Боня Анастасия
Театрализованная деятельность как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Радуга»
Тема: «Театрализованная деятельность, как средство всестороннего развития детей дошкольного возраста»
Номинация: «Статья»
Воспитатель: Боня
Анастасия Ниловна
г. Новы Уренгой 2024г.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Цель: - развитие артестичиских способностей детей через театрализованную деятельность.
Задачи: - побуждать детей к импровизации с использованием доступных средств выразительности (жестов, мимики, интонации, движений);
- знакомство детей с видами театра;
- развивать память;
- работа над речью, интонацией;
- раскрепощение ребенка.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования выразительности речи ребёнка, интеллектуального и художественно – эстетического развития; это способ воспитания творческой направленности личности. Театр — один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста (эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию, оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка.
Хорошо известно, что игра — это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Можно сказать, что театрализованная деятельность рассматривается как универсальное средство, при помощи которого можно приобщать ребенка к культуре русского народа, к мировой художественной культуре, к музыке, к сказке, к художественной детской литературе, к миру театрального искусства и ко всему, что связано с театром.
Участвуя в подготовке спектаклей, дети приобретают опыт общения со сверстниками, взрослыми, таким образом, они получают первый социальный опыт общения и поведения в коллективе.
Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи. Прежде всего, решает все речевые задачи: идет активное пополнение, расширение словарного запаса ребенка, осваивается монологическая и диалогическая речь. Идет активное развитие речевого аппарата, развивается речевой и фонематический слух. Ребенок приобщается к миру детской художественной литературы, знакомится с художественной графикой, усваивает нормы литературного языка, приобщается к речевой культуре, осваивает выразительность речи (темп, тембр, ударение и т. д.).
Виды театрализованной деятельности.
Игры-драматизации - такие игры хорошо организуют детский коллектив, не требуют специальных условий – их можно проводить в помещении, на участке, на полянке. Игры доставляют детям не только радость и удовольствие, но и учат быть добрыми, смелыми, внимательными, ловкими, всесторонне развивают и воспитывают. Чем интенсивнее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с другими, на социальное поведение.
Театральная постановка — это самый частый и распространенный вид детского творчества. Дети сами сочиняют, импровизируют роли, инсценируют какой-нибудь готовый литературный материал. В театрализованной деятельности действия не даются в готовом виде. Литературное произведение лишь подсказывает эти действия, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства. (Приложение 1)
Настольный театр — такой театр чаще всего используется при пересказе сказок и небольших рассказов. Настольный театр понятный и доступный для детей любых возрастов. Даже скромные и неуверенные дети принимают участие в таких играх. (Приложение 2)
Теневой театр доставляет большое удовольствие и много радости своей необычностью, построенной на контрасте света и тени. Дети дошкольного возраста очень впечатлительны, поэтому поддаются сильному, эмоциональному воздействию театра теней. Для такого возраста лучше выбирать небольшие, хорошо знакомые детям сказки, рассказы, басни, где дети сразу узнают героев и вспомнят, о чем это представление.
Пальчиковый театр - такой театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:
- Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
- Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр;
- Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
- В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
- Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.
Игры импровизации - имеют огромное значение в решении задач по развитию речи и коммуникативных навыков у детей. Ведь импровизация предполагает сценическую игру, неподготовленную на репетициях, дети представляют себя в роли того или иного героя и передают его настроение, так как понимают сами. В играх-импровизациях дети осваивают умение выразительно и детально передавать разнообразные игровые образы, имитировать характерные движения, передавать в мимике и жестах различные эмоциональные состояния. (Приложение 3)
Работа с родителями - направлена на информирование взрослых о важности театрализованной деятельности для дошкольников. Также взаимодействие педагогов детского сада с родителями нацелено на ознакомление с формами организации совместной деятельности детей, родителей и воспитателей с детьми. (Приложение 4)
Развивающая среда - необходимо наполнить развивающую среду разными видами театров. Весь материал удобно разместить для детей в свободное для них использование. Также важно создать условия для дальнейшего обогащения опыта детей. В нашей группе оборудованна театральная зона, а также «уголок» уединения, где ребёнок может побыть один или прорепетировать какую-либо роль перед зеркалом, или ещё раз просмотреть иллюстрации к спектаклю. Также в группе есть множество костюмов, чтобы дети могли перевоплощаться в разные образы. (Приложение 5)
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Список используемой литературы:
1. Театрализованная деятельность в детском саду. Антипина А. Е. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Артемова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. – М. : Просвещение, 1991. – 201 с.
3. Колчеев, Ю. В., Колчеева, Н. М. Театрализованные игры в детском саду. - М. : Школьная пресса, 2003. – 128 с.
4. Щеткин А. В. Театральная деятельность в детском саду. / Под ред. О. Ф. Горбуновой. – М. : Москва-Синтез, 2008. – 144 с.