Татьяна Владимировна Денисова
Технологии и содержание работы с пальчиковыми играми с детьми с тяжелой и глубокой УО отделения милосердия
▼ Скачать + Заказать документы
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ
ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ ДЛЯ УМСТВЕННО ОТСТАЛЫХ ДЕТЕЙ «ЮЖНОЕ БУТОВО»
ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
«ТЕХНОЛОГИИ И СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ПАЛЬЧИКОВЫМИ
ИГРАМИ С ДЕТЬМИ С ТЯЖЕЛОЙ И ГЛУБОКОЙ УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ ОТДЕЛЕНИЯ МИЛОСЕРДИЯ»
Воспитатель:
Денисова Татьяна Владимировна
Москва 2013 г.
Публикация «Технологии и содержание работы с пальчиковыми играми с детьми с тяжелой и глубокой УО отделения милосердия» размещена в разделах
- Игры для детей
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Умственная отсталость (УО). Материалы для занятий с детьми
- Темочки
Все чаще мы задаем себе вопрос: «Для чего нужна современным детям пальчиковая игра или пальчиковая гимнастика?». Такие занятия способствуют развитию речи, восприятия, внимания, памяти, воображения и мышления, положительно влияют на их эмоциональное состояние, а также радуют и ободряют детей, учат их общению.
Развитие мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое раздражение.
Еще в древности восточные врачи обнаружили, что массаж большого пальца руки повышает активность головного мозга, массаж указательного пальца оказывает положительное воздействие на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного - на печень и почки, а мизинца - на сердце.
«Рука - это инструмент всех инструментов», - сказал еще Аристотель. «Рука - это своего рода внешний мозг», писал Кант.
В наше время сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН РФ доказали, что тонкие движения пальцев рук положительно влияют на развитие детской речи. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредоточиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослыми и детьми.
Бернштейн Н. А. писал: «Представление, что при любом двигательном тренинге…упражняются не руки, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов».
Существуют методы нейропсихологического обследования: двигательные функции (кинестетический, кинетический и пространственный праксис).
Когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой происходит:
1. Возбуждение в речевых зонах, что стимулирует развитие речи.
2. Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность.
3. Ребенок учиться концентрировать свое внимание и правильно его распределять.
4. Развивается память ребенка, так как он учится запоминать определенное положение рук и последовательность движений.
5. Развивается воображение и фантазия.
6. В результате освоения упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит
овладение навыком письма.
Все упражнения разделены на три группы.
1 группа. Упражнения для кистей рук.
- развивают подражательную способность, достаточно просты и не требуют тонких дифференцированных движений;
- учат напрягать и расслаблять мышцы;
- развивают умение сохранять положение пальцев некоторое время;
- учат переключаться с одного движения на другое.
2 группа. Упражнения для пальцев условно статические :
- совершенствуют полученные ранее навыки на более высоком уровне и не требуют более точных движений.
3 группа. Упражнения для пальцев динамические :
- развивают тонкую координацию движений;
- учат сгибать и разгибать пальцы рук;
- учат противопоставлять большой палец остальным.
Все упражнения будут полезны не только детям с задержкой в развитии речи или какими-либо ее нарушениями, но и детям, у которых речевое развитие происходит своевременно.
У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае распространены упражнения с каменными и металлическими шарами. В Японии используют упражнения для пальцев и ладоней рук с грецкими орехами. И у нас с малолетства учили детей играть в «ладушки», «Сороку-белобоку», «Козу рогатую». Сегодня специалисты возрождают старые игры, придумывают новые.
В своей работе с детьми я применяю пальчиковые игры. О них можно говорить как о великолепном универсальном, дидактическом и развивающем материале.
Методика и смысл данных игр состоит в том, что нервные окончания рук воздействуют на мозг ребенка и мозговая деятельность активизируется. Для того чтобы развивалась речь надо использовать для таких игр небольшие стишки, считалки песенки, потешки. В принципе любые стихотворные произведения можно переложить на пальцы, т. е. придумать сопровождающие речь движения для пальчиков - сначала простые, несложные, а затем эти движения усложнять. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между взрослым и ребенком. Пальчиковые игры способствуют развитию тонкой моторики. Развитие мелкой моторики способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз и снижает психическое напряжение.
Когда ребенок не может самостоятельно выполнять требуемое движение, надо взять его руку в свою и действовать вместе с ним.
Начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев : сгибания и разгибания. Можно использовать для этого упражнения резиновые игрушки с пищалками. На первом этапе занятий пальчиковыми играми надо брать руки ребенка в свои и манипулировать ими, чтобы он понял, чего от него хотят. Произносить тексты пальчиковых игр надо максимально выразительно: то повышая, то понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.
Ребенок с большим интересом следит за руками взрослого, смотрит, как
«идет коза рогатая», «зайка шевелит ушами», «птичка летит». Тренировку пальцев рук можно уже начинать с 6-7 месяцев – делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводиться разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Самое простое упражнение – легкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. На ладони находится очень важная точка – центр развития речи. Ее стимуляция необходима для формирования речевого аппарата ребенка. Чем раньше мы начнем уделять этому внимание, тем быстрее услышим первое слово ребенка.
Занятия по пальчиковому игротренингу занимают до 10 и более минут:
Создание положительного настроя на занятие, разминка - 2-3 минуты (на этом этапе можно вспомнить названия пальчиков, сделать легкую общую разминку кистей рук и каждого пальчика. Для этого можно использовать как простое речевое сопровождение, так и стихотворные тексты).
1. Повторение «старых «игр, упражнений (1-2 игры).
2. Обучение новой игре, упражнению.
3. Окончание занятия. (На этом этапе очень важно поддержать у ребенка желание продолжать занятия).
Пальчиковые игры и обучением-то назвать сложно. Веселое, увлекательное и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее». Ребенку необходимо все потрогать, так как он учиться различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. Рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга. Поэтому игры с пальчиками развивают не только ловкость и точность рук, но и мозг ребенка, стимулируют творческие способности, фантазию и речь. Пальчиковые игры - хорошие помощники и в подготовке руки ребенка к письму.
Сводная таблица методических рекомендаций.
Возраст Содержание Технологии
0 до 6 месяцев Ребенок держится за указательные пальцы. Малышам можно даже немного приподнять. Чем чаще «Включается» хватательный рефлекс, тем эффективнее происходит его эмоциональное развитие. Вкладывать свои указательные пальцы в ладонь ребенка, тот их плотно сжимает. По мере созревания мозга этот рефлекс переходит в умение хватать и отпускать.
6 до 12 месяцев Делать массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Активные упражнения для пальцев рук. Разминание и поглаживание кистей рук ежедневно в течение 2- 3 минут.
1 до 2 лет Хорошо принимаются игры со щекоткой, вообще с прикосновениями к разным частям тела Прикосновения можно делать, как манипулируя ручками малыша, так и выполнять движения самостоятельно, но прикасаясь к называемым частям тела ребенка.
2 до 3 лет Энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик). Знакомства с пальчиками : составление простых фигур из пальцев и ладоней (колечко, ковшик);
простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза);
согласование действий двумя руками (домик, ворота) С ребенком рассматриваются фигурка животного или его иллюстрация, отмечаются его характерные особенности.
Взрослый дает образец положения пальцев. При необходимости помогает ребенку, побуждает малыша к звукоподражанию.
3 до 4 лет Дети выполняют фигуру животного сначала одной рукой, а затем другой, потом двумя руками вместе. Затем разучивается вторая фигура по этому же принципу.
Далее дети выполняют одной рукой первую фигуру, другой вторую, Положение рук меняется.
Дети учатся сгибать разгибать пальцы поочередно правой и левой рукой. С детьми разучивается стихотворение, потешка или считалка.
Детям предлагают вспомнить, как они показывали животное пальчиками, руками. Затем делается акцент на основное действие героя. При выполнении движения дети должны сохранять пальцы в нужном положении.
4 до 5 лет Дети выполняют разные фигуры и движения правой и левой рукой.
Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в месте и поочередно.
Дети составляют фигуру из обеих рук совмещая пальцы. При выполнении фигуры обращается внимание на правильное положение пальцев, кисти рук
5 до 7 лет Дети рассказывают руками стихи, потешки с частой сменой фигур.
Совмещать пальцы одной руки поочередно (1-2,1-3,1-4,1-5). Затем другой рукой и обеими руками параллельно.
Составлять из пальцев фигурки животных с использованием дополнительных материалов (шарик, платочек, карандаш и т. д.) Обращать внимание на качество составление фигуры, координированность движений отдельных пальцев и всей кисти, умение удержать предмет.
Пальчиковые игры в комплексе с другими занятиями дают хороший результат. Благодаря пальчиковым играм ребенок получает разнообразные сенсорные впечатлении, у него формируется внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые отношения между взрослым и ребенком.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. «Программа для детских домов интернатов для умственно отсталых детей», (АНМЦ «Развитие и коррекция», М., 2007).
2. Черенкова Е. Ф. «Оригинальные пальчиковые игры». – М. :ООО «ИД РИПОЛ классик», ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2008 – 186 с.
3. Черенкова Е. Ф. «Развивающие игры с пальчиками». – М. : ООО «ИД РИПОЛ классик «, ООО Издательство «ДОМ ХХ1 век», 2008 – 216 с.
4. «Пальчиковые игры» сост. М. В. Драко – М: ООО «Попурри», 2009. -144 с. : ил.
5. «Как организовать общение с неговорящим ребенком в семье» М. : АНМЦ «Развитие и коррекция», 2007.
6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно – педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста: Научно – методическое пособие. – СПб. : КАРО. 2008.
7. А. В. Семенович «Введение в нейропсихологию детского возраста». : Уч. пособие. – 2-е изд., - М:Генезис, 2008. – 315 с.
8. Большой логопедический учебник с заданиями и упражнениями для самых маленьких / Е. М. Косинова;ил. е. В. Гальдяевой. с. М. Горюновой, Г. В Соколова. - М. : Эксмо, ОЛИСС, 2007. - 192 с. : ил.