Нина Валерьевна Джакашева
Технологии Марии Монтессори в формировании навыков практической деятельности у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Изучая возможности использования технологии Марии Монтессори в формировании навыков практической деятельности у дошкольников, необходимо рассмотреть, в первую очередь, что представляет собой система Монтессори.
Отличительной особенностью системы Монтессори является её целостность и альтернативность. Понятие «альтернативная» в общепринятом для мировой педагогики значении включает в себя: наличие собственной философской базы; наличие эффективных оригинальных технологий (методик); отсутствие классно -урочной системы.
Публикация «Технологии Марии Монтессори в формировании навыков практической деятельности у дошкольников» размещена в разделах
Понятие «Система Монтессори» означает единство и целостность Монтессори- образования на всех его уровнях: философском, психологическом, педагогическом и методическом.
Система Монтессори представляет собой концепцию и технологию воспитания и обучения детей в возрасте от 2,5 до 12 лет. Наибольшую популярность и распространение во всем мире получила та ее часть, которая рассчитана на детей в возрасте от 3 до 6 лет. Она считается наиболее эффективной, теоретически обоснованной и проработанной с дидактической точки зрения.
Недирективность системы Монтессори выражается в том, что она исходит из основных возрастных потребностей детей и предоставляет возможность для их свободной реализации с помощью специально разработанного дидактического материала и соответствующих технологий. Хотя система Монтессори приоритетно является продуктом эмпирического опыта, сама автор и ее последователи выдвинули ряд теоретических положений, которые, большей частью, согласуются с современными взглядами на психическое развитие ребенка. Также, современные представления о возрастном психическом развитии и обучении ребенка полностью обосновывают те изменения, которые происходят с ребенком в процессе обучения и развития по методу М. Монтессори.
Актуальные проблемы современного образования: тенденции и перспективы
Основной акцент исследователи творчества М. Монтессори делают на описании ее методов работы с дидактическими материалами. Для нас наибольшую важность и значимость имеют те психолого-педагогические положения, которые обосновывают и объясняют результаты деятельности этой системы.
По М. Монтессори, в центре системы стоит сам ребенок с его внутренними врожденными свойствами, потребностями онтогенеза, тенденциями развития.
Основными отличиями образовательной системы Монтессори является неразрывная связь ее частей, которые не противоречат друг другу.
Философский уровень связан с наличием у М. Монтессори собственного оригинального взгляда на развитие ребенка: ребенок кардинально отличается от взрослого, обладает особой формой разума - «впитывающим мышлением», строит свою личность во взаимодействии с глубоко индивидуальным и присущим только ему «строительным планом».
Психологический уровень отражает особенности конкретного человека, движущие силы и механизмы его развития. М. Монтессори выделила сензитивные периоды развития ребенка и определила возрастную периодизацию.
Педагогический уровень в рамках системы Монтессори определяет взаимоотношения педагога и ребенка в процессе образовательной деятельности. Монтессори-педагог - это источник информации, помощник для активной, продуктивной деятельности детей в специально «подготовленной среде».
На методическом уровне можно выделить особые приемы и средства, используемые в воспитании и обучении детей. Действенность методики М. Монтессори, а также эффективность использования дидактических материалов (Монтессори - материалов, разработанных ею, подтверждается многолетним опытом практической деятельности в детских садах Монтессори во всем мире.
Если мы не видим вместе с Марией Монтессори ребенка, как человека, выполняющего свою задачу на Земле, если мы не готовы признать особый, «впитывающий» тип разума ребенка, наличие определенных сензитивных периодов в его развитии, то и организовать взаимодействие взрослого с ребенком в процессе «свободной работы», где ведущая роль принадлежит ребенку, тоже не получится. Без полностью подготовленной предметной автодидактической среды мы не сможем обеспечить детям свободу выбора.
А без точной методики использования материалов Монтессори польза от них - минимальна. Поэтому не стоит довольствоваться «элементами» системы Монтессори, отдельные запчасти - это еще не автомобиль. Философско-педагогическая система Марии Монтессори потрясающе работает для наших детей, если мы воплощаем её в жизнь во всех аспектах.
Методика Монтессори - это часть философско-педагогической системы Марии Монтессори.
Суть её в том, что зная о законах естественного развития ребенка взрослые создают специально подготовленную культурно-развивающую среду. Все материалы в ней - автодидактичны, и они имеют точное назначение и способ показа ребенку, механизмы самоконтроля. Методика раннего развития Монтессори опирается на интерес и сенсорные ощущения ребенка. Признавая индивидуальность и уникальность каждого ребенка методика М. Монтессори обеспечивает детям свободу выбора, свободу общения и передвижения, в то же время это точные правила свободной работы с материалом и взаимоотношений в разновозрастной детской группе. Мария Монтессори создала методику, позволяющую детям получить опыт и знания в самых разных областях жизни - от обслуживания себя до сложных действий с многозначными числами в математике, чтения с пониманием и грамматики в языке, физических опытов и лент времени. При этом наши дети могут быть свободными и разными.