Алла Пушкарёва
Театрализованная деятельность дошкольников, как средство развития детской одаренности
▼ Скачать
Чем раньше начинается развитие способностей и талантов,
тем больше шансов на оптимальное их раскрытие.
В. М. Слуцкий
В настоящее время одним из приоритетных направлений государственной образовательной политики Российской Федерации является создание условий для удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей детей, поддержка и развитие детской одаренности.
Публикация «Театрализованная деятельность дошкольников, как средство развития детской одаренности» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одаренные дети. Выявление и работа с одаренными детьми
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
Существует точка зрения, что одаренность, если она действительно есть, сама обязательно проявится, не заметить ее будет невозможно. Большинство со-временных исследователей считают важным раннее выявление дарований. Это важно не столько для последующей жизни, сколько для полноценного прожива-ния ребенком такого возрастного периода, как - дошкольное детство.
Раскрытию внутренних качеств личности и самореализации ее творческо-го потенциала в наибольшей степени способствует театрализованная деятель-ность, которая представляет собой органический синтез музыки, танца, ритори-ки, актерского мастерства; сосредотачивает в единое целое средства вырази-тельности отдельных искусств, тем самым создает условие для воспитания це-лостной одаренной личности.
Моя практика, как воспитателя, показывает, что талантливые дети испы-тывают потребность в реализации своего творческого потенциала. В нашем до-школьном учреждении проводится много театрализованных мероприятий, где артистами являются одарённые дети.
Одарённых детей выявляю методом наблюдения во всех видах деятельно-сти. Они с лёгкостью перенимают приёмы игры, проявляют творческую актив-ность, отзывчивы, эмоциональны. Этих детей я называю «звёздочками». Они - мои помощники, на которых я могу положиться. Это - мои артисты, которые си-яют в театральных постановках нашего дошкольного учреждения.
Основной целью моей работы с одаренными детьми в театрализованной деятельности является обеспечение интеллектуального, нравственного развития ребенка – дошкольника, а также воспитание творческой индивидуальности, раз-витие интереса и отзывчивости к актерской деятельности.
Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, и театрализованная деятельность дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Занимаясь с детьми театром, стараюсь сделать жизнь наших детей интересной и содержательной, наполнить ее яркими впечатлениями, инте-ресными делами, радостью творчества. Стремлюсь к тому, чтобы навыки, полу-ченные в театрализованной деятельности, дети смогли использовать в повсе-дневной жизни.
Для развития творческих способностей детей в театрализованной дея-тельности мною используются творческие игры и этюды: просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации, театрализованные игры, инсце-нирование разнообразных сказок, творческие задания, упражнения по формиро-ванию выразительности исполнения, эмоциональному развитию детей.
Работа по театрализованной деятельности, проходит через такие формы, как: непосредственно образовательная деятельность, экскурсии, посещение те-атральных постановок, фестивали, конкурсы, а также индивидуальная и подгруп-повая работа с детьми.
Индивидуальную работу с одарёнными детьми провожу в занимательной и интересной форме, основываясь на сюжетном построении. Применяю театрали-зованные игры, которые пользуются большой любовью у детей и всегда их ра-дуют. Дошкольники видят окружающий мир через образы, краски, звуки. Смеют-ся, когда смеются персонажи пьесы, грустят, огорчаются вместе с ними, могут плакать над неудачами любимого сказочного героя и всегда готовы прийти к нему на помощь. Благодаря такой работе дети учатся сострадать, радоваться и чувствовать эмоции главных героев.
Для того чтобы дети лучше могли понять сущность вещей, умели владеть телом и развивали воображение, использую приём превращения. Воспитанники играют и фантазируют, «превращают» себя, других детей в кого или во что угод-но, а мебель, посуда, камешки, и листики – превращаются в сказочные элементы.
Обыгрывая этюды на взаимодействие с товарищем, с группой, с предметом или воображаемым предметом, с самим собой, мои воспитанники развивают уме-ние не только отстаивать свое мнение, но и уступать другим ради общего дела, находить единомышленников, приносить радость человеческого единения.
На занятиях в качестве игровой мотивации включаю разнообразные виды театра : кукольный, пальчиковый, настольный, варежковый, теневой, театр ро-стовых кукол и другие. Накопленные знания дети позже активно используют в самостоятельной деятельности.
В 2020 г. в нашей группе был реализован творческий проект: «Волшебный мир театра», задачами которого являлось обучение навыкам коллективного творчества, раскрытие потенциальной одаренности, личностных качеств детей дошкольного возраста.
Для работы с одаренными детьми в ходе проекта использовались
разнообразные виды театрализованной деятельности : постановка спектакля, от-работка этюдов, разработка художественных эскизов декораций и костюмов, со-здание музыкального оформления спектакля, изготовление реквизита.
Подготовку к спектаклю начинали с выбора литературного произведения – как в самом настоящем театре. Мы, как правило, выбираем сказки, где стреми-тельно развиваются события, действуют привлекательные для детей персонажи, совершаются чудеса, добро всегда побеждает зло. Здесь важно стараться пропу-стить текст постановки через разные формы художественной деятельности (изо-деятельность, тестопластика, музыкальное движение).
И вот начинается работа над подготовкой конкретного спектакля. Воспи-танники знакомятся с содержанием произведения: разбираем пьесу по отдель-ным эпизодам, характеризуем отдельных персонажей. Ребята пробуют изобра-зить разных героев с помощью мимики и жестов, используя элементы костюмов и декораций. Это так называемый кастинг, который помогает выявить, какая роль наиболее подходит ребёнку.
Далее ведётся индивидуальная работа с каждым ребё нком: разучивание текста, работа над выразительностью речи, эмоциями, жестами, движениями. Та-ким образом, отрабатываются и накапливаются исполнительские навыки и уме-ния. Дети находят новые комбинации, видоизменяют, улучшают сюжет спектак-ля. Следующий этап – коллективная работа над выпуском готового спектакля.
Наступает день премьеры. Артисты (одарённые дети) выступают перед сверстниками и малышами. Дети получают огромное удовольствие от участия в таких мероприятиях. В процессе творческой деятельности преодолевается бо-язнь детей ошибиться, сделать «не так, как надо», что имеет существенное зна-чение для развития смелости, свободы детского восприятия и мышления, каж-дому дается возможность почувствовать себя умным, догадливым, сообрази-тельным.
На представлении мы фотографируем, снимаем интересные моменты спектакля. Затем делаем фотовыставку и оформляем памятные фотоальбомы, маленькие артисты рассматривают себя. Видеофильмы по сказкам, показанные детям, помогают им увидеть себя и свою работу со стороны. Дети-артисты вни-мательно выслушивают критику зрителей и высказывают своё отношение к ней.
Моя инициатива в ходе реализации проекта была поддержана, родителями воспитанников, педагогом дополнительного образования и музыкальным руко-водителем нашего МАДОУ, я отметила живой интерес с их
стороны к этому виду искусства. Работа над театральными постановками
позволяет создать условия для творческого взаимодействия детей и взрослых, ситуации равноправного партнерства. Родители шьют костюмы для своих
детей, обсудив предварительно стиль постановки, принимают участие в подго-товке атрибутов спектакля. Совместное творчество детей, педагогов и родителей проявлялось в организации и проведении постановок спектаклей таких, как: «Кошкин дом», «Новогодняя сказка», «Колобок на новый лад» и др.
В ходе реализации проекта детям демонстрировали презентации разнооб-разной тематики: о русской культуре, о разных видах театра. Проводили игры на включение в двигательное творчество, рисование музыки, велась работа над вы-разительностью речи и др. Продуктом проекта стал конкурс «Маленькая мисс - 2021», в котором участвовали воспитанницы моей группы.
В нашем дошкольном учреждении стало хорошей традицией ежегодное проведение Конкурсов чтецов: «Весь мир – театр, а люди в нем – актеры», «Моя любимая мамочка», «Зимушка-зима», «День матери»; Театрально-музыкальных конкурсов : «Танцующие человечки», «Весеннее очарование». Отрадно, что во всех вышеперечисленных конкурсах мои воспитанники занимали призовые ме-ста. Они также участвовали в театральных Фестивалях : «Герои сказок и мульт-фильмов», «Театральный калейдоскоп», «Дефиле мод» и становились их призе-рами, что говорит о качественной подготовке детей педагогами во взаимодей-ствии с родителями.
Совместная творческая деятельность детей и взрослых не только создаёт условие для приобретения новых знаний, умений и навыков, развития способно-стей и детского творчества, но и позволяет ребенку вступать в контакты с взрос-лыми, способствует самореализации каждого ребенка и взаимообогащению всех.
Для детей театр – это игра, для родителей – праздник, для педагогов – ра-бота. Анализ работы с одарёнными детьми показал, что развитие ребенка через театрально-познавательную деятельность дает положительные результаты. Раз-вивается социальная активность детей, память и воображение, творческие спо-собности, формируются чувства коллективизма, коммуникабельность, идет раз-витие речевых и познавательных функций.
Систематическая работа с одарёнными детьми приносит свои плоды. Это победы как внутри ДОУ, так и на различных уровнях:
Дипломом I степени мой воспитанник награжден за участие во Всероссий-ском инклюзивном фестивале «Российские самоцветы – 2020», возрастная катего-рия 6-8 лет, в номинации «Литературное творчество», декабрь 2020 г.
Мои воспитанники являлись призерами VI Открытого муниципального он-лайн-фестиваля детского творчества среди дошкольных образовательных учре-ждений «Кристальные звездочки» в номинации «Художественное слово», ноябрь 2020 г.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что на основе театрализо-ванной деятельности можно реализовать практически все задачи воспитания, развития и обучения детей.
Одно из главных условий достижения успеха в постановке спектакля – это увлеченность и профессионализм педагогов, их готовность к творческому взаи-модействию со своими воспитанниками. При многоплановом взаимодействии му-зыкального руководителя, педагога по допобразованию, воспитателей, админи-страции МАДОУ и детей создается детский праздник, раскрываются таланты.