Марина Бушкова
Техника «Метафорическая гуашь» для педагогов-психологов в работе со старшими дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Техника «Метафорическая гуашь» направлена на коррекцию психоэмоционального фона детей старшего дошкольного возраста с помощью Метафорических Ассоциативных Карт.
Публикация «Техника „Метафорическая гуашь“ для педагогов-психологов в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах
- Гуашь. Рисование гуашевыми красками
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Старшая группа
- Темочки
Метафорические Ассоциативные Карты - это новый современный инструмент для работы психолога, который завоевывает все больше популярности также и в работе с детьми.
Этот инструмент максимально экологично, действенно и волшебно помогает работать с запросами различных сфер жизни.
МАК – это колода тематически подобранных по смыслу картинок, в зависимости от сферы жизни, где есть трудности. В работе с детьми используются детские колоды, в которых изображены сказочные персонажи, животные, дети, ярко и красочно, что проявляет интерес у ребенка.
Немного истории.
Как появились Метафорические Ассоциативные Карты.
Такие карты появились чуть меньше полувека назад, что для психологии очень небольшой срок. Самая первая колода принадлежит авторству художника Эли Рамана. Он нарисовал ее в 1975 г., но его цель тогда состояла лишь в приближении искусства к большему количеству людей. Раман хотел создать что-то, что поможет картинам выйти за пределы галерей. Но его рисунки также должны были показывать каждому зрителю нечто личное именно для него.
В итоге художник остановился на форме карт, потому что их можно также везде брать с собой. Сам Раман и был первым, кто опробовал Метафорические Ассоциативные Карты в работе. Он заметил, что, глядя на рисунки в разных ситуациях, видит в них что-то новое.
Позже Раман сделал дополнение в виде еще одного набора карт, чуть большего размера. Они имели рамку со словами. Вкладывая туда изображения первого набора, он мог находить еще больше значений и ассоциаций. Так появилась первая колода МАК под названием «Oh» («Ох», «О»). Оно появилось из-за восклицаний людей, которые при работе с картами от удивления восклицали «О!». Позже начали создаваться и другие колоды. Сейчас существует множество различных колод, различающихся по тематике.
Цель техники «Метафорическая гуашь :
Исследование и коррекция психоэмоционального фона ребенка.
Задачи:
1) Исследовать эмоциональный фон ребенка
2) Снять напряжение от травмирующей ситуации
3) Найти компенсаторные способы для изменения негативного эмоционального фона ребенка.
Необходимые инструменты для проведения техники :
- детская колода МАК
-Альбомный лист, гуашь, кисточки.
В работе с детьми дошкольного возраста, особое значение имеет исследование эмоционального фона, истинное отношение к происходящему вокруг и тревожащим событиям, так как дети, в должной мере не могут высказать свои негативные ощущения из-за различных факторов. А по средством использование МАК карт, как проективного метода и гуаши, как средством арт-терапии, можно выявить бессознательные переживания, которые при обычном общении не заметны.
Возраст детей
От 6 лет
Старший дошкольный возраст, подготовительные группы
Мышление ребенка 6 лет характеризуется образностью, дети этого возраста способны находить нестандартные и оригинальные решения задач, придумывать что-то новое.
Главным в этом периоде выступает наглядно-образное мышление, но уже начинается формирование логического мышления, это именно тот период, когда ребенок учится находить логические объяснения своим эмоциям и поступкам.
Ход работы:
Предлагаем ребенку рассмотреть ситуативную картинку из универсальной колоды МАК карт, обсуждаем картинку с ребенком, просим описать, определить главных героев, пробуем составить рассказ по картинке.
У ребенка 6-7 лет, ведущим видом деятельности является игра. Я предлагаю вытянуть карту «вслепую», тогда у ребенка возникает чувство неожиданности, проявляется интерес, а следовательно, формируется МОТИВАЦИЯ к деятельности.
В ходе проведения техники, задаются различные наводящие вопросы.
Например:
-Опиши картинку
-Представь, что ты в детском саду/дома, на какую ситуацию похож рисунок?
-Кто ты на этой картинке?
-Придумай, на кого из твоих знакомых похожи персонажи картинки?
-Кто главный герой?
-Что чувствует этот персонаж? Он радостный или злой?
Когда обсуждение картинки закончено, возможно выявлены травмирующие ситуации, предлагаем нарисовать гуашью на листе круг, выбрав цвет, с которым у него ассоциируется данная ситуативная картинка.
Говорим ребенку:
Представь, что тебе нужно эту картинку нарисовать одним из предложенных цветов, какой цвет бы ты выбрал?
Нарисуй круг в любом месте на листе и любого размера, как захочешь.
Далее ребенок вытягивает карту, также описывая и прорисовывая. В общей сложности ребенок должен рассмотреть, описать и прорисовать – 3 карты. Каждую описываемую картинку, прорисовываем гуашью, чтобы через арт-терапевтическое действие снять напряжение.
Далее предлагаем ребенку посмотреть на свои нарисованные круги и дорисовать картину, сделать ее максимально позитивной и чтобы она обязательно нравилась ребенку.
Это способствует с помощью рисунка выйти негативным эмоциям и трансформироваться в позитивные.
В ходе дорисовывания задаем вопросы по поводу рисунка: что нарисовал, что имеешь ввиду, почему именно это ты решил нарисовать?
Ожидаемый результат от техники :
- Оптимальный способ выхода из травмирующей ситуации. Изменение отношения к травмирующей ситуации. В следствие этого – улучшение психоэмоционального фона ребенка.
Особенность техники для исследования и коррекции психоэмоциональной сферы детей дошкольного возраста в том, что в технике используются проективный и арт-терапевтический методы. С помощью них можно исследовать и скорректировать эмоциональную сферу детей на уровнях ощущений, через образы и представления.
Для оценки эмоционального фона по цвету, используется характеристика цветов по Максу Люшеру.
Она включает в себя 4 основных и 4 дополнительных цвета.
Основные цвета:
1) синий — символизирует спокойствие, удовлетворенность;
2) сине-зеленый — чувство уверенности, настойчивость, иногда упрямство;
3) оранжево-красный — символизирует силу волевого усилия, агрессивность, наступательные тенденции, возбуждение;
4) светло-желтый — активность, стремление к общению, экспансивность, веселость.
Дополнительные цвета: 5) фиолетовый; 6) коричневый, 7) черный, 8) серый. Символизируют негативные тенденции: тревожность, стресс, переживание страха, огорчения.
Рада делиться своим опытом! Желаю всем успехов в работе!