Халимова Евгения Александровна
Театральная деятельность в жизни ребёнка
▼ Скачать + Заказать документы
Среди всего многообразия воспитательных и обучающих форм для детей дошкольного возраста одной из самых красочных и близких для понимания малыша является театральная деятельность. Заключенная не только в рамки посещения спектакля, а имеющая корни в повседневной жизни, она решает множество задач связанных с внутренним миром, эстетическим образованием, формированием душевных качеств ребенка. Дети, в отличие от взрослых, все вокруг воспринимают через чувственную сферу и для полноценного, качественного развития им важно получать большое количество разнообразной информации об окружающем мире, получать разнообразный опыт. Переживая сюжет сказки, рассказа, постановки карапузы получают варианты для решения разнообразных ситуаций, вырабатывают положительные качества характера, взрослеют. Образное мышление, свойственное детям дошкольного возраста, позволяет при помощи простых кукольных домашних представлений корректировать поведение. Ничто так не понятно ребенку, как постановка с героями, приключениями, выводами, полученными в результате разыгранных событий. Вы можете тысячу раз говорить карапузу, что что-то делать плохо, и он не поймет почему. Один раз разыграйте перед ним ситуацию на куклах и малыш с радостью внемлет вашим словам. Содержание статьи: Роль театра в жизни дошкольника Что развивает театр у дошкольника С какого возраста приобщать к театру Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода Театральное искусство – сложный и прекрасный вид человеческого творчества, позволяющий переживать новые эмоции, обогащать внутренний мир, учиться на чужих ошибках. Наблюдая за сюжетной линией на сцене, дети и взрослые погружаются в другую реальность, чувствуют, сопереживают, открывают скрытые внутренние позывы и желания, начинают лучше себя понимать. Доказано, что люди, которые утверждают, что не любят театр, стали жертвой негативного первого опыта знакомства с этим видом искусства. Неправильно подобранный сюжет, отсутствие подготовки, слишком сильное впечатление, отрицательное отношение со стороны родителей, множество факторов влияет на отношение. Чтобы приобщить своего кроху к этому виду искусства, мало просто сводить его на постановку. Важно сделать это правильно. Не напугать, не утомить, помочь пережить новые эмоции и понять их. Давайте разберемся, зачем знакомить малыша с театральной деятельностью, почему это важно и как правильно это сделать. Роль театра в жизни дошкольника Первое знакомство с простыми видами театра малыш получает дома. Когда вы склоняетесь над колыбелькой крохи и озвучиваете игрушку – происходит чудо оживления персонажа вашей игры. Дети воспринимают героев таких игр как живых, дружат с ними, общаются. Пальчиковые театры, различные петрушки, куклы-перчатки, ролевые игры являются подготовкой к знакомству с настоящим спектаклем на сцене в исполнении деятелей искусства. Дети, с которыми с раннего возраста разыгрывают разнообразные сюжеты при помощи игрушек, намного легче идут на контакт со сверстниками. Уже с 2 летним ребенком можно начинать разыгрывать известные ему сюжеты, используя кроху в качестве актера. Предложите ему роль любимого персонажа и удивитесь, как быстро он преобразится, станет передавать характерные черты героя. Что развивает театр у дошкольника Театр играет важную роль в формировании полноценной личности. Среди наиболее ярких положительных сторон, развивающихся при помощи театральной деятельности и посещения спектаклей, можно выделить: Коммуникацию. Дети, вовлеченные в процесс создания постановки, регулярно посещающие различные спектакли, на примере героев учатся общаться с людьми, видят пример решения разнообразных ситуаций и пользуются им при необходимости; Самовоспитание. Благодаря эмоциональному переживанию сюжета ребенок ведет внутреннюю работу над своим характером. Видя несправедливость, зло, он говорит сам себе, что не будет так делать. Это происходит благодаря доступности поступающей информации; Веру в добро. В детских историях всегда побеждает добро. Из любой сложной ситуации герой находит выход и в итоге все становится хорошо. Видя это, малыш понимает, что за собственное счастье нужно бороться. Вера в хороший финал переносится в реальную жизнь; Умение распознать зло под маской добра. Наглядность образов позволяет донести до крохи, что не всегда внешний вид человека отвечает его внутреннему миру. Карапуз учится жить, руководствуясь собственными моральными качествами, не идя на поводу у ярких, но не всегда нравственных персонажей, оценивать поступки, а не внешний вид; Сопереживание. Одной из важных эмоциональных черт, которую необходимо развивать у ребенка дошкольного возраста, является эмпатия. Умение сопереживать, понимать человека рядом с собой не появляется просто так, его нужно воспитывать. Эмоциональное переживание, вызванное театром, позволяет воспитывать это важное чувство легко и быстро; Кругозор. Через разнообразные постановки кроха узнает очень много новых вещей. От чувств и эмоций до особенностей культур разных стран; Разговорная речь. Эмоциональный отклик на спектакль побуждает детей обсуждать увиденное, стремиться передать свои мысли и чувства. Пользу от театральной деятельности, посещения разнообразных спектаклей сложно переоценить. Благодаря простому, но понятному ребенку языку театра взрослые имеют возможность воспитывать в детях все необходимые черты характера, формировать личность, способную комфортно существовать в социуме. С какого возраста приобщать к театру Приобщение к театру можно начинать после трех лет. Пройдя этап знакомства с различными вариантами ролевых игр именно к этому возрасту у карапуза появляется острое желание познавать окружающий мир не только при помощи предметной и игровой деятельности, но и в духовном плане. Именно в этом возрасте советуют познакомить кроху с настоящим театром. Кукольный театр – воплощение детской игры, такой близкой для каждого ребенка. Подбирая сюжет для просмотра, хорошо остановиться на знакомой для малыша истории или предварительно ее прочитать. Детям важно понимать, что происходит, ориентироваться в сюжете. Не стоит думать, что если кроха будет знать разыгрываемую историю, то ему будет скучно. Нет. Обладая знанием о событиях, которые должны произойти, карапуз сможет сконцентрироваться на эмоциональной стороне сюжета, а не пытаться понять, что происходит на сцене. Предварительная подготовка к первому посещению представления – возможность получить больше опыта, знаний, эмоционального отклика, гарантированно заинтересовать таким времяпровождением. Стоит отметить, что не все дети моментально могут высказаться о просмотренном спектакле. Не настаивайте на обсуждении. Спросите, понравилось ли малышу, если он охотно пойдет на разговор, обязательно его поддержите. Некоторые дети реагируют по-другому. Если вы видите, что после просмотра постановки, ваш кроха не настроен на диалог, то дайте ему время. Особо эмоциональные дети, с тонкой душевной организацией после посещения театра нуждаются в обдумывании увиденного и услышанного, в кропотливом изучении собственного внутреннего ощущения. Этот процесс не нужно нарушать. Часто на следующий день такие детки выдают настоящие речевые или художественные шедевры, подводя итог под полученными знаниями. После удачного первого похода в кукольный театр, хорошо периодически посещать различные постановки и разыгрывать знакомые сюжеты дома при помощи игрушек. Повторяя увиденное дома, вы можете закрепить положительный эффект, подчеркнуть важность некоторых аспектов, позволить карапузу еще раз пережить положительные эмоции. К 4,5 – 5 годам ваш кроха будет готов к новому виду театральной деятельности. В этом возрасте можно сводить его на драматическую или музыкально-драматическую сказку. Большинство театров имеет спектакли для юных зрителей, поставленные специально для определенной возрастной категории. Внимательно изучите афишу и убедитесь, что предлагаемая постановка подходит крохе по возрасту. Не желательно идти на постановку для старших детей. Не старайтесь как можно быстрее просмотреть все возможные спектакли, ориентируйтесь по указанным возрастным ограничениям. Детская психика – тонкая материя, ее легко нарушить или перегрузить. Если режиссер указал, что для просмотра подходят дети от 6 лет, а вашему крохе только 5, не стоит рисковать. Позже всего в жизнь ребенка нужно вводить самые сложные, но от этого не менее прекрасные, виды театральной деятельности – оперу и балет. Рекомендуемый возраст первого посещения – 6 лет. Эти виды искусства подразумевают умение читать сюжет через движение и слово, воспринимать целостную картину, заключенную в художественный образ. Раннее посещение оперы или балета может быть непонятым ребенком, оставить тяжелое впечатление и отбить желание ходить в театр. Старайтесь вводить в жизнь карапуза все своевременно. Подготовка к посещению театра. Простые правила для культурного похода Прежде чем отправится в театр стоит провести подготовительную работу с ребенком. Это необходимо для создания правильного настроя, обучения правилам поведения, избежания неприятных ситуаций. Чтобы поход на спектакль был удачным, необходимо: рассказать, куда вы идете. Поясните, что такое театр, какой он бывает, прочитайте сюжет постановки; объясните правила поведения в театре, во время спектакля. Малыш должен понимать важность соблюдения общепринятых норм, чтобы вести себя правильно и не доставлять окружающим неудобств; вспомните и расскажите крохе о своем первом визите в театр. Поделитесь своими приятными воспоминаниями и настройте карапуза на позитив; при посещении оперы и балета поясните, чем эти виды отличаются от уже знакомых малышу. Обязательно ознакомьтесь с сюжетом; создайте в доме атмосферу праздника и предвкушения чего-то волшебного. Подготовьте праздничную одежду. Правила поведения в театре для ребенка Перед выходом в театр напомните малышу правила поведения в театре. Среди них он должен помнить: нужно выглядеть опрятно. В театр принято одевать праздничную классическую одежду. Предметы верхней одежды обязательно нужно сдать в гардероб; важно приходить заранее и занять свое место до начала спектакля. Знание этого правила поможет вам преодолеть желание крохи зазеваться или задержаться где-нибудь по дороге; по рядам в зале передвигаются лицом к сидящим, благодаря за возможность пройти; во время спектакля нельзя шуметь, пользоваться телефоном, есть, передвигаться, громко обсуждать сюжет. Если эти правила кроха запомнит в детстве, то во взрослой жизни всегда будет вести себя соответствующим образом. Расскажите ему, что это театр голосов, в котором сюжет рассказывается эмоциями и изменениями тембра и силы голоса. Основная эмоция возникает от того, что человек слушает, как сочетается человеческий голос и музыка, как они доносят образы, характеры персонажей.