Ирина Распутина
Авторская разработка «Театр — творчество — дети!»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение детский сад общеразвивающего вида «Светлячок»
Авторская разработка «Театр – творчество – дети!»
Срок реализации программы рассчитан на два года для детей старшего и предшкольного возраста.
Автор разработки :
Распутина Ирина Владимировна
музыкальный руководитель Муниципального
дошкольного образовательного учреждения
Детский сад общеразвивающего вида «Светлячок».
2011 - 2013г
п. Усть- Уда
Пояснительная записка.
«Актуальность театрализованной деятельности в развитии
Публикация «Авторская разработка „Театр — творчество — дети!“» размещена в разделах
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
детей дошкольного возраста»
Театр – один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей. Он позволяет решать многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:
• художественным образованием и воспитанием детей.
• формированием эстетического вкуса.
• нравственным воспитанием.
• развитием коммуникативных качеств личности.
• воспитанием воли, развития памяти, воображения, фантазии и речи.
• создание положительного эмоционального настроения, снятия
напряжения, конфликтов через игру.
Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса и является приоритетным направлением МБДОУ. Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Богатейшее поле для эстетического развития детей представляет театрализованная деятельность.
Сейчас такое время, когда о чем бы ни заговорили, будь то наука,
промышленность, образование или искусство, – все обрастает массой проблем. Да, в наше время, время стрессов, резких взлетов и ещё белее резких падений в судьбах людей пресса, телевидение, фильмы, даже детские мультфильмы несут в себе достаточно большой заряд агрессии, атмосферу насыщенную отрицательными, тревожными и раздражающими явлениями. Все это обрушивается на незащищенное эмоциональное поле ребенка, нарушая развитие всех психических процессов (воображение, память, внимание). Эти нарушения отрицательно воздействуют на развитие творческих способностей, чем и обусловлена актуальность данной программы.
Театр воздействует на ребенка комплексом художественных средств:
применяется художественное слово, наглядный образ, музыкальное
сопровождение. Сказки, спектакли пользуются у детей неизменной любовью. В дошкольном возрасте нужно показать ребенку примеры дружбы, доброты,трудолюбия, честности. Ребенок проигрывает много ролей, что заставляет его сопереживать персонажам. Дети учатся в коллективе, видеть красоту, сочувствовать.
Используя театрализованное творчество, позволяет воспитывать у них отрицательное отношение к жестокости, хитрости, трусости. Расширять и углублять знания об окружающем мире. Развивать у ребенка психические процессы (внимание, память, воображение, эмоционально-волевую сферу ребенка.
Из педагогической практики видно, что дети больше всего любят играть с театральными куклами, показывать спектакли, импровизировать. Играя с театральной куклой, ребенок от лица героя, рассказывает о своих мыслях, чувствах, с помощью куклы он может выразить и отрегулировать свои собственные переживания. Играя с куклами, взаимодействуя с другими людьми, робкие дети начинают постигать процесс общения со сверстниками и став взрослыми, они смогут вести себя по-разному, и в зависимости от ситуации, проявлять настойчивость.
Для того, чтобы ребёнок проявил творчество, необходимо обогатить его жизненный опыт яркими художественными впечатлениями, дать необходимые знания и умения. Чем богаче опыт ребёнка, тем ярче будут творческие проявления. Поэтому важно с детства приобщить ребёнка к музыке, театру, литературе. Чем раньше начать развивать детское творчество, тем больших результатов можно достичь. Расширению опыта ребёнка способствуют театральные занятия.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей
формируется уважительное отношение друг к другу. Они познают радость,связанную с преодолением трудностей общения, неуверенности в себе. Увлеченность детей театрализованной игрой, их внутренний комфорт, раскованность, легкое, неавторитарное общение взрослого и ребенка, почти сразу пропадающий комплекс «я не умею» - все это удивляет и привлекает.
Новизна данной программы заключается в том, что драматизация сказок игры, кукольных постановок, этюды, соответствуют единой теме. В кружковой деятельности используется большой подбор игр и упражнений. Он включает в себя использование игрушек, кукол «Би-ба-бо», а также драматизацию сказок с участием детей.
Сказки раскрывают ребенку мир взрослых, будят его фантазию, развивают воображение, знакомят с героями произведений.
Программа составлена с учётом требований ФГТ, и с учетом реализации межпредметных связей по разделам. Занятия спланированы разной продолжительностью, проводятся в музыкальном зале.
1. «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестами, мимикой; слушают музыку к очередному спектаклю, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ.
2. «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету спектакля или отдельных его персонажей.
3. «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек.
4. «Ознакомление с художественной литературой», где дети знакомятся с литературными произведениями, которые лягут в основу предстоящей постановки спектакля и других форм организации театрализованной деятельности (занятий по театрализованной деятельности, театрализованных игр на других занятиях, праздниках и развлечениях, в повседневной жизни, самостоятельной театральной деятельности детей).
5.«Ознакомление с окружающим», где дети знакомятся с явлениями
общественной жизни, предметами ближайшего окружения, природными
явлениями, что послужит материалом, входящим в содержание
театрализованных игр и упражнений.
6. «Ритмика», где дети учатся через танцевальные движения передавать образ какого-либо героя, его характер, настроение.
Цель: 1. Развитие творческих способностей детей средствами
театрального искусства.
2. Создание условия для развития певческих и танцевальных
возможностей детей старшего дошкольного возраста в детском саду.
Задачи:
1. Ознакомить детей с различными видами театров (кукольный,
драматический, музыкальный, детский, театр зверей и др.).
2. Развивать творческие способности детей посредством
театрализованной деятельности.
3. Воспитывать нравственно- значимое качество, развивать
эстетические чувства детей.
4. Формировать осознанный интерес к подготовке к детским
музыкальным спектаклям, способствовать развитию творческого
воображения, мышления, памяти, поощрять импровизацию.
5. Расширять представления детей о театрализованной деятельности,
знакомить с искусством.
6. Воспитывать навыки театральной культуры, приобщать к
театральному искусству через постановки детских спектаклей.
7. Обучить детей приемам манипуляции в кукольных театрах раз
личных видов.
8. Совершенствовать артистические навыки детей в плане пере
живания и воплощения образа, а также их исполнительские умения.
9. Развивать артикуляционный аппарат; работать над силой, высотой,
окраской голоса.
Ожидаемые результаты:
• Умение в художественной форме выражать чувства и мысли.
• Раскрепощение личности.
• Получение чисто игрового наслаждения.
• Воспитание художественного вкуса.
• Развитие творческого потенциала.
• Формирование устойчивого интереса к театральному искусству.
• Потребность каждого ребёнка обращаться к театру, как к источнику эмоционального сопереживания, творческого соучастия.
• Развитие танцевальных и певческих способностей
• Развитие выразительной речи
• Развитие памяти и воображения
Реализация работы по программе:
• Программа реализуется через кружковую работу.
• Работу с родителями, где проводятся совместные театрализованные представления, праздники, кукольные театры, спортивные соревнования.
• Внутреннее убранство группы и зала, где живут и воспитываются дети.
• Костюмы и атрибуты для спектаклей и игр, доступны детям и радуют их своим внешним видом.
Формы работы
Подгрупповые занятия
Продолжительность занятия зависит от изучаемого материала.
Занятия проводятся два раза в месяц.
Принципы проведения занятий.
• Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного
материала.
• Доступность – занятие составлено с учетом возрастных особенностей,
• Проблемность – направленные на поиск разрешения проблемных
ситуаций.
• Развивающий и воспитательный характер обучения - на расширение
кругозора, на развитие нравственных качеств и познавательных
процессов.
Работа с родителями
• привлечение родителей к изготовлению костюмов и атрибутов.
• консультации для родителей.
• анкетирование.
• показ спектаклей
Методы, используемые на занятиях:
• танцевальные упражнения;
• упражнения на визуализацию образов;
• игры;
• обсуждение;
• релаксация.
Учебно - тематический план работы кружка по театрализации на
первый год реализации (2011-2012г.)
Сентябрь
Раздел 1
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальная сказка «Как зайцы дом строили». Автор музыки и текстов
песен – И. В. Бодраченко
1.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
1.2. Разучивание песен: песня Зайчихи, песня Белки, «Строим дом» муз. Красева. (20 минут)
1.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец с листочками»,
«Полька» - общий танец, «Зайчишка – трусишка», музыкальная игра «Жил в лесу колючий ёжик», (30 минут)
Октябрь
1.4. Разучивание диалогов (30 минут)
1.5. Развитие голоса (10 минут)
1.6. Развитие мимики (10 минут)
1.7. Развитие интонации (10 минут)
Ноябрь
1.8. Постановка сказки (30 минут)
1.9. Показ сказки (30 минут) – ноябрь 2011г.
Декабрь
Раздел 2
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальная сказка «Теремок». Автор музыки и текстов песен –
И. В. Бодраченко.
2.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
2.2. Разучивание песен: песня Мышки, песня Лягушат, песня Ёжика, песня зверят, заключительная песня (20 минут)
2.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец Мышки», «Танец
Лягушат», «Танец Ёжика», «Общий танец», музыкальная игра «Зайцы и Волк» (30 минут)
Январь
2.4. Разучивание диалогов (30 минут)
2.5. Развитие голоса (10 минут)
2.6. Развитие мимики (10 минут)
2.7. Развитие интонации (10 минут)
Февраль
2.8. Постановка сказки (30 минут)
2.9. Показ сказки (30 минут) – март 2012г.
Март
Раздел 3
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальная сказка «Белкин домик».
3.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
3.2. Разучивание песен: песня Белки, песня Козы, песня Бельчат, хоровод «Как у белочки веселье» (20 минут)
3.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец бельчат», «Танец Козы», «Полька» - общий танец (30 минут)
Апрель
3.4. Разучивание диалогов(30 минут)
3.5. Развитие голоса (10 минут)
3.6. Развитие мимики (10 минут)
3.7. Развитие интонации (10 минут)
Май
3.8. Постановка сказки (30 минут)
3.9. Показ сказки (30 минут) – май 2012г.
Учебно - тематический план работы кружка по кукольному
театру на второй год реализации (2012-2013г.)
Сентябрь
Раздел 1
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
«Удивительный мир кукол».
1.1. Рассказ о видах кукол (20 минут)
1.2. Показ способов действия с куклой (20 минут)
1.3. Знакомимся с театральной ширмой : устройство ширмы, назначение
театральной ширмы (20 минут)
Октябрь
1.4. «Весёлые зверюшки» : работа над эмоциональностью речи, игровые
упражнения (30 минут)
1.5. «Весёлые зверюшки» : работа над выразительностью речи, игровые
упражнения (30 минут)
Ноябрь
1.6. «Умеют куклы говорить» : Голосовые возможности актёров. Упражнения на дикцию и выразительность речи (20 минут)
1.7. «Умеют куклы говорить» : Закрепление знаний детей. Голосовые
упражнения (20 минут)
1.8. «Персонажи сказок» : Беседы об игровых образах. Игровые задания, диалоги (20 минут)
Декабрь
Раздел 2
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Сказка «Наш весёлый теремок». р. н. с.
2.1. Знакомство со сказкой (20 минут)
2.2. Разучивание диалогов (30 минут)
Январь
2.3. Разучивание образных движений (30 минут)
2.4. Развитие голоса (30 минут)
Февраль
2.5. Развитие мимики (30 минут)
2.6. Развитие интонации (30 минут)
2.7. Постановка сказки (10 минут) - февраль 2013г.
Март
Раздел 3
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Сказка «Заюшкина избушка».
3.1. Знакомство со сказкой (20 минут)
3.2. Разучивание диалогов (30 минут)
Апрель
3.3. Разучивание образных движений (30 минут)
3.4. Развитие голоса (30 минут)
Май
3.5. Развитие мимики (30 минут)
3.6. Развитие интонации (30 минут)
3.7. Постановка сказки (10 минут) – май 2013г.
Учебно - тематический план работы кружка по театрализации на
третий год реализации (2013-2014г.)
Сентябрь
Раздел 1
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальный спектакль «Сказка про непослушного огурчика». Музыка – Л. Туварджи, Л. Медникова
1.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
1.2. Разучивание песен: песня Огурчиков, «Весёлый
хоровод», «Колыбельная огурчику» (20 минут)
1.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец огурчиков», «Танец Морковки и Огурчика», «Танец Яблока и Груши», «Танец Кабачков», «Марш Помидора» (30 минут)
Октябрь
1.4. Разучивание диалогов (30 минут)
1.5. Развитие голоса (10 минут)
1.6. Развитие мимики (10 минут)
1.7. Развитие интонации (10 минут)
Ноябрь
1.8. Постановка сказки (30 минут)
1.9. Показ сказки (30 минут) – ноябрь 2013г.
Декабрь
Раздел 2
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальная сказка «Красная Шапочка и Серый Волк».
2.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
2.2. Разучивание песен: «Песня Красной Шапочки», «Песня Волка» (20 минут)
Январь
2.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец маленьких утят», «Танец гусей», «Общий танец» (30 минут)
2.4. Разучивание диалогов (30 минут)
Февраль
2.5. Развитие голоса (10 минут)
2.6. Развитие мимики (10 минут)
2.7. Развитие интонации (10 минут)
2.8. Постановка сказки (30 минут)
2.9. Показ сказки (30 минут) – март 2014г.
Март
Раздел 3
Продолжительность занятий - всего по разделу 180 мин
Музыкальная сказка «Стрекоза и Муравей» по мотивам басни И. А. Крылова, муз. С. М. Соснина.
3.1. Знакомство со сказкой (10 минут)
3.2. Разучивание песен: «Песня Муравья», «Песня Бабочек», «Песня
Стрекозы», «Финальная песня» (20 минут)
3.3. Разучивание танцев и образных движений: «Танец Зайцев», «Танец
Стрекозы», «Танец Медведей», «Финальный танец» (30 минут)
Апрель
3.4. Разучивание диалогов (30 минут)
3.5. Развитие голоса (10 минут)
3.6. Развитие мимики (10 минут)
Май
3.7. Развитие интонации (10 минут)
3.8. Постановка сказки (30 минут)
3.9. Показ сказки (30 минут) – май 2014г.