ольга никитина
Техника выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики
▼ Скачать + Заказать документы
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ.
Техника выполнения упражнений :
• Дыхательную гимнастику рекомендуется проводить до еды. Не рекомендуется проводить после плотного ужина или обеда. Лучше, чтобы между занятиями и последним приемом пищи прошел хотя бы час, еще лучше, если занятия проводятся натощак.
• Упражнения необходимо проводить в хорошо проветренном помещении;
•
• Мышцы шеи, плеч, рук, груди и живота у ребенка должны быть расслаблены
• Одежда должна быть удобной
Публикация «Техника выполнения дыхательной и артикуляционной гимнастики» размещена в разделах
• воздух набирать через нос. Носовой вдох и ротовой выдох
• плечи не поднимать
• выдох должен быть длительным и плавным
• Следить, чтобы, выдыхая воздух, ребёнок не надувал щёки. (Если это происходит, взрослый может придерживать их пальцами.)
• После каждого упражнения давайте ребёнку отдохнуть
Не переусердствуйте! Достаточно 3 – ех повторений. Многократное выполнение дыхательных упражнений может привести к головокружению.
1. Упражнение «Футбол»
Скатать ватный шарик и поставить два кубика в качестве ворот. Ребенок должен, дуя на шарик, загнать его в ворота.
2. «Подуть через соломинку», «Шторм в стакане».
Рот открыт. Губы в улыбке. Широкий кончик языка упирается в основания нижних резцов. Посередине языка кладется соломинка для коктейля, конец которой опускается в стакан с водой. Подуть через соломинку, чтобы вода в стакане забурлила. Следить, чтобы щеки не надувались, губы были неподвижны.
3. «Снегопад» Сделать «снежинки»- маленькие комочки ваты или бумаги. Просим малыша устроить снегопад – класть «снежинки» на ладонь и сдувать их.
4. «Кораблики» - Ребёнку предлагается широкая ёмкость с водой, а в ней—бумажные «кораблики», которыми могут быть просто кусочки бумаги. Ребёнок, медленно вдыхая, направляет воздушную струю на «кораблик», подгоняя его к другому «берегу».
5. «Свеча» - Купите большие свечи (можно приобрести разноцветные) и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.
6. «Снегопад» - Сделать снежинки из ваты (рыхлые комочки). Объяснить ребенку, что такое снегопад и предложить ребенку сдувать «снежинки» с ладони.
7. Сдувать со своей ладошки или ладошки мамы вырезанных бабочек, ватные шарики (представляя, что это комочки снега, снежинки, конфетти, пушинки.
Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики
1. Проводить артикуляционную гимнастику нужно ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись. Лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут.
Не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз.
2. Каждое упражнение выполняется по 5-7 раз.
3. Статические упражнения выполняются по 10-15 секунд (удержание артикуляционной позы в одном положении).
4. При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений к более сложным. Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.
5. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое-то упражнение недостаточно хорошо, не следует вводить новых упражнений, лучше отрабатывать старый материал. Для его закрепления можно придумать новые игровые приемы.
6. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.
7. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений. Поэтому ребенок и взрослый во время проведения артикуляционной гимнастики должны находиться перед настенным зеркалом. Также ребенок может воспользоваться небольшим ручным зеркалом (примерно 9х12 см, но тогда взрослый должен находиться напротив ребенка лицом к нему.
8. Начинать гимнастику лучше с упражнений для губ.
1. «Улыбка» - Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
2. «Заборчик» - Рот закрыт. Верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.
3. «Трубочка» - Вытягивание губ вперед длинной трубочкой.
4. «Рупор» - Зубы сомкнуты. Губы округлены и чуть вытянуты вперед. Верхние и нижние зубы видны.
5. Чередование положения губ: «Заборчик – Рупор», «Улыбка – Трубочка».
Упражнения для языка:
1. «Лопатка» - Рот открыт, широкий язык лежит на нижней губе.
2. «Иголочка» - Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
3. «Часики» - Рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет родителя к уголкам рта.
4. «Качели» - Рот открыт, напряженным языком тянуться к носу и подбородку. Либо к нижним и верхним резцам.
5. «Почистим зубки» - Рот закрыт или приоткрыт. Круговыми движениями языка провести между губами и зубами.
6. «Оближем губки» - Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, а затем нижнюю губу по кругу.
7. «Вкусное варенье» - Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта.
8. «Маляр» - Рот открыт, широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов, до мягкого нёба.
9. «Чашечка» - Рот широко открыт. Передние и боковые края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
10. «Лошадка» - Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку
11. «Грибок» - Рот открыт, язык присосать к нёбу.
12. «Футбол» - Рот закрыт, напряженным языком упереться, то в одну, то в другую щеку.
13. «Фокусник» - Рот открыт, передний край языка лежит на верхней губе, боковые края к ней прижаты, середина языка образует желобок. На кончик носа закрепить кусок ваты. Сделать сильный выдох, чтобы вата взлетела кверху.
Каждое упражнение выполнять 6 – 8 раз (перед зеркалом)