимание к сфере досуга обусловлено стремление наполнить свободное время ребенка видами и формами занятий, которые оказали бы позитивное влияние на его индивидуальность, снижали вероятность вовлечения в асоциальные группировки, препятствовали развитию вредных и опасных привычек и наклонностей. Существенный вклад в обогащение потенциала свободного времени вносят досуговые программы.

Подводя итоги, рассмотрим саму структуру досуговой программы : - кому адресована программа;

- какие потребности удовлетворяет;

- целевое назначение программы, ее задачи;

- какие виды досуговой деятельности включает;

- краткое содержание предлагаемой досуговой деятельности;

- предполагаемые формы деятельности;

- возможные варианты участия детей в программе;

- условия, необходимые для реализации программ;

- участники-организаторы досуговой деятельности (педагоги и школьники);

- литература, необходимая для освоения программы (обязательная и дополнительная, для организаторов, для участников);

- ожидаемые результаты реализация программы.

В настоящее время все большее внимание людей привлекают проблемы молодежного досуга. Во многом это диктуется масштабом тех изменений, которыми характеризуется эта область жизнедеятельности. Становится возможным говорить о возрастающей роли досуга для молодежи и, как следствие, об увеличении его влияния на процесс социализации молодого поколения. Повышенный интерес к социологическому исследованию досуга определяется также изменениями содержания и структуры досуга под воздействием социокультурных трансформаций, произошедших в стране (смены ценностных установок российской молодежи, развития социальной инфраструктуры, появления новых информационных технологий). Это диктует необходимость типологизации досугового поведения молодежи в соответствии со сложившейся социокультурной ситуацией в современной России.

В современных условиях усилия специалистов учреждений культуры должны быть направлены на то, чтобы научить детей стремиться к богатой, разнообразной и свободной культуре, которая существует не только для того, чтобы познавать её, но и, прежде всего, для воспитания и совершенствования себя в ней. Она - идеальное средство для развития и самовыражения личности.

Публикации по теме:

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2 Планирование культурно - досуговой деятельности. Развлечения. Часть 2. 18. «Рождество Христово». Литературно – музыкальная композиция.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Развлечения. Часть 1 "Планирование культурно - досуговой деятельности". Развлечения. ЧАСТЬ 1. 1. «День знаний». Развлечение в старше – подготовительной группе.

Фотоотчет о досуговой деятельности «Нарисуем лето»Фотоотчет о досуговой деятельности «Нарисуем лето» Наиболее подходящее для творческих проявлений детей на является летний период. Дети много двигаются. играют. Музыка еще сильнее стимулирует.

Организация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возрастаОрганизация развлечений как форма культурно-досуговой деятельности с детьми дошкольного возраста Лето – один из важнейших этапов в развитии детей и укреплении их здоровья. Задача педагогов нашего детского сада – организовать времяпровождения.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1 Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 1. Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2 Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в средней группе. Часть 2Тема недели. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие.

Планирование культурно-досуговой деятельности на летний период в старшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период в старшей группе Тема. «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». «ДЕНЬ.

Планирование культурно — досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Планирование культурно – досуговой деятельности на летний период во второй младшей группе Тема. "ЛЕТО КРАСНОЕ - ПРЕКРАСНОЕ!"Развлечение.

Планирование культурно-досуговой деятельности. Праздники Планирование культурно - досуговой деятельности. Праздники. 1. «Осенние чудеса». Праздник Осени в группе раннего возраста. 13.10.17 Цель.

Сценарий досуговой деятельности для средней группы «В гостях у Светофора»Сценарий досуговой деятельности для средней группы «В гостях у Светофора» Сценарий досуговой деятельности для детей средней группы «В гостях у Светофора» Цель: продолжать формирование у детей знаний о правилах.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Технологии организации досуговой деятельности
Опубликовано: 17 мая 2023 в 12:39
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Технологии организации досуговой деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Анастасия Жигаревич в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД