Елена Хазипова
Игровое пособие «Страна Кубикония» в коррекционной работе с детьми-логопатами
▼ Скачать + Заказать документы
Известно, что нарушение звукопроизношения у детей-логопатов порою являются стойкими, процесс автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произнести поставленный звук. Передо мной встала проблема поиска таких пособий, приемов и методов работы по исправлению речевых нарушений, которые были бы эффективны и превращали логопедические упражнения в увлекательную для ребенка деятельность. Они должны быть функциональными, вариативными в плане применения, эстетически привлекательными для детей, служить решению многих логопедических задач. Такие цели я ставила перед собой при создании пособия «Страна Кубикония». Оно успешно апробировано мною на коррекционных занятиях с детьми.
Темочки:
- Логопедия. Работа логопеда
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая авторская дидактическая игра» декабрь 2016
Кубик – универсальная игрушка. Её применяют многие педагоги, а мне пришла идея использовать их его по-своему, объединив общим названием «Страна Кубикония».
Игровое пособие «Страна Кубикония» представляет собой серию кубов разной величины, которые используются вместо традиционных наборов картинок на разных этапах коррекционной работы. На каждой грани куба, в зависимости от решаемой задачи, расположен различный материал. Использовать кубики на занятии я могу как сюрпризный момент, а также включать их в игровые задания. Кубы также могут применяться не только на коррекционных занятиях, но и для работы с детьми в группах.
Ценность использования кубов я вижу в том, что ребенок имеет возможность совершать с ним различные игровые действия: например, куб можно кидать друг другу, кидать на ковер, передавать из рук в руки по кругу пока звучит бубен, подкидывать и ловить, крутить с закрытыми глазами и останавливаться по сигналу.
Применяя это пособие, я отметила положительный результат:
• Ускорились сроки автоматизации звуков;
• Количество детей, выпущенных с чистой речью на логопункте, увеличилось;
• Повысилась эмоциональная заинтересованность детей и снизилась их утомляемость во время занятий.
Кубы «Шашлычки».
Цель: автоматизация звуков в словах, скороговорках, стишках, развитие фонематических процессов, умения классифицировать.
Оборудование. На стержень нанизаны четыре кубика, на гранях которых прикреплены картинки на все группы звуков в названии.
Содержание. Ребенок имеет возможность вращать кубики, выбирая нужную картинку, в зависимости от цели игры.
Игровое упражнение «Найди картинку»: педагог просит ребенка выбрать кубики с картинками, названия которых начинаются на определенный звук.
Изменив набор картинок, можно придумать разнообразные игровые упражнения: «Четвертый лишний» - предложить ребенку выполнить задание – выбрать лишний кубик, обращая внимание на звук «Р» в названии; «Составь предложение», «Волшебники» и пр.
Куб «Настроение».
Цель: развитие мимических мышц лица, автоматизация звука, развитие интонационной выразительности речи.
Оборудование. Куб, на гранях которого расположены картинка человечка с определенным настроением.
Содержание. Ребенку предлагается пообщаться только с помощью закрепляемого звука и с той интонацией, на которую укажет кубик. Ребенок говорит слова «Раз, два, три, четыре, пять. Будем кубик мы вращать!», одновременно подкидывая куб. Картинка на верхней грани указывает нужное настроение.
Куб «Графитти».
Цель: обучение детей ориентироваться в пространстве с опорой на схему, опорные картинки или речевую инструкцию, развитие мелкой моторики, зрительного восприятия.
Оборудование. Куб, на гранях которого расположены цветные кнопки.
Содержание.
Игровое упражнение «Графический диктант». Педагог пошагово диктует ребенку, в какую сторону и сколько кнопок (шагов) отсчитать, а ребенок выкладывает дорожку шнурком.
Игровое упражнение «Выложи узор». Ребенок, ориентируясь на предложенные схемы, выкладывает рисунок шнурком.
Куб «Веселый язычок».
Цель: развитие артикуляционной моторики.
Оборудование. Куб, на гранях которого к каждому артикуляционному упражнению подобрана сигнальная карточка по названию упражнения.
Содержание. Ребенок подкидывает куб со словами «Крутись, вертись, на бочок ложись» и выполняет артикуляционное упражнение, которое появилось на верхней грани куба. Количество раз определяет обычный игральный кубик.
Куб «Ритмик».
Цель: развитие восприятия и умения воспроизводить ритмические рисунки, слоговую структуру слова.
Оборудование. На гранях куба расположены схемы темпо - ритмических рисунков. Рисунки могут меняться.
Содержание.
Игровое упражнение «Что за стук?»: педагог отхлопывает ритм, после прослушивания серий ударов, ребенок находит на гранях куба услышанное (прохлопать или протопать) и воспроизводит соответствующий ритм.
Игровое упражнение «Веселый ритм»: ребенок самостоятельно по ритмическому рисунку воспроизвести серии ударов.
Куб «Разные слова».
Цель: развитие логического мышления: анализ, синтез и сравнение, умение подбирать слова по смыслу, существенному признаку, назначению.
Оборудование. На гранях куба расположены картинки.
Содержание.
Педагог читает стихотворение:
Есть сладкое слово – конфета,
Есть быстрое слово – ракета,
Есть слово с окошком – вагон,
Есть кислое слово – лимон.
(М. Пляцковский «какие бывают слова»)
А теперь ты не зевай – слово к слову подбирай!
Игровое упражнение «Раз словечко, два словечко»: куб передается под считалку.
«Раз, два, три, четыре, пять. Будем кубик мы вращать!»
Ребенок, на котором остановилась считалка, вращает куб и выбирает грань, называет картинку. Дети к данному слову – прилагательному подбирают слова существительные по ассоциации. Например: «быстрые» слова – ракета, самолет, тигр, орел; «веселые» слова – праздник, клоун, подарок.
Куб «Слоговой».
Цель: автоматизация звуков в слогах, словах.
Оборудование. Куб с кармашками, в которые можно вставлять картинный материал для закрепления звуков.
Содержание.
Игровое упражнение «Где спряталось слово?». Ребенок вращает кубик и называет слово на верхней грани, определяет первый слог в слове и находит картинку на соответствующий слог: ра – рак, ракета, радуга и т. п.