Инна Толстова
Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность.
Сегодня, когда широко и фундаментально решается проблема дошкольного образования и воспитания и усложняются задачи, стоящие перед педагогами, очень важной остается задача приобщения к театрализованной деятельности с самого раннего возраста.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребенку, глубоко лежит в его природе и находит свое отражение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Войдя в образ, он играет свои любимые роли, стараясь подражать тому, что видел и его заинтересовало, и получая огромное эмоциональное наслаждение. Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка; способствует общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.
Публикация «Театрализованная деятельность для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Кроме того, занятия театрализованной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера.
Занятия в театрализованном кружке помогают детям развить артистические способности, познать мир умом и сердцем, выразить своё отношение к добру и злу, познать радость, связанную с преодолением трудностей общения, неуверенность в себе, проявлять творчество во всех видах театрализованной деятельности.
Проект описывает курс подготовки по театрализованной деятельности для детей дошкольного возраста.
Цель:
Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности.
Задачи:
1. Создание условия для развития творческой активности детей, участвующих в театральной деятельности.
2. Формирование у детей простейшие образно-выразительные умения.
3. Развитие умения имитировать характерные движения сказочных животных, знакомых людей.
4. Обучение детей элементам художественно-образных выразительных средств (интонация, мимика, пантомимика) .
5. Расширение активного словаря детей.
6. Совершенствование звуковой культуры речи, интонационного строя, диалогической речи.
7. Стимулирование желания выступать перед детьми, сотрудниками детского дома, гостями.
Программа предполагает проведение четырех занятий в месяц во второй половине дня. Продолжительность занятия: 20 мин.
Деятельность проводится в форме игры:
-Игровые упражнения;
-Этюды;
-Игра-драматизация;
-Сюжетно-ролевая игра.
Ожидаемый результат:
• Раскрытие творческих способностей детей (интонационное проговаривание, эмоциональный настрой, мимическую выразительность, навыки имитации) .
• Развитие психологических процессов (мышление, речь, память, внимание, воображение, познавательные процессы, фантазии) .
• Личностных качеств (дружеские, партнерские взаимоотношения; коммуникативные навыки;) .
Формы подведения итогов:
-Театрализованные представления;
-Досуги;
-Участие в конкурсах по театрализованной деятельности.
Основные направления театрализованной игры состоят в следующем:
От наблюдения театрализованной постановки взрослого к самостоятельной игровой деятельности
От индивидуальной игры к игре в группе из трех-пяти сверстников
От имитации действий фольклорных и литературных персонажей к имитации действий в сочетании с передачей основных эмоций героя и освоению роли как создания простого «типичного» образа в игре-драматизации.
Приёмы, методы и технологии:
Словесные (рассказ, пояснение, вопрос, художественное слово, обращение к личному опыту, чтение художественной литературы, конкурс стихов).
Наглядные (рассматривание костюмов, декораций к различным спектаклям, просмотр спектаклей, этюдов и постановок в организации).
Практические (игры-драматизации, работа над этюдами, рисование фрагментов сказок и пьес, изготовление декораций, костюмов, масок, элементов к костюма).
Этапы работы по проекту «Веселые Колобки»
1 этап: Предварительный. Изучение и накопление художественно-речевого опыта детей, создание запаса народных сказок, произведений малого фольклора, усвоение содержания образов русской народной сказки и сказок других национальностей, дальнейшее обогащение этого опыта новыми художественными произведениями.
2 этап: Овладение творческими действиями. Дети овладевают творческими действиями в процессе попыток собственного сочинения и перехода к самостоятельному развитию повествования. Необходимо использовать сказку как возможный источник тем, образов, как пример подражания при построении ребенком собственной сказки.
3 этап: Постановка сказок и спектаклей. Дети овладевают искусством общения друг с другом и проявляют свои творческие способности в спектаклях.
Организация и оформление развивающей предметно – пространственной среды.
Занятия театрализованной деятельностью должны предоставить детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир с помощью сказок, но и жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий. И с этой точки зрения огромное значение имеет организация пространства. Здесь все имеет значение: цвет, мебель, зоны, наличие атрибутов.
Для закрепления и повышения интереса к инсценированию следует расширять используемый в инсценировках репертуар, виды театров, набор кукол и атрибутов.
Побуждать детей к более активному включению в этот процесс, к выполнению простых ролей. Поощрять проявление самостоятельности и развёртывания инсценировок, элементы творчества в выборе средств выразительности при исполнении.
Продолжая работу по развитию у ребёнка интереса к театральной игровой деятельности, формировать умения ставить несложные представления с помощью взрослого по хорошо знакомым литературным сюжетам, использовать при этом образные и театральные игрушки.
Отсюда следует – начинающим артистам рекомендуется использовать в инсценировках разнообразный репертуар, виды театра, атрибуты. Более активно участвовать в театральных играх, проявлять самостоятельность, творчество при исполнении. Объединяться с другими детьми для разыгрывания сценок.
В театрализованной игре участники коллектива знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.
Перспективно – календарное планирование по театрализованной
деятельности.
СЕНТЯБРЬ
1
Знакомство
Вызвать интерес к театрализованной деятельности; развивать эмоционально-чувственную сферу детей, побуждая их к выражению своих чувств, к общению;
Первое посещение детьми театрального кружка в новом учебном году.
Знакомство с новыми детьми.
Игра «Назови свое имя»
Игра «Радио»
Мяч, музыкальный центр,
2
Мир театра
Учить выражать эмоции через движения и мимику; учить выразительной интонации.
Беседа с детьми «Что такое театр».
Ряженье в костюмы.
Игра «Измени голос».
Хоровод-игра «Мышки на лугу»
Ширма для кукольного театра, куклы бибабо, маски.
3
Музыка осени
Познакомить детей с понятиями : «мимика»; вызывать положительный эмоциональный отклик детей; учить красиво двигаться под спокойную музыку, делая плавные движения
«Выразительное движение». Игровые упражнения.
Игра – импровизация «Листочки в саду».
Музыкально – ритмическая композиция «Осенний вальс»
Декорация осеннего сада, музыкальное сопровождение,
осенние листочки
4
Наш богатый урожай
Учить вслушиваться в стихотворный текст и соотносить его смысл с выразительным движением под музыку.
«Язык жестов».
Игра «Где мы были, мы не скажем».
Отгадывание загадок.
Инсценировка «Мышка - норушка».
Хороводная игра «Огород у нас хорош»
Шапочки овощей для игры, театральная кукла Мышка, зерна в плошке, муляжи пирожков.
ОКТЯБРЬ
1
Бабушка
Забава
Вовлечь детей в сюжетно-игровую ситуацию; побуждать детей к двигательной активности.
Игры с бабушкой Забавой.
Игры и упражнения: «Диктор»,
«Изобрази героя».
Ширма, театральная кукла «Бабушка».
2
В гостях у
сказки
Познакомить с новой сказкой; познакомить с настольным кукольным театром; учить отвечать на вопросы полным и содержательным ответом.
«Колобок – колючий бок».
Знакомство с содержанием сказки В. Бианки. Показ настольного театра.
Вопросы по содержанию.
Рассматривание иллюстраций к сказке с обсуждением характерных особенностей персонажей.
Настольный театр, иллюстрации к сказке.
3
В гостях у
сказки
Учить детей бесконфликтно распределять роли; формировать дружеское взаимоотношение; разучить сказку по ролям, работать над произношением реплик, над жестами и мимикой; ввести диалог в процессе показа сказки
«Колобок – колючий бок».
Рассматривание костюмов.
Ряженье в костюмы.
Отгадывание загадок.
Маски героев по сказке, костюмы
4
Колобок-колючий бок
Развивать творческие способности;
вызвать эмоциональный отклик детей на выступление перед зрителями.
Драматизация сказки
«Колобок – колючий бок».
Декорация к сказке, музыкальное сопровождение.
НОЯБРЬ
1
Наша дружба
Акцентировать внимание детей на чувстве осознанной необходимости друг в друге, понимании взаимопомощи, дружбы; развивать воображение и учить детей высказываться; учить восприятию сюжета игры.
Беседа о друзьях. Чтение стихотворения. Рассказывание сказки «Лучшие друзья».
Игра «Скажи о друге ласковое слово».
Игрушка «Зайчик», воздушный шарик, музыкальное сопровождение.
2
Если с другом вышел в путь.
Учить выразительно двигаться под музыку, ощущая ее ритмичность или плавность звучания.
Отгадывание загадок по содержанию сказки. Этюды на выразительность передачи
образа с помощью мимики и жестов.
Зеркало, музыкальное сопровождение /песня «Если с другом вышел в путь» В. Шаинского.
3
Все мы делим пополам.
Развивать у детей умение вести связный диалог, перессказывать.
Рассказывание детьми сказки
«Лучшие друзья».
Музыкально-ритмическая композиция
«Все мы делим пополам».
Маски зверей, музыкальное сопровождение.
4
Лучшие друзья
Развивать творческие способности, создавая обстановку по сюжету из подручных материалов.
Постановка сказки для детей детского дома.
Подготовка и драматизация сказки «Лучшие друзья».
Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение
ДЕКАБРЬ
1
Мимика
Вовлечь детей в игровой сюжет; побуждать к двигательной имитации, учить импровизировать, в рамках заданной ситуации.
Игра «Что я умею».
Чтение стихотворения Б. Заходера «Вот как я умею».
Упражнения на выразительность движений и мимики.
Мимические этюды у зеркала (Мяч, мягкие игрушки щенок и козленок).
2
Страна воображения
Создать положительный эмоциональный настрой через двигательные упражнения под весёлую музыку;
Учить действовать с воображаемыми предметами.
Упражнения на развитие воображения и внимания:
«Ковер-самолет»,
«Давайте потанцуем».
Музыкальное сопровождение.
3
Наше настроение
Побуждать детей к выражению образов героев в движении, мимике, эмоциях; дать представление об основных эмоциях.
Этюды на выражение основных эмоций:
«Чуть-чуть грустно», весело, жарко, холодно и др.
«Курица с цыплятами», «Гусь». Иллюстрации к основным эмоциям.
4
Играем в театр
Развивать творческие способности детей через изготовление атрибутов к игре.
Игровое занятие, построенное на театрализованных играх, способствующих
развитию памяти,внимания, воображения.
«Изобрази жестом», «Глухая бабушка», «Ласка», «Вкусная конфета», «Тише».
Музыкальное сопровождение, зеркало, цветик - семицветик.
ЯНВАРЬ
1
Лесная сказка
Побуждать к активному восприятию сказки; учить слушать внимательно сказку до конца и следить за развитием сюжета
Знакомство с содержанием музыкальной сказки «Три медведя».
Рассматривание иллюстраций к сказке. Обсуждение характерных особенностей героев.
Фланелеграф, иллюстрации к сказке.
2
Лесные жители
Учить вспоминать знакомую сказку, отвечать на вопросы по ее сюжету; характеризовать героев; вместе с педагогом пересказывать сказку, показывая характер героя при помощи интонации.
Игровые упражнения, передающие образы героев сказки /зайчики, лисички,медведи, подружки/.
Выбор костюмов к сказке
Маски зверей, костюмы.
3
Музыка в сказке
Побуждать детей к выражению образов героев в движении; учить импровизировать под музыку; учить координации движения.
Разучивание музыкальных номеров/хоровод подружек, песня Машеньки,общий танец/.
Музыкальное сопровождение.
4
Три медведя
Учить эмоционально и выразительно выступать перед зрителями, развивать творческие способности
Подготовка и драматизация сказки
«Три медведя».
Декорация к сказке, костюмы героев, музыкальное сопровождение.
ФЕВРАЛЬ
1
Храбрый петух
Познакомить детей с устройством кукольного и фланелевого театра; дать представление о кукольном театре; учить внимательно смотреть сказку.
Знакомство с кукольным театром.
Рассматривание атрибутов кукольного театра. Просмотр сказки «Храбрый петух».
Ширма, куклы бибабо к сказке.
2
Наступили холода
Дать представление о «холодном» настроении в музыке и эмоционально на него отзываться; упражнять в звукоподражании; учить выразительной артикуляции.
Игра – разминка «Холодок».
Имитационные этюды /Метель, ласка и т. д. /,
игра – имитация «Догадайся, о ком я говорю».
Этюд – упражнение «Как воет ветер».Декорация зимней полянки, музыкальные записи для имитационных этюдов.
3
Музыкальное путешествие
Учить красиво двигаться под музыку, выражать эмоции через танцевальные движения, развивать музыкальные способности.
Музыкально-ритмические композиции
«Веселые путешественники»,
«Разноцветная игра».
Музыкальное сопровождение
4
Веселые этюды
Вовлечь детей в сюжетно – игровую ситуацию; учить выразительной мимике и движениям в играх-этюдах.
Пантомимические этюды /Озорной щенок, щенок ищет и т. д. /
Игра «Ай, дили, дили.»
Разминка для голоса «И-го-го!»
Игра – оркестр «Музыка для лошадки».
Игрушки: лошадка, щенок, инструменты детского шумового оркестра
МАРТ
1
Добрые слова
Побуждать к активному восприятию стихотворения; исполнять музыкальную композицию, передавая образ доброты и дружбы.
Чтение стихотворения «Добрые слова».
Игра «Назови вежливое слово».
Музыкально-ритмическая композиция
«Если добрый ты».
«Волшебная дверь».
Цветок, музыкальное сопровождение, ключик.
2
Домашние любимцы
Дать представление о жизни домашних животных; учить воплощаться в роли и ролевому поведению; использовать звукоподражание.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Кто сказал «мяу»?
Пантомимическая игра
«Угадай, кого покажу».
Настольный театр, маски зверей по сказке.
3
Мой щенок
Учить детей взаимодействовать друг с другом в произношении диалогов; упражнять в звукоподражании.
Упражнения в интонирование диалогов. Пантомимическая игра
«Угадай, кого встретил щенок?»
Маски –шапочки зверей.
4
Кто сказал мяу?
Создать положительный эмоциональный настрой перед выступлением.
Подготовка к драматизации.
Драматизация сказки «Кто сказал «мяу»? Декорации к сказке, музыкальное сопровождение, костюмы.
АПРЕЛЬ
1
Весенний дождь
Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, учить ролевому воплощению, побуждать к двигательной активности.
Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Беседа по содержанию.
Игра «Дождливо - солнечно».
Этюд – игра «Цветы на полянке». Танец – игра «Цветочный вальс».
Декорация весенней лужайки, шапочки цветов, зонтики, музыкальное сопровождение.
2
Выйдем мы в лесок
Развивать воображение детей, учить высказываться, учить выразительно двигаться под музыку
Загадки по сказке.
Игра-конкурс «Попросись под грибок».
Рассматривание иллюстраций к сказке.
Игра «Узнай, кто попросился под грибок»
Иллюстрации к сказке, грибок, маски шапочки зверей.
3
Пойми меня
Учить передавать характерные движения и мимику героев сказки, побуждать к двигательной активности.
Игра-имитация «Пойми меня».
Разучивание музыкально-ритмических композиций к сказке.
Заключительная пляска.
Карточки с изображением героев сказки «Под грибком».
Музыкальное сопровождение в записи.
4
Под грибком
Учить воплощаться в роли и ролевому поведению при публичном выступлении, развивать эстетический вкус.
Драматизация сказки В. Сутеева «Под грибом».
Декорация к сказке, костюмы, музыкальное сопровождение.
МАЙ
По следам сказок
Подвести итог занятий кружка. Учить детей рассказывать о том, чему он научился. Учить вспоминать знакомые сказки, разыгрывать их, предварительно наряжаясь в костюмы.
Итоговое занятие кружка.
Драматизация сказок по желанию детей.
Музыкальное сопровождение, атрибуты к сказкам, маски, декорации.
Список литературы
1.«Воспитание творческой личности средствами театрального искусства» Приложение к журналу «Внешкольник» №7-2004; №8-2004; №10-2006
2. «Волшебник из страны кукол» - Романова Л. - В., 2004
3. Ершов П. М. «Технология актерского искусства» - М., 2002
4. Интернет-ресурсы:
https://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/TEATR.html
https://www.solnet.ee/holidays/s9.html#04 – Детский портал «Солнышко»
Сайт«Happy-Kids.ru» https://yandex.ru/yandsearch?clid=163301&yasoft=barff&text=www.happy-kids.ru&lr=193
Сайт театральной школы «Скаена» - https://teatr.scaena.ru/list-c-ohist.html
Театр-студия «Арт-Мастер» https://www.artmaster.info/library/stanislavsky/
5. Кукольный театр : программа, рекомендации, спектакли, пьесы. 1-9 классы / авт – сост. А. Д. Крутенкова. – Волгоград: Учитель, 2009.
6. Мир праздников для детей : Сценарии /Авт. - сост. Л. Г. Горькова, Л. А. Обухова. - М. : 5 за знания, 2006.
7. Программы общеобразовательных учреждений «Театр. 1-11 классы»./М. Просвещение,1995/
8. Произведения устного творчества русского народа: сказки, скороговорки, русские народные песни, потешки.
9. Соломник И. «Куклы выходят на сцену» - М; Просвещение, 1993
10. Смирнова Н. И. «Оживают куклы» - М; Дет. Лит., 1982.
11. М. Д. Маханева “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.
12. Т. Н. Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва, “Просвещение” 1982г.
13. Т. И. Петрова, Е. Я. Сергеева, Е. С. Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса”
14. М. Д. Маханев “Театральные занятия в детском саду” Москва, Творческий центр “Сфера” 2003г.