Оксана Лавриненко
Театрализованные игры для детей
Театрализованные игры для детей
Каждый из нас в детстве, безусловно, участвовал во многих развлекательных сценках или перевоплощался в любимых героев. Это очень полезный опыт. Психологи давно заметили, что способность перевоплощаться в различные образы представляет собой очень важное личное качество, поскольку это влияет на развитие эмоционального интеллекта и способность адекватно воспринимать мир вокруг себя.
Публикация «Театрализованные игры для детей» размещена в разделах
Это особенно полезно в домашнем воспитании: театральная деятельность помогает ребенку развиваться. В этом контексте особенно важно, что развитие ребёнка происходит в естественной для него среде в игре.
Театрализованная деятельность помогает существенно обогатить время семейного отдыха, сделать семейные праздники более интересными, сгладить острые углы в общении детей и взрослых, ведь в этом случае им приходится сообща решать различные творческие задачи.
Как правильно организовать театральную игру для детей
Что следует знать родителям, желающим организовать домашнюю театрализованную деятельность? Педагоги утверждают, что такой род деятельности будет интересен детям разного возраста: и совсем маленьким, и будущим школьникам. Главная задача, таким образом, заключается в том, чтобы сделать игру простой, понятной и доступной для детей любого возраста. Поэтому важно соблюдать определённые правила организации игры:
Учёт возрастных особенностей:
Даже дети самого младшего возраста могут принимать участие в домашней театрализованной деятельности. Что для этого нужно? Игровые диалоги и характеры героев должны быть понятны ребёнку. Постановки для самых маленьких должны включать в себя простые сюжеты и рифмы и повествовать о персонажах, которые близки малышу. К примеру, это может быть сказка "Колобок", сюжет которой довольно прост и понятен. Ребёнок может играть любую роль (например, самого Колобка, Лисицы и др.). После нескольких совместных постановок ребёнок станет играть самостоятельно, ведь короткие и симметричные реплики, которые часто повторяются, запоминаются быстро.
К четырём годам дети становятся в полной мере способными самостоятельно выбирать историю или сказку для постановки. В этом возрасте у детей уже, как правило, есть опыт участия в театрализованной деятельности, поэтому они могут не только копировать заданные интонации, но и выбирать собственные, не только воссоздавать определённый образ персонажа, но и модифицировать его. В этом ребёнку может помочь взрослый. К примеру, можно предложить ребёнку выполнить определённое речевое упражнение либо заданный этюд: "Каким голосом говорит хитрая лисица?", "Изобрази важного петушка", "Покажи, как волк идёт красть козлят". Главное, что выполнение этих заданий не должно быть слишком затянутым или превращённым в рутину, ведь ребёнок может в таком случае утратить интерес к игре. Однако если грамотно использовать этот элемент, то это поможет ребёнку по-новому взглянуть на хорошо известную сказку, попробовать изменить её сюжет, ввести в повествование нового персонажа. Можно попросить ребёнка вообразить, к примеру, как козлята могут обмануть злого волка или загадать ему необычную загадку по хорошо известному сюжету. К примеру, "В избушке на опушке втроём живут зверюшки. В гости к ним сейчас зайди и их всех троих найди".
Для старших дошколят, достигших возраста 5-6 лет, театральные игры становятся самостоятельным видом творчества. Дети с готовностью принимают участие в подготовке домашних выступлений, предпочитают играть в них главные роли. Часто инициатива в выборе сюжета и персонажей для таких постановок целиком и полностью принадлежит детям; помощь родителей нужна им лишь в том случае, когда необходимо создать сложный костюм или необычную декорацию. Важно всегда откликаться на просьбы ребёнка, помогать ему. В случае, если близится семейное торжество, можно предложить ребёнку украсить праздник театральной постановкой. Но в этом случае взрослым следует понимать: такая постановка может стать серьёзным испытанием для ребёнка, так что важно всё время хвалить и поддерживать его. Интерес к театрализованной деятельности повышается, если родители не обделяют вниманием ни одно, даже малейшее, достижение ребёнка (к примеру, он сумел вжиться в образ, верно уловил интонацию персонажа, либо выполняет то или иное действие так же, как персонаж). Невзирая на тот факт, что старшие дошкольники в сути своей являются творчески активными, необходимо давать ему конструктивные советы и напоминать о том, что необходимо следить за интонацией, поведением, мимикой и жестами. Грамотная поддержка является благодатной почвой для развития творческих навыков ребёнка.
Придерживаться основных требований
Постоянное включение инсценировок в повседневную жизнь превратит театральные игры для дошкольников в такую же естественную потребность, как настольные и сюжетно-ролевые. Например, можно развлечь бабушку пальчиковым театром по сказке "Репка", пока она готовит ужин. Или при сборе на прогулку "позвать с собой погулять" куклу бибабо, с которой весело играть в прятки.
Тематический круг литературного материала должен быть разнообразным и широким. Выбор текстов для постановки следует обусловливать интересами ребёнка, чтобы у него возникло желание разыграть именно эту историю. Соответственно, для ребёнка 3-4 лет следует выбирать простые сюжеты с небольшим количеством персонажей и компактной фабулой, в то время как ребёнок старшего дошкольного возраста может принимать участие в более сложных постановках с многоплановым содержанием и расширенными сюжетными линиями. Можно создать семейную традицию и часто использовать тот или иной текст в домашних постановках, выделив особое место для этих книг на полке в книжном шкафу. К примеру, таковыми могут быть "Кошкин дом" С. Маршака, "Муха-Цокотуха" К. Чуковского, "Стрекоза и Муравей" И. Крылова, "Живая шляпа" Н. Носова и др. Родители вместе с детьми могут читать и обсуждать их. Такие действия вполне способны заинтересовать детей и мотивировать их к театрализованной деятельности.
Для сохранения интереса к театрализованной деятельности и расширения её потенциала необходимо иметь в наличии разнообразные костюмы и декорации, игрушки и разные типы театров: настольный и пальчиковый, теневой и театр кукол бибабо, которые составлены из головы персонажа и его костюма в форме рукавички, ведь эти куклы предназначены для надевания на руку.
Восприятие театрализованной деятельности как неотъемлемой части повседневности может превратить её из увлекательной игры в потребность к творчеству. К примеру, можно поставить сказку "Репка" при помощи пальчиковой техники во время приготовления ужина, либо взять с собой на прогулку куклу бибабо, с которой интересно играть в прятки.
Итак, мотивировать детей к участию в домашней театрализованной деятельности можно разными способами: к примеру, они могут совместно с мамой шить кукол для пальчикового театра, выбирать для персонажей одежду, покупать книги с интересными иллюстрациями, придумывать иллюстрации и продолжения для тех книг, что уже находятся в домашней библиотеке и используются как основа для домашних постановок, вырезать фигуры для театра теней. Чтобы развить эмоциональный интеллект ребёнка и создать необходимы игровые навыки, необходимо на первых порах направлять ребёнка и фиксировать его достижения (к примеру, записывать постановки на видео). Это поможет отслеживать прогресс и накапливать позитивные эмоции.
Устраивать домашние постановки
Родители часто задаются вопросом, как играть дома в театральные игры и что можно представлять. Самыми доступными разновидностями будут драматизации и режиссерские игры. В чем их разница? В драматизации ребёнок сам придумывает для себя роль, в то время как в режиссерской игре он перевоплощается в уже существующего героя. Этот вид деятельности наиболее интересен для детей 5-6 лет, особенно если они участвуют в ней сообща с родителями или с младшими братьями и сёстрами: это позволяет оттачивать разнообразные игровые навыки и оказывает благотворное влияние на будущее обучение в школе. Принимая участие в театрализованной деятельности, ребёнок узнаёт мнго новых литературных произведений, запоминает их, развивает собственные речевые навыки.
Проводить режиссерские игры
Домашняя режиссёрская постановка может быть организована с помощью настольного театра или же театра стендового. Они являются наиболее предпочтительными, ведь в этом случае дошкольник отвечает за персонажа, сопереживает ему, взаимодействует с ним и эмоционально передаёт его интонации. Именно от ребёнка зависит, как говорит его герой, что он делает, как выглядит: ярким или блеклым; грустным или веселым, безжизненным или энергичным. Более того, многое зависит здесь от голоса, мимики и жестов.
Использовать настольный театр кукол
Верным решением будет использовать в домашней театрализованной деятельности разнообразные игрушки: мягкие (медведи и лисицы, львы и зайчики, пластиковые (куклы, пирамидки, машинки, шарики, деревянные (кубики, домики, вкладыши, и особенно самостоятельно изготовленные из натурального и бросового материала (из каштанов, желудей, шишек, картона, бумаги, коробок, тканей). Главное, чтобы игрушки были близки и понятны детям.
Кроме того, в продаже есть готовые театральные наборы для детей, основанные на таких сказках, как "Репка", "Три поросёнка", "Теремок", "Колобок". Фигуры в них изготовлены с помощью картонных шаблонов, которые следует вырезать и склеивать. Однако также они могут включать в себя пластиковые и деревянные элементы.