Алевтина Валериевна Иванова
Театрализованное представление по чувашским народным сказкам с использованием кукол-оригами
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация:
В статье говорится о том, как при помощи настольного театра (кукол – оригами) можно познакомить дошкольников с произведениями устного народного творчества и литературным достоянием чувашского народа.
Ключевые слова:
Куклы – оригами, настольный театр, устное народное творчество, фольклор, 100 - летия образования Чувашской автономной области.
Публикация «Театрализованное представление по чувашским народным сказкам с использованием кукол-оригами» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Поделки. Мастерим с детьми
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Сценарии по сказкам
- Театр в технике оригами
- Театр. Театрализованная деятельность
- Чувашия. Чувашская Республика
- Темочки
Культура чувашского народа богата и уникальна. Чувашию не зря называют краем сто тысяч песен, сто тысяч вышивок и песен. Сохраняя свою традицию и культуру, чувашский народ оберегает свое устное народное творчество, фольклор и педагогику. Ведь именно через народное творчество наши прадеды воспитывали подрастающее поколение. Это особенно важно в год 100 - летия образования Чувашской автономной области. Фольклор, устное народное творчество, художественная литература учит ребенка жить в обществе, учит законам природы, а также разбираться в человеческих чувствах, насыщает эго эмоции, развивает и обогащает речь. Слушая повествования устного народного творчества, ребенок сопереживает персонажам происходящего действия, изъявляет желание помогать им. С этой целью дети могут сами между собой проигрывать определенные события. Чувашские народные сказки – наше национальное сокровище. Но с большим сожалением можно констатировать, что легенды и предания мало знакомы современным детям. Родители не рассказывают детям сказок и не поют песен.
Сейчас проигрывание сцен из сказок и литературных произведений мы называем театром. Театральные постановки бывают разных видов. Их могут проигрывать сами дети, переодевшись в персонажей произведения, могут использовать различные предметы и атрибуты, похожие на героев сказок, а также изготавливать из различных материалов персонажей сказок и разыграть произведение. Самый доступный способ дать детям возможность прожить «сказочную историю» - это проиграть её.
Разыгрывание сказочных сцен, используя различные виды театра, таких, например, как театр теней, марионетки, Петрушка, куклы – оригами и другие, развивает мышление и воображение ребёнка, обогащает его язык. В своей работе я знакомлю детей с различными жанрами литературных произведений и устного народного творчества используя метод театрализованных постановок. Особое внимание уделяю произведениям и творчеству родного, чувашского народа. Богатое наследство досталось жителям Чувашии от наших предков : «Чувашские народные сказки».
Поэтому я решила использовать в своей работе по приобщению дошкольников к художественной литературе, устному народному творчеству настольный театр в виде кукол - оригами. Бумажные фигуры – куклы можно эффективно использовать в театрализованной деятельности в детском саду. Такой способ помогает дошкольникам понимать чувства, эмоции, мотивы персонажа и воспринимать произведение целиком, знакомит с преданиями и былинами Чувашии. Во время изготовления моделей из оригами у подрастающего поколения развивается мелкая моторика пальцев, так как они выполняют множество разных мелких действий пальцами, а вследствие этого у детей формируется правильная речь. Помимо этого метод оригами помогает развивать творческие способности ребенка. Вследствие того, что при складывании моделей из бумаги у детей работают обе руки, у них работают оба полушария мозга и поэтому происходит развитие конструктивных способностей, зрительной памяти и глазомера.
При помощи искусства оригами сделать настольный театр к сказке очень легко. Используется самый распространенный подручный материал – бумага. Сложив из бумаги различные фигуры, дети их с большим удовольствием раскрашивают, придают им образ определенного персонажа и начинают их разыгрывать. Несложный способ изготовления и вариативность исполнения дает возможность инсценировать произведения как устного, так и художественного творчества. Дети с удовольствием играют со своими персонажами, берут их домой, потом вновь приносят их в детский сад и очень бережно относятся к ним.
Такой театр можно сделать к любой читаемой в группе сказке и обыгрывать во время чтения. Все получается весело и интересно, а самое главное очень увлекательно для детей. Настольный театр по чувашским сказкам пробуждает в детях желание познать новое, неизведанное, сказочное, помогает знакомить с новыми литературными произведениями, прожить новую сказку. Всё, что проживут и прочувствуют дети останется в их сердцах и умах надолго, так как театр является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний, эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству.
В результате данной работы мной создана система работы по приобщению детей к произведениям художественной литературы нашего региона. Был создан настольный театр по чувашским народным сказкам из кукол – оригами. Дети хорошо ориентируются в сказках, легко называют название сказок, могут интонационно, выразительно прочитать продекламировать небольшой текст, охотно инсценируют сказки, пользуются театральной атрибутикой. Увиденное и пережитое в их самодеятельных театрализованных представлениях, расширяет кругозор детей, создает обстановку, где развиваются: мышление, речь, коммуникативные качества, творческое воображение.
Использовав технику оригами для обогащения развивающей среды своего уголка театрализованной деятельности, я для себя открыла огромную роль искусства в решении задач всестороннего развития личности детей, а также много тем для самообразования и реализации своих творческих способностей.
Литература:
1. Смородина Е. В., Ильиных Т. Н. Театр своими руками. Использование моделей оригами в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №30. — С. 80-82;
2. Маханёва М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. -М. :ТЦ «Сфера», 2001.-c.9–16,76–121;
3. Мигунова Е. В. М 57 Организация театрализованной деятельности в детском саду: Учеб. -метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. — Великий Новгород, 2006–126с. ;
4. Черенкова Е. Ф. Оригами для малышей. — М. РИПОЛ классик, ДОМ, 2010. — 154с.