Валимухаметова Яна
Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Проблема развития речи детей дошкольного возраста по-прежнему остается наиболее актуальной в современное время.
По данным ряда исследований, все больше детей дошкольного возраста имеют различные речевые нарушения. В. С. Лапшина в своей работе «Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста», пишет следующее: «…воспитатели в детских садах отмечают, что часто современные дети очень поздно начинают говорить, а у некоторых даже присутствуют дефекты в речи» [1, с. 119].
Публикация «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Объяснение происхождения этой проблемы заключается в научно-техническом прогрессе общества. В настоящее время все больше детей, как младшего, так и старшего дошкольного возраста, проводят свободное время в различных технических устройствах. Дошкольников все больше привлекают мобильные игры, где нередко участвуют вымышленные персонажи, животные, которых нет в реальной жизни, а окружающая обстановка излишне яркая и неестественная. Вместо чтения книги со сказками, современные дошкольники выберут просмотр мультфильмов по сюжетам тех же самых сказок.
Из описанного можно сделать вывод, что все действия подразумевают молчание и погружение в виртуальную реальность. Телефоны, планшеты, телевизоры и т. д. заменяют детям реальное общение с взрослыми и сверстниками. Ребенку дошкольного возраста все тяжелее сказать о том «что он чувствует?», «чего хочет?», «о чем просит?» и т. д. Ответить на эти вопросы может только сам дошкольник. Однако, при отсутствии активного словаря, сформированных навыков построения предложения, общение становится проблематичным.
Период с 3 до 7 лет является наиболее важным в жизни ребенка. В это время активно происходит развитие познавательных процессов. Задача дошкольных образовательных организаций (ДОО, на данном этапе, стимулировать развитие дошкольника. Еще одной задачей ДОО является обеспечение преемственности дошкольного уровня образования с начальным образованием.
Таким образом, у дошкольника, который не сумел овладеть речевой деятельностью, с высокой вероятностью будут проблемы с усвоением более сложных навыков, необходимых при обучении в школе. Л. В. Ворошнина, В. С. Лапшина, А. М. Ракич и др. говорили об этой проблеме в своих исследованиях.
В связи с этим, для педагогов ДОО возникает необходимость поиска и использования для развития речи детей таких средств, которые будут отвечать ряду требований. Выбранные средства должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть интересными для самих дошкольников. Одним из таких средств может являться театрализованная деятельность.
В работе Т. А. Кот сказано, что использование различных видов театрализованной деятельности на занятиях в ДОО «… стимулирует активную речь, расширяет словарный запас, улучшает звукопроизношение, повышает темп речи» [2, с. 117]. Кроме этого, многие исследователи отмечают, что театрализованная деятельность оказывает влияние на диалогическую речь, выразительность, речевое дыхание и др. стороны речи детей дошкольного воз-раста.
Таким образом, возникает противоречие между возможностями театрализованной деятельности как средства развития речи детей дошкольного возраста и ее недостаточным использованием в практике ДОО.
1. Лапшина, В. С. Проблемы в развитии речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс] : / В. С. Лапшина // Символ науки. 2018. №10. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-v-razvitii-rechi-detey-doshkolnogo-vozrasta
2. Кот, Т. А. Осуществление речевого развития дошкольников сред-ствами театрализованной деятельности в условиях организации дошкольного образования [Электронный ресурс] : /Т. А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-1. URL : https://cyberleninka.ru/article/n/osuschestvlenie-rechevogo-razvitiya-doshkolnikov-sredstvami-teatralizovannoy-deyatelnosti-v-usloviyah-organizatsii-doshkolnogo