Екатерина Каталкина
Театрализованные игры для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД
№79 «Садко»
Подготовила: Каталкина Е. А.
Цели: стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;
- развивать речь в сочетании с ритмическими движениями.
Публикация «Театрализованные игры для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
-формировать у детей желание и умение использовать все окружающее пространство в процессе игры, развивать их имитационные способности;
- воспитывать коммуникативные навыки общения;
- развивать двигательную активность детей;
Для детей младшей группы
«Кисонька – Мурлысонька»
Воспитатель рассказывает детям сказку-потешку «Кисонька-Мурлысонь-ка». (Используется игрушечная кошка. Это может быть резиновая игрушка, картинка на фланелеграфе, кукла из театра би-ба-бо.)
— Кисонька-Мурлысонька, ты где была?
— На мельнице
— Кисонька-Мурлысонька, что там делала?
— Муку молола.
— Кисонька-Мурлысонька, что из муки пекла?
— Прянички.
— Кисонька-Мурлысонька, с кем прянички ела?
— Одна.
— Не ешь одна, не ешь одна!
Примечание: Сказку-потешку при желании можно рассказывать несколько раз, привлекая к участию детей, предлагая роль Кисоньки-Мурлысоньки любому из желающих детей.
«Лошадка»
Воспитатель читает стихотворение А. Л. Барто «Лошадка».
Я люблю свою лошадку, Гребешком приглажу хвостик
Причешу ей шерстку гладко, И верхом поеду в гости!
Воспитатель предлагает детям проговорить это стихотворение и показать, как мальчик любит свою лошадку.
Особо нужно обратить внимание на интонационную выразительность и на имитацию движений. Например: расчесывание гривы воображаемой лошадки.
Это стихотворение можно проиграть.
Дети делятся на пары («лошадка» и мальчик или девочка).
«Мальчик» читает стихотворение и выполняет движения, затем дети меняются ролями.
«Теремок»
Воспитатель показывает на фланелеграфе сказку «Теремок», обращая вни-мание детей на имитацию голоса и движений, характерных для каждого героя сказки.
После просмотра воспитатель предлагает детям проиграть сказку, а в по-мощь задает следующие вопросы:
— Как начинается сказка? (Стоит в поле теремок.)
— Кто же первый пришел к теремку? (Мышка.) (Ребенок голосом мышки просится в теремок.)
— Кто следом за мышкой пришел к теремочку? (Лягушка.) (Ребенок голосом лягушки просится в теремок.)
— Что ответила мышка? (Диалог мышки и лягушки.)
— Аза лягушкой пришел.? (Зайчик.) (Ребенок голосом зайчика просится в теремок.)
— Что ему ответили обитатели теремка? ( Разговор: мышка, лягушка, зайчик).
— А кто еще к теремку пришел? (Лисичка.) (Ребенок голосом лисы просится в теремок.)
— Что ответили ей? ( Разговор: мышка, лягушка, зайчик, лисичка.)
— А кто за лисой появился у теремка? (Волк.) (Ребенок голосом волка просится в теремок.)
-Пустили звери волка в теремок? Что они ему ответили?
( Разговор: мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк.)
- И наконец, кто около теремочка появился? (Медведь.)
(Ребенок голосом медведя просится в теремок.)
— Что же случилось дальше? (Ответы детей.)
-Чем закончилась сказка? (Ответы детей.)
Используется театр на фланелеграфе, театр игрушки, плоскостной театр, куклы-игрушки из театра би-ба-бо.
Прогулка по лесу
Воспитатель собирает детей и предлагает отправиться на прогулку по лесу. Все берутся за руки, идут по группе и проговаривают:
Пошли, пошли, поехали Что родятся под дубами,
За спелыми орехами, Что растут под кленами,
За ягодами, грибами, Под липами зелеными.
(Т. Волгина)
— Мы с вами пришли в лес. Послушайте, как тихо в лесу.
Су-су-су, су-су-су,
Тихо осенью в лесу.
(Дети проговаривают чистоговорку медленно, протяжно, с интонацией грусти.)
— Послушайте, как шумит ветер в лесу?
Фу-фу-фу-фу-фу — (Дыхательные упражнения.)
— Летят по ветру листья ш-ш-ш-ш-ш-ш-ш. и падают на землю.
— Шур-шур-шур! Что шуршит у нас под ногами? (Листья.)
— А под листьями спрятались грибочки и ягоды — брусника, клюква. Давайте поищем их.
(Дети расходятся в поисках приготовленных заранее грибов — муляжи и ягод — картинки, приносят их в корзины.) Воспитатель задает вопросы: Что у тебя? (Гриб.)
— Какой он? (Большой, маленький, красивый.)
— А у тебя что за ягода? (Черника; земляника.)
— Как много грибов и ягод вы собрали, мне одной две корзины не до-нести.
Игровая викторина по стихам А. Л. Барто.
По мере чтения стихов воспитатель пользуется фланелеграфом (театром игрушек) с изображением различных персонажей.
1. Я люблю свою лошадку, Гребешком приглажу хвостик Причешу ей шерстку гладко, И верхом поеду в гости.
После чтения стихотворения педагог предлагает детям разделиться на пары и имитировать движения хозяина и лошадки.
2. Идет бычок, качается, «Ох! Доска кончается,
Вздыхает на ходу: Сейчас я упаду».
Дети должны «пройти» по тонкой жердочке, раскачиваясь и проговаривая текст стихотворения.
3. Зайку бросила хозяйка, Со скамейки слезть не смог,
Под дождем остался зайка. Весь до ниточки промок.
Дети должны отразить состояние брошенного зайчика в своей мимике и движениях.
4. Нет, напрасно мы решили Кот кататься не привык,
Прокатить кота в машине, Опрокинул грузовик.
При чтении стихотворения дети должны имитировать движения играющего кота.
5. Матросская шапка, И скачут лягушки
Веревка в руке, За мной по пятам,
Тяну я кораблик И просят меня:
По быстрой реке. «Прокати, капитан!»
Воспитатель, а затем кто-то из детей берет на себя роль капитана, а остальные дети имитируют движения скачущих лягушек.
6. Наша Таня громко плачет, Тише, Танечка, не плачь!
Уронила в речку мячик. Не утонет в речке мяч.
Педагог предлагает изобразить плачущую девочку.
Кто в гости пришел?
Воспитатель предлагает детям представить, что они не дети, а разные звери, птицы. (Воспитатель предлагает детям выбрать по желанию шапочки-маски и голосом своего персонажа попроситься в домик к Дашеньке.)
На ширме педагог выставляет картинку-домик, а сам вместе с куклой Дашенькой прячется за ширму.
Под музыкальное сопровождение дети подходят к «Домику» и голосом своего героя просятся к Дашеньке. Она их «впускает».
И вот все животные в домике. Педагог напоминает детям русскую народ-ную пословицу: «В тесноте, да не в обиде!»
Окончание занятия — импровизация.
«Домашние животные»
Воспитатель загадывает детям загадки.
Хвост крючком, Сама пестрая,
Нос пятачком. Ест зеленое,
(Поросенок.) Дает белое. (Корова.)
К хозяину спешит, Мордочка усатая,
Дом сторожит, Шубка полосатая.
Живет под крылечком, Часто умывается.
А хвост колечком. А с водой не знается.
(Собака.) (Кошка)
Встал он прямо у дорожки
— Не идут от страха ножки.
И мычит бедняга: «Му!
Шаг я сделать не могу!»
(Бычок.)
После каждой загадки дети под музыкальное сопровождение имитируют движения и голос отгаданного животного.
«Белка»
Уронила белка шишку. Под корнями старой ели
Шишка стукнула зайчишку. Размышлял медведь полдня:
Тот пустился наутек, «Что-то зайцы осмелели!
Чуть не сбил медведя с ног — Нападают на меня! Ой-ой-ой!»
(В. Шульжик)
Белка встает на возвышенное место за елкой (стульчик, куб, пенек) и «слу-чайно роняет» шишку на спящего под елкой Зайчика. Заяц просыпается и в испуге бросается наутек, натыкается на Медведя, отскакивает в сторону и прячется под елку. Медведь с удивлением разводит лапы в стороны, оглядывается и рычит: «Что-то зайцы осмелели! Нападают на меня!»
«Представьте себе».
Игра на имитацию движений с проговариванием
— Представьте себе, что вы — маленькие заиньки.
Зайка беленький сидит Зайке холодно сидеть,
И ушами шевелит: Надо лапочки погреть:
Вот так, вот так! Хлоп-хлоп, хлоп-хлоп!
И ушами шевелит. Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать:
Скок-скок, скок-скок!
Надо зайке поскакать.
Дети имитируют движения и проговаривают вместе с воспитателем слова стихотворения.
«Кого боится зайка?»
— Кого боится зайка? (Волка, лисы.)
— Вдруг из-за елки показалась ЛИСА! (Воспитатель использует игрушку или куклу би-ба-бо.)
— Увидел заяц лису, испугался.
Помчался заяц от лисы!
Хвост дрожит, дрожат усы.
Нет спасения в лесу,
Прыгнул к ёжику в нору.
Дети-зайчишки дрожат от страха, бросаются наутек от лисы, прыгают в «норку» к ежику, выбирая укромное место.
«Зайка»
стихотворение Л. П. Савиной дети изображают зайчика, грызущего морковку.
Зайка серый скачет ловко
В лапках у него морковка.
— Вкусная морковка, зайчики?
А теперь наш зайчик пригласил в гости зайчиху. Воспитатель читает стихотворение:
Чайник заварочный зайка купил,
В гости зайчиху к себе пригласил.
Чай попивают они ароматный,
С медом душистым и пряником мятным.
Дети имитируют чаепитие.
«Гуси»
Воспитатель поет, дети подпевают и выполняют движения.
Жили у бабуси Один серый, другой белый —
Два веселых гуся. Два веселых гуся.
Дети важно ходят, вытягивая шеи, выставляя вперед ножки, заложив за спину руки.
Мыли гуси лапки Один серый, другой белый
В луже у канавки. Спрятались в канавке.
Дети топают ногами и прячутся.
«Ой! — кричит бабуся, — Один серый, другой белый,
Ой, пропали гуси! Гуси мои, гуси».
Выходили гуси, Один серый, другой белый —
Кланялись бабусе. Два веселых гуся.
Дети ступают, вытягивая шеи, заложив за спину руки, кланяются бабусе.
«Ёж и лиса»
Лиса: Ты скажи мне, милый еж, Ё ж: Тем он, лисонька, хорош,
Чем колючий мех хорош? Что зубами не возьмешь.
(В. Фетисов.)
Воспитатель предлагает детям детали театральных костюмов для ролевого театра и помогает разыграть мини-сценку: выбрать костюмы, проговаривать слова, скорректировать интонацию и движения.
Разыгрывание может проводиться несколько раз, со сменой ролей (еж и медведь, еж и заяц).
«Представьте себе».
Игра с использованием мимики и жестов
— Представьте себе, что вы маленькие горошины, вы лежите в земле. Пригрело солнышко, прошел дождь, горошины стали набухать, и вдруг показался росток. Росток пробился сквозь землю и, раскачиваясь, потянулся к солнышку. Появился один листочек, второй, и вот появился цветочек. Он качал своей головкой и улыбался солнышку.
— Ах, какие чудесные побеги гороха!
Воспитатель подходит к каждому из детей и «рассматривает цветы».
«Полянка»
Стихи к разыгрыванию сценки необходимо накануне раздать на дом.
Лисичка: Над полянкой над лесной
Дует ветер озорной.
Этот ветер очень мил:
Он мне шерстку распушил!
Бабочка: Светит солнышко с небес,
Разговаривает лес,
И приятная жара
Начинается с утра!
Зайчик: Веселая полянка,
Душистые цветы!
Зеленая полянка,
Понравилась мне ты!
Лягушка: День хорош?
Какая чушь! Отвратительная сушь!
Очень скверная погода:
Нет ни сырости, ни луж! Ква!
Дети делятся на две группы. Одна группа — зрители, другая — актеры.
«Пчелки и медведь»
Пчелка-мама: Пчелки-детки, полетели
Собирать мед с цветов.
Ой, медведь идет!
Мед у пчелок унесет!
Пчелки, домой!
Пчелки: Этот улей — домик наш.
Уходи, медведь, от нас!
Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж-Ж!
Роль мамы-пчелки воспитатель берет на себя.
Роль медведя можно предложить любому ребенку по желанию.
Обратить внимание на пластическую выразительность.
«Паучок» Танец-игра
— В хоровод, в хоровод собирайся, народ!
Воспитатель собирает детей в круг. Все берутся за руки, выбирается водя-щий. Он садится в центре круга. Дети идут по кругу и проговаривают:
Паучок, паучок, тоненькие ножки, красные сапожки!
Мы тебя кормили, мы тебя поили,
На ноги поставили — танцевать заставили.
(На этих словах дети подходят к водящему, ставят его на ноги, расходятся с прихлопыванием.)
Танцуй сколько хочешь, выбирай кого захочешь!
Водящий выбирает себе пару и выполняет танцевальные движения под музыку, все повторяют.)
Игра проводится несколько раз.