Приложение МААМ

Опыт работы «Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях»

Ирина Желонина
Опыт работы «Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях»
▼ Скачать + Заказать документы

Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях

Вся наша жизнь – это большая сцена, и то, какую роль выбирает ребенок в

этой жизни, зависит от его первого дошкольного опыта, где он получает не только информацию об окружающем мире, законах общества, красоте человеческих отношений, но и учится жить в этом мире, строить свои отношения. Это требует творческой активности личности (внимания, воображения, логики, эмоциональной памяти, хорошо развитой речи, мимики, т. е. умения держать себя в обществе. Современная педагогическая наука, смотрящая на образование как на воспроизведение духовного потенциала человека, располагает разнообразными сферами образовательного воздействия на ребенка. Сфера искусства рассматривается как пространство, способствующее формированию социально-эстетической активности личности. По мнению современных ученых, исследующих проблемы дошкольного образования, раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческого потенциала в наибольшей степени способствует синтез искусств.

Публикация «Опыт работы „Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях“» размещена в разделах

Театрализованная деятельность- мощное синтетическое средство раскрытия творческих способностей ребенка. Ведь искусство театра представляет собой органический синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, собирает в единое целое все средства

выразительности, имеющиеся в арсенале отдельных искусств, и, тем самым, создает условия для воспитания целостной творческой личности, чем способствует осуществлению цели современного образования. Также можно отметить высокую степень значимости театральной деятельности для развития музыкальных и творческих способностей ребенка.

Театр неразрывно связан с музыкой. Начиная с глубокой древности (в Древней Греции) хор был неотъемлемым элементом спектакля. Музыка дополняет, украшает, помогает раскрыть смысл образа и спектакля в целом.

Очень важно развивать музыкальные способности детей, путем привлечения их к участию в театрализованной деятельности.

Задачи: -приобщать детей к театральной культуре;

-пробуждать интерес к театрально - игровой деятельности;

-развивать музыкальные способности.

Актуальность заключается в том, что театральная деятельность- это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и тесно связана с игрой и музыкой. Участвуя в театральной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром, во всем его многообразии, через образы, краски, звуки, что заставляет их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, то есть происходит их умственное развитие. Театрализованная деятельность детей, способствует их личностному развитию, является уникальным средством развития художественно-творческих способностей детей и формирования индивидуальности ребенка. В процессе работы над ролью активизируется словарный запас ребенка, звуковая культура речи, ее интонационный строй. Театральная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения (дружба, доброта, честность, смелость и др.) Она помогает ребенку решать многие проблемные ситуации от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости, а это немаловажно в современное время.

В своей работе я использую технологию развития творческих способностей дошкольников в музыкально-театрализованной деятельности

Этапы:

1-й этап: Расширение и систематизация знаний детей о театре по темам :

Особенности театрального искусства,

Виды театрального искусства,

Рождение спектакля,

Театр снаружи и изнутри,

Культура поведения в театре.

2-й этап: «Театрализованная игра» - направлен не столько на приобретение ребенком профессиональных умений и навыков, сколько на развитие игрового поведения, эстетического чувства, способности творчески относиться к любому делу, уметь общаться со сверстниками и взрослыми людьми в различных ситуациях. Включает:

Игры на развитие слухового внимания, творческого воображения и фантазии

Игры с импровизированными шумовыми инструментами;

Игры на развитие восприятия характера и содержания муз. произведения

Игры на развитие зрительного внимания

Игры с предметами быта и игрушками

Упражнения с атрибутами на развитие мелкой моторики, внимания, памяти, воображения

Игры на действия с воображаемыми предметами или на память физических действий

Упражнения по формированию выразительности исполнения (развитию мимики, пантомимики)

Игры-этюды на развитие эмоций

Игры-этюды на развитие творческого воображения

Игры-этюды на общение

Упражнения и игры на развитие культуры и техники речи (дыхательные и артикулярные упражнения)

Скороговорки

Упражнения на развитие интонационной выразительности

Творческие игры со словом

Инсценирование стихотворений

Подготовка и разыгрывание разнообразных мини-диалогов, потешек, песенок, стихов, разнообразных сказок и инсценировок

3-й этап: Работа над спектаклем (девять основных шагов) :

1. Выбор пьесы или инсценировки и обсуждение ее с детьми.

2. Деление пьесы на эпизоды и пересказ их детьми.

3. Работа над отдельными эпизодами в форме этюдов с импровизированным текстом.

4. Поиски музыкально-пластического решения отдельных эпизодов, постановка танцев. Создание совместно с детьми эскизов декораций и костюмов.

5. Переход к тексту пьесы: работа над эпизодами. Уточнение предлагаемых обстоятельств и мотивов поведения отдельных персонажей.

6. Работа над выразительностью речи и подлинностью поведения в сценических условиях; закрепление отдельных мизансцен.

7. Репетиции отдельных картин в разных составах с деталями декораций и реквизита (можно условными, с музыкальным оформлением.

8. Репетиция всей пьесы целиком с элементами костюмов, реквизита и декораций. Уточнение темпоритма спектакля. Назначение ответственных за смену декораций и реквизит.

9. Премьера спектакля. Обсуждение со зрителями и детьми, подготовка выставки рисунков детей по спектаклю.

Результат использования

У воспитанников сформированы музыкально-театральные способности : артистизм, способность к перевоплощению, к импровизации. Развивается память, мышление, внимание, воображение, восприятие. Развивается навык инсценирования песен и хороводов, навык самооценки своих результатов.

В детском саду создана предметно-пространственная среда для занятий театрализованной деятельностью. Это уголки в группах, театральные атрибуты, костюмы. Это способствует развитию детей, наглядному пониманию образов, развивает фантазию и индивидуальность.

Каждый ребенок хочет превратиться в сказочного героя и ощущает потребность изменить свою внешность. Но как это сделать без специального костюма. Поможет, например, большой красивый платок, который может быть фатой, вуалью для царевны, может быть плащом для царевича, волшебника, если завязать на голову можно стать бабушкой, если в виде чалмы, тогда магом, фокусником и т. д. Просто палочка с помощью “волшебных” слов может стать волшебной, и она же может быть волшебной флейтой. Возьми в руки прозрачный шарфик, и ты уже ветерок, возьми белый шарфик, и ты античная статуя. Чтобы почувствовать себя любимым и известным героем сказки, необходима некоторая помощь педагога. Педагог предлагает наборы предметов или элементы костюмов, из которых ребенок самостоятельно выбирает то, что поможет ему наиболее ярко выразить любимый образ.

С 3-х лет ребенок овладевает осознанной речью и начинается его социально-личностное развитие. Речь становится средством самовыражения. Ребенок не просто манипулирует с игрушкой, а начинает вести с ней диалог. С этого и начинается игровая театральная деятельность. Используются небольшие по объему стихи, т. к. рифмованная речь по строению своему очень близка музыке равномерным чередованием сильных и слабых долей. Рифмованная речь, как и музыка, успокаивает ребенка, вызывает положительные эмоции. Но что делать, если ребенок плохо говорит? Опять поможет театрализованная деятельность.

Дети очень любят сказки, а прослушав сказку, можно предложить ее обыграть. Так, с детьми младшего дошкольного возраста были поставлены сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Сказка о глупом мышонке». Для передачи содержания этих сказок не нужно много слов. Достаточно показать образ движениями, что очень привлекает малышей. Движения, конечно, совершаются под соответствующую музыку. Таким образом развиваются и музыкальные способности : умение слушать музыку, понимать ее характер.

Начиная со второй младшей группы, дети последовательно знакомятся с видами театров, основами актерского мастерства. Используется этюдный тренаж, помогающий развить внимание и восприятие; прививаются навыки отображения различных эмоций, настроений, отдельных черт характера.

Ступени работы следующие.

Игра-имитация отдельных действий человека, животных и птиц (дети проснулись-потянулись, воробышки машут крыльями)

Игра-имитация образов хорошо знакомых сказочных персонажей (неуклюжий медведь идет к домику, храбрый петушок шагает по дорожке).

Движения под музыку («Веселый дождик», «Листочки летят по ветру и падают на дорожку», «Хоровод вокруг елки»).

Бессловесная игра-импровизация с одним персонажем по текстам стихов и прибауток, которые читает взрослый («Катя, Катя маленька…», «Заинька, попляши…»).

Игра-импровизация по текстам коротких сказок, рассказов и стихов (3. Александрова «Елочка»; К. Ушинский «Петушок с семьей», «Васька»; Н. Павлова «На машине», «Земляничка»; Е. Чарушин «Утка с утятами»).

Ролевой диалог героев сказок («Рукавичка», «Заюшкина избушка», «Три медведя»).

Инсценирование фрагментов сказок о животных («Теремок», «Кот, петух и лиса»).

Игра-драматизация с несколькими персонажами по народным сказкам («Колобок», «Репка») и авторским текстам (В. Сутеев «Под грибом», К. Чуковский «Цыпленок»).

Например, театральные этюды

1. «Шла лиса»

Педагог: Шла лисица вдоль тропинки

И несла грибы в корзинке

Пять опять и пять лисичек

Для лисят и для лисичек.

Дети изображают лису. Медленная походка, корпус наклонен вправо в сторону тяжелой корзинки, руки висят вдоль туловища, правая сжимает воображаемую корзинку. На последнем слове ставит корзинку на пол.

2. «Петушок»

Педагог: Идет петушок

Красный гребешок

Хвост с узорами

Сапоги со шпорами

Двойная бородка

Частая походка

Рано утром встает

Красны песенки поет

Дети пробуют себя в роли петушка, ходят высоко поднимая колено, показывают хвост, сапоги, бородку, ходят семенящим шагом, поют «Ку-ка-ре-ку».

Театрализация в танце. Занимаясь танцем во время театральной постановки, ребенок учится не просто ориентироваться в пространстве, но выражает чувственное эмоциональное отношение к образу, а образ в свою очередь помогает раскрыть возможности его тела, т. е. ребенок познает через танец в театральной постановке самого себя. Попутно реализуются такие задачи, как снятие нервного напряжения, развитие гибкости, координация движения, слуха, чувства ритма, умение видеть образы в звуках, что в целом формирует положительное качество личности, развивает музыкальные способности. (Это танцы Снежинок, Гномов, Мишек, Зайчиков, Снеговиков и т. д.) Дети становятся активными, инициативными, что значительно повышает уровень положительного эмоционального состояния ребенка.

В старшем дошкольном возрасте задачи усложняются. Учитывая сложности восприятия детьми дошкольниками музыкального произведения (наглядно-образное мышление, неустойчивое внимание, малый объем музыкальной памяти); на музыкальных занятиях используются различные дополнительные средства выразительности: стихи и отрывки из произведений, слушание музыки из сказок, различные театральные этюды и игры.

Специально подобранный репертуар “волшебной музыки”, звучащей в сказочной атмосфере, позволяет вызывать у детей яркий эмоциональный отклик, позволяет рассказывать о своих представлениях, переживаниях, характере звука, тембре, делиться впечатлениями об услышанном. Так мной была показана сказка «Дюймовочка» на материале классической музыки

(автор Радынова)

Речевое развитие предполагает освоение звуковой культуры речи (интонация, артикуляция, чистота и точность произношения). При этом речевой материал дается в разных формах с музыкальным сопровождением.

Правильная артикуляция достигается разучиванием и проговариванием скороговорок, а также использованием музыкальных распевок.

Правильное дыхание является основой не только правильной речи, но и правильного пения. Используются дыхательные упражнения. Развивается и динамический слух: игра “Громко – тихо запоем”, “Принц и принцесса” (принц ищет принцессу по громкой музыке).

Начинается инсценирование песен, что помогает развивать не только театральные, но и музыкальные способности. Особенно ярко это представлено на материале русского фольклора. (р. н. п. «Аннушка», «Комарочек», «Бабушка, курочку мы купим»)

Каждый персонаж обладает своей особенной творческой характеристикой. Яркость образа достигается разными способами, но более всего музыкальными. Какая же Золотая птица без песен? Или какие восточные гости без танца? Как Дюймовочка расскажет о своей беде? Конечно же песенкой. Чтобы исполнить все эти особенно интересные музыкальные номера, необходимо развивать музыкальные способности.

Весь музыкальный материал, с которым ребенок встречается, на протяжении спектакля развивает музыкальную память. Музыка для прослушивания и музыка для исполнения требуют запоминания, чтобы следить за ходом спектакля, взаимодействовать с партнерами, помнить свою музыкальную тему и исполнять ее.

Музыкально-ритмическая деятельность детей тоже очень тесно связана с театрализованной деятельностью. Это упражнения-этюды «Весело-грустно», «Цветочек», «Деревянный и тряпичные куклы».

«Деревянные и тряпичные куклы»

Изображая деревянных кукол, дети напрягают мышцы ног, корпуса, опущенных вдоль тела рук. Выполняются резкие повороты всего тела вправо и влево. Ступни крепко и неподвижно стоят на полу.

Подражая тряпичным куклам, дети должны снять излишнее напряжение в плечах и корпусе: руки висят пассивно, ноги слегка расставлены. Из этого положения корпус следует разворачивать то вправо, то влево. При этом руки, как у тряпичной куклы, обвиваются вокруг тела, голова поворачивается. Движения деревянных и тряпичных кукол в чередовании исполняются несколько раз подряд, чтобы дети смогли почувствовать разницу напряженных и расслабленных мышц.

«Цветочек».

Дети должны потянуться вверх, напрягая до кончиков пальцев весь корпус (цветочек встречает солнышко) Затем последовательно начинают «падать кисти рук» (солнышко спряталось, головка цветочка поникла, сгибаются руки в локтях (стебелек сломался, и, освободив от напряжения мышцы спины, шеи и плеч, надо позволить корпусу, голове и рукам пассивно упасть. (цветочек завял)

Как отмечает О. П. Радынова «…критериями успешности детского творчества следует считать не художественную ценность образа, созданного ребёнком, а наличие эмоционального содержания, выразительности самого образа и его воплощения, оригинальности и вариативности».

Творческие проявления детей в ритмике, танцах являются важным показателем музыкального развития. Ребёнок начинает импровизировать, создавать собственный музыкально-игровой театральный образ, танец, если у него развито восприятие музыки, и, если он владеет двигательными навыками.

Очень нравятся детям сюжетные танцы. Дети с удовольствием инсценируют сюжеты песен, хороводных игр, перевоплощаются в сказочные или реальные персонажи, проявляя при этом фантазию, выдумку, инициативу, используя разнообразную мимику, характерные жесты, действия. (Это «Танец бабочек», «Танец пингвинов», «Хоровод дружбы» и др.)

Особое внимание уделяется театрализованной игре. Их великое множество и они очень нравятся детям. («Ищи», «Золотые ворота», «Бояре» и др.)

Пример театральных игр :

1. «Сам себе волшебник»

В разных волшебных сказках некоторые герои меняли свою внешность. Они превращались из одних существ в другие, из маленьких в больших, из людей в зверей…Педагог предлагает представить и вспомнить героев сказок и сыграть момент их превращения.

Варианты: Г. Х. Андерсен «Гадкий утенок» (Утенок-лебедь)

Ш. Перро «Кот в сапогах» (Лев-мышонок)

А. С. Пушкин «Сказка о царе Салтане» (князь-муха)

Дети выполняют задания и пытаются изменить свою внешность по команде педагога.

2. «Попробуй изобразить»

Попробуйте изобразить с помощью мимики и жестов следующее:

«Высокий-низкий», «Я», «Тише», «Иди сюда», «Иди отсюда», усложняю ситуацию, предлагаю вам «полакомиться конфетами» и изобразить, чтоб я угадала, какие они… (сладкие, кислые, вкусные, невкусные и т. д.)

Дети выполняют задание.

3.«Где мы были мы не скажем, кого видели покажем»

Педагог предлагает детям вспомнить поход в зоопарк. Вы были в зоопарке. Кого вы там видели.

Дети отвечают. Попытайтесь угадать животное, которое мы все будем показывать с помощью мимики и жестов.

Один ребенок, ведущий, выходит за дверь, остальные дети и педагог договариваются кого будут изображать (тигр, обезьяна, медведь, орел и т. д.) Ведущий входит в зал и угадывает кого изображают дети. Затем выбирается новый ведущий.

Особое внимание уделяется работе с родителями, как непосредственными участниками педагогического процесса. В процессе работы по привлечению детей к театрализованной деятельности, целесообразно увлечь этим занятием и их родителей. Для этого решаются следующие задачи.

- вызывать интерес у детей и родителей к театрализованной деятельности;

- приобщать родителей к совместной театрализованной деятельности;

- вести педагогическое просвещение родителей через консультации и сообщения по вопросам театрализованной деятельности (Консультации «Как организовать театр дома», «Советы родителям, если вы идете в театр», Сообщения «Роль театрализованной деятельности в развитии творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста» и другие.

Итогом работы с детьми театрализованной деятельностью становится постановка музыкальных сказок. Пример сказки «Мешок яблок», «Как мужик корову продавал», которые были показаны нашими детьми на районном празднике речи.

Вывод: участие детей в театрализованной деятельности помогает в развитии их музыкальных способностей в области восприятия музыки, музыкальной памяти, музыкального слуха, чувства ритма. Театрализованная деятельность является источником развития чувств, глубоких переживаний ребенка, приобщает его к духовным ценностям. Не менее важно, что театрализованные игры развивают эмоциональную сферу ребенка в целом.

Публикации по теме:

Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы)Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития личности дошкольника (из опыта работы) Доброго вам времени суток. уважаемые коллеги! Сегодня я решила представить свой небольшой опыт по театрализованной деятельности тема которого".

Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности»Опыт работы «Творческая деятельность детей как средство развития познавательной активности» Уважаемые коллеги!Предлагаю вашему вниманию свой опыт работы по теме "Творческая деятельность детей как средство развития познавательной.

Из опыта работы «Использование игровой технологии на музыкальных занятиях в ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр Развития Ребёнка детский сад «Берёзка» Из опыта работы.

Опыт работы «Творческое развитие речи детей через театрализованную деятельность» .

Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре»Опыт работы «Использование нестандартного спортивного оборудования на занятиях по физической культуре» [h3]Мастер – класс «Использование нестандартного физкультурного оборудования на занятиях по физической культуре» Куртыгина Светлана Викторовна,.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы)Семинар-практикум для молодых воспитателей «Театрализованная деятельность в детском саду» (Из личного опыта работы) Цель: систематизация знаний молодых педагогов по организации театральной деятельности детей дошкольного возраста. Задачи: Расширить.

Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы)Театрализованная деятельность в ДОУ (из опыта работы) Уважаемые коллеги!Особое значение в своей работе я уделяю театрализованной деятельности, всем видам детского театра, которые помогают.

Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы)Театрализованная деятельность в жизни ребенка (из опыта работы) Театральное искусство занимает особое положение среди других видов искусств по возможности непосредственного эмоционального воздействия.

Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО»Опыт работы «Проектная деятельность в ДОО» Выступление на РМО. Тема: "Проектная деятельность" Приветствую вас уважаемые коллеги! Вы все знаете, что метод проектов – это педагогическая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях»
Опубликовано: 7 июня 2023 в 20:53
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Опыт работы «Театрализованная деятельность на музыкальных занятиях»» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Желонина (УИ 1605383) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД