Татьяна Безручко
Театрально-игровая деятельность в помощь воспитателю
▼ Скачать + Заказать документы
Наше время, время стрессов, переживаний, проблем, суеты мы, взлослые и не замечаем, что вокруг нас дети, а они все чуствуют и близко воспринимают окружающую обстановку.
Пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосфера насыщена отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Всё это обрушается на незащищённое эмоциональное поле ребёнка. В моей группе мальчики только и знают, что стрелять, изображать монстров и каких – то чудовищ?
Как уберечь детей от такой разрушительной силы?
Публикация «Театрально-игровая деятельность в помощь воспитателю» размещена в разделах
Подумав, я пришла к выводу, что только сказка всегда, во все времена имела огромную власть над детским сердцем. А если сказку показать вместе с детьми, с куклами, в которой обязательно заключена мудрость, доброта, победа над злом, дети преумножат эту доброту и пойдут по жизни весело, легко, с открытым сердцем.
Театральное искусство близко и понятно детям, ведь в его основе лежит игра, где одни дети артисты, а другие-зрители. Потребность детей в игре, несомненно, велика и проявляется очень рано.
Уже в 2-3 года малыши охотно изображают прыгающих зайчиков или цыплят, бегающих с курочкой-мамой. Действия их подражательны и чрезвычайно насыщены, и потому несут в себе большой положительный заряд. Дошкольники со свойственной их возрасту фантазией в своих играх верят, что куклы хотят есть и спать, что мишку с оторванной лапой надо отвести к врачу. Они верят также всему, что видят на ширме театра, быстро поддаются эмоциональному воздействию спектакля, активно включаются в события, вступают в разговор с куклами, выполняют их поручения, сочувствуют положительным персонажам, предупреждают их об опасности, дают им советы и прочее. Можно привести много примеров, когда кукла Петрушка убеждала не драться, не лгать, прививала детям гигиенические навыки, собирать и беречь игрушки, отвлекала и утешала детей при разлуке с родителями.
Театрализованные игры являются средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста. Они обогащают детей новыми впечатлениями, знаниями, умениями. В непосредственно образовательной деятельности обязательно присутствует сказочный персонаж. Он помогает воспитателю донести до детей новые понятия, а дети стараются удивить своим умением и радуются, когда он их хвалит.
Понятие «Театрализованная игра» разделяется на две основные группы: режиссерские игры и игры-драматизации. К режиссерским играм относятся: настольный театр, теневой, театр на фланелеграфе, кукольный, когда действующими лицами являются предметы (игрушки, куклы: плоские или объемные). Игра – драматизация - это когда дети сами в образе действующего лица и выполняют взятую на себя роль.
На театрализованных занятиях необходимо создавать атмосферу доброжелательности, взаимного доверия, уважительного отношения друг к другу. Ребенок только тогда может творить, когда чувствует, что он любим, и у него все получится. Дети в игровой форме учатся выражать свои чувства и понимать чувства других людей. Это помогает избежать затруднений в общении со сверстниками и взрослыми. Занятия стимулируют развитие и основных психических функций – внимания, памяти, речи, восприятия, содействуют расцвету творческого воображения, приобщают к театральной культуре. Для детей, имеющие речевые нарушения, характерно замедление в развитии двигательной сферы. Это выражается в нечетком выполнении движений, несоблюдении заданного темпа, недостаточной координации.
Исследования ученых показали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Чем активнее и точнее движения пальцев маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Еще одним решением развития мелкой моторики рук является теневой театр. Действия в теневом театре сопровождаются небольшими рассказами, песнями, стихотворениями. Хорошо развитая моторика рук, готовит ребенка к обучению письму.
Поэтому я включила в свои занятия по театрализованной деятельности пальчиковые игры, теневой театр, упражнения с куклой, лепку, рисование, чтение художественной литературы, артикуляционные упражнения и многое другое.
Организация таких занятий непременно связана с работой над выразительностью речи. Для того чтобы правильно поставить дикцию необходимо развивать подвижность речевого аппарата. Следует тренировать мышцы губ, языка, челюсти, делать упражнения на дыхание.
Обязательно выразительное чтение художественных произведений с показом картинок, иллюстраций, настольного театра и беседа по содержанию произведения. Детям нравится слушать музыку, которую исполняют персонажи, например, мишка играет на гармошке, Вова на дудочке, зайка на барабане. Разумеется, играют за ширмой взрослые или дети из старшей группы. При этом по возможности не следует звуки гармошки, погремушки, барабана заменять фортепианным тембром.
Дети в большинстве случаев стараются воспроизвести отдельные эпизоды из только что увиденного спектакля. Но куклы петрушки очень большие, они сделаны на руку взрослых и болтаются на маленьких ручках. Поэтому, куклы должны быть на детскую руку (обратиться с просьбой к родителям - сшить или связать героев сказки).
Пока дети маленькие оформление спектакля ложится на плечи взрослых. А уже со средней группы дети с большим удовольствием принимают участие в изготовлении кукол, декораций, афиши, билетов. Вначале задания не трудные: раскрась, принеси, наклей, подержи, а в старших группах задания усложняются. Творчество детей в ходе изготовления игрушек – это целенаправленный труд, в котором особую роль играет воображение. В результате этого каждая игрушка, то есть ее облик в совокупности с художественным оформлением, обретает индивидуальность. Процесс работы сопровождается рассуждениями, объяснениями, употребляя при этом образные сравнения.
Занятия проводятся систематично. Без системы это будет только развлечение и удовольствие, а результатов, на поставленные задачи, можно не дождаться.
Завершающим этапом театрализованных занятий должен быть спектакль. Правильно подобранное литературное произведение – это залог успеха будущего спектакля. Чаще всего это сказки. Они выразительны, богаты диалогами. Затем идет работа над ролью. При подготовке к исполнительской роли большое значение имеет индивидуальная работа с взрослыми и детьми. Немало важная деталь в спектакле – это освещение. Можно отобразить части суток (восход солнца, при помощи настольной лампы с лампочкой красного цвета). Но в целом освещение должно быть хорошее, чтобы дети не напрягали мышцы глаз. Ширма должна быть не яркой, чтобы не отвлекать внимание детей от кукольного представления. Если дети показывают спектакль, то ширма должна соответствовать росту детей. Счастливые радостные финалы спектаклей, как правило, завершают пляской персонажей, угощениями.
Большую и значимую роль в подготовке и проведении спектакля принадлежит родителям. А как ребенок радуется, когда мама делает вместе с ним куклу для спектакля и интересуется жизнью ребенка в детском саду.
В благодарственном влиянии кукольного театра на детей дошкольного возраста убедится каждый, кто займется этим радостным и полезным делом.