Татьяна Грязнова
Театр на фланелеграфе «Удивительный мир» в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
методическая разработка (младшая группа) Воспитатель Грязнова Татьяна Сергеевна по теме:
«Знакомство детей с театром на фланелеграфе».
Удивительный мир- для маленьких зрителей
Цель: развивать творческие способности детей через театрализованную деятельность.
Публикация «Театр на фланелеграфе „Удивительный мир“ в младшем возрасте» размещена в разделах
- Театр своми руками. Кукольный, настольный, пальчиковый
- Театр. Театрализованная деятельность
- Фланелеграф, ковролинограф
- Темочки
Задачи: - последовательное знакомство детей с видами театра (фланелеграф);
-совершенствование артистических навыков;
- работа над речью и интонацией;- коллективное взаимодействие;
- умение сочувствовать и сопереживать.
Кукольный театр- искусство синтетическое, он воздействует на маленький зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ- кукла, петрушка, и оформление, и музыка- песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе детского сада по умственному, нравственному воспитанию дошкольников.
Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показывать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.
Во многих произведениях, на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь друзьям. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.
Условность кукольного театра близка дошкольникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения, дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость.
Конечно, в условиях работы детских садов нельзя требовать создания большого, сложного спектакля, который по силам профессиональным театрам- это и не возможно, и не нужно. Пусть это будет маленькая сказка, показанная на доске фланелеграфа, небольшая сценка, разыгранная с помощью детских игрушек, или короткий спектакль театра картинок, или театра петрушек. Важно, чтобы такие показы проводились систематически и при этом использовались все виды кукольного театра.
Из всех видов кукольного театра в детских садах наибольшей популярностью пользуются: театр картинок, разделяемый нами на картинки на фланели (фланелеграф) и картинки на картоне, театр игрушек и театр петрушек.
Театр картинок начинается с фланелеграфа. Он наиболее прост в изготовлении и показе. Картинки на фланели и декорации- плоские, их показывают на специальной доске. Картинки на картоне тоже плоские. На сцене-столе расставляют картонные декорации и с помощью подставок передвигают картонные раскрашенные рисунки.
В театре игрушек и петрушек- все объемное. В театре игрушек используются обычные детские куклы и игрушки. Оформляется спектакль также игрушками. Поэтому при подготовке спектакля почти не требуется никаких поделок, что облегчает подготовительную работу. Театр петрушек назван по имени старинного народного кукольного героя-Петрушки. Кукловод надевает на руку куклу- петрушку, управляет куклой, говорит за нее, стоя за ширмой.
При показе театра картинок, театра игрушек воспитатель не только произносит авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами. В театре петрушек все мастерство воспитателя направляется на управление куклами; через куклу, ее поведение, действие, разговор осуществляется и контакт с детьми.
Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно и не забывать, что кукольный театр- это первое приобщение детей к театру, к искусству.
картинки на фланели (фланелеграф)
На столе стоит доска, обтянутая голубым ковровым покрытием. Стоя сбоку стола, воспитатель рассказывает сказку и по ходу действия прикладывает к доске одну за другой картинки персонажей и оформления. Картинки не падают, послушно ложатся на цветной фон доски, легко и быстро образуют новую, большую и яркую картину. Дети сидят перед столом, с интересом слушают сказку и смотрят картинки на доске. Это- фланелеграф, оригинальная форма иллюстрированного рассказа.
Интерес к фланелеграфу у работников дошкольных учреждений большой и желающих заняться этим увлекательным и полезным делом немало. Он может быть интересно использован как развлечение, а также на НОД. Но, не имея практической и методической помощи, не зная специфики фланелеграфа, воспитатели часто не знают, как его организовать.
Начинать работу с фланелеграфом нужно с выбора литературного произведения. Специфика фланелеграфа такова, что в нем можно показывать не всякое произведение, так как картинки сами по себе статичны и в основном только иллюстрируют рассказ воспитателя. Поэтому нельзя брать произведения, где важное значение имеет движение персонажей. Например, эффект показа сказки "Репка" пропадает из-за того, что на фланелеграфе нельзя показать, как тянут и вытягивают репку. Нельзя достаточно убедительно показать и сказку "Теремок", так как герои ее не могут ни входить в теремок, ни выглядывать из него.
Для фланелеграфа лучше выбирать такие произведения, где персонажи в основном статичны. Они могут разговаривать, сидеть или стоять, приходить и уходить (когда картинки прикладываются к доске или убираются).
Наибольший эффект показа на фланелеграфе достигается тогда, когда из подготовленных картинок составляется новая художественная композиция. При этом нужно соблюдать некоторые правила. Например, нельзя располагать персонажи лицом к краю фланелеграфа : передними всегда должно быть какое-то пространство. Нежелательно также размещать картинки на одной половине доски, необходимо соблюдать равномерность их распределения по полю фланелеграфа. Надо следить за тем, чтобы картинки находились не слишком высоко или низко и были соразмерны с доской фланелеграфа и т. п. Словом, составление композиции на доске фланелеграфа- процесс творческий, и воспитатель, конечно, должен всегда это иметь в виду.
На доске фланелеграфа можно изобразить лес и луг с цветами и бабочками, реку и море с лодками и пароходами, улицу города с транспортом и пешеходами, сказочное царство кащея. Естественно, что большое значение в этом показе имеет текст и его исполнение. Воспитатель произносит его и за автора, и за действующих лиц, а это требует подготовки и определенного мастерства. Рассказ нужно вести не спеша, давая детям возможность понять содержание, рассмотреть картинки и оценить возникающие композиции на доске. Иногда можно читать отдельные эпизоды без показа картинок, но при этом нужно всегда помнить, что смысл зрелища теряется, если оно не делает литературное произведение более интересным, ярким и содержательным.
Важным моментом в подготовке фланелеграфа является подбор картинок. Нужно помнить, что рисунки должны быть выразительны, красочны и стилистически едины, т. е. исполнены водной манере. Поэтому хорошо, когда комплекты картинок составляются к каждому литературному произведению, а не собираются из разных книг. Это помогает выдержать масштаб картинок, их колористическое и стилистическое единство.
Кстати, масштаб на фланелеграфе - вещь условная. Дом или дерево могут быть меньше фигуры человека, особенно если надо показать что они расположены вдали. Масштаб надо соблюдать лишь в отношении персонажей, действующих одновременно. Если, например, разговаривают лиса и медведь, то последний должен быть больше, однако не намного. Иногда картинки в книгах изображают какой-нибудь предмет не полностью: часть дома или дерево без верхушки. Такие картинки можно использовать в том случае, если их располагать на доске фланелеграфа так, чтобы рамка обрезала недостающую часть, как край страницы в книге. Если же такой дом нужно разместить в середине доски, то недостающую часть следует дорисовать.
Интересной формой изготовления картинок для фланелеграфа являются детские рисунки. Для этого на занятиях детям предлагается нарисовать какой-нибудь персонаж или сценку из прочитанной книги. Лучшие рисунки отбираются и используются для показа на фланелеграфе.
Тщательно подготовив все необходимое для показа той или иной сценки, воспитатель может сначала попрактиковаться в показе. Это позволит ему определить время, необходимое для показа, определить расположение картинок на доске фланелеграфа. При этом желательно учесть и возможные реакции детей, вопросы, чтобы быть готовым для дополнительных разъяснений.
Перед показом фланелеграфа картинки раскладывают на столе в порядке их появления, лицевой стороной вниз, и нумеруют. Стол с фланелеграфом ставится против окна, чтобы свет падал на доску. Воспитатель стоит или сидит так, чтобы не загораживать доску и свет.
При показе сценок на фланелеграфе надо сделать все возможное, чтобы они были художественными и максимально способствовали эстетическому воспитанию детей.
фланелеграф показывают дети
Старших детей всегда интересует не только показ сценок и рассказов, но и техника изготовления фланелеграфа и картинок, и предложение воспитателя сделать фланелеграф в своей группе для показа младшим детям они обычно встречают с энтузиазмом.
С помощью воспитателя дети могут подготовить, например, картинки игрушек для иллюстрации произведения А. Барто " Игрушки". Сначала в своей группе, а потом и в других старшие дети показывают картинку и спрашивают, кто знает стихотворение про девочку и мишку с оторванной лапой. Многие хорошо знают это стихотворение и отвечают сразу. Если же дети не знают его, надо задать наводящие вопросы. Отгадавший получает картинку, прикладывает ее к доске и читает стихотворение. Так по очереди иллюстрируются все стихотворения.
Картинки для фланелеграфа могут рисовать и сами дети. Например, воспитатель читает русские сказки и вместе с детьми обсуждает, что и как надо рисовать, как раскрасить. После нескольких занятий наиболее выразительные и яркие рисунки отбирают для показа.
С большим удовольствием дети рисуют фрукты и овощи, разнообразные цветы и используют их для создания композиции на доске фланелеграфа : фрукты кладут на блюдо, в нарисованную вазу ставят цветы.
Можно при помощи синей полоски внизу доски изобразить воду. расположить на ней лодку с белым парусом, большие корабли, кита и рыб- получится морская композиция. Из нарисованных детьми разнообразных деревьев создается картина леса. На ветку дерева можно посадить белку, за пеньком- зайчика, на цветы- бабочку.
Мальчики любят рисовать самолеты, танки, машины, ракеты. Из них можно составить картину- парад войск.
Много интересного предложат и сами дети. Они будут изображать картинки и придумывать к ним рассказы. Такие игры на фланелеграфе нужно поощрять. Они развивают творческие способности детей и содействуют их эстетическому воспитанию.
Сценарий сказки В. Сутеева "Под грибком"
По низу доски фланелеграфа накладывается зеленая полоска (трава).
Воспитатель. Остановилась туча над полянкой. (На верхней части доски прикладывается изображение тучи.) А на полянке росло много цветов- синих, красных, желтых. (Размещаются на траве в разных местах.) Выше всех были одуванчик и ромашка. (Ставятся по краям доски.) Вот они какие! Дети, смотрите, по стебельку одуванчика ползет божья коровка. На ромашке сидит бабочка. А в густой траве растет грибок. (Ставится в центр.) Но он еще маленький, не будем его трогать, пусть растет. Недалеко от грибка в траве норка мышки. Но в норке ее нет. Она куда-то убежала.
Вдруг пошел дождь: кап-кап, кап-кап! Обрадовался дождю грибок и сразу подрос. (Снять картинку грибка и на ее место прикладывается картинка гриба, сильно увеличенную.) Бабочка испугалась дождя. У нее очень нежные крылышки.
Бабочка: Ой! Дождь пошел. Если мои крылышки намокнут, я не смогу летать. Куда бы мне от дождя спрятаться? (Перенести картинку бабочки с ромашки на траву, слева от грибка.) Грибок! Спрячусь под ним. Под его шляпкой дождь меня не намочит! (Помещает на ножку грибка, слева.)
Воспитатель: Увидела божья коровка, что бабочка под грибком спряталась, и поползла к грибку. (Прикладывает картинку божьей коровки перед грибком.)
Божья коровка: Бабочка, там тебя дождь не мочит?
Бабочка: нет! Что ты! Тут сухо. Ползи ко мне!
Воспитатель: Спряталась под грибком и божья коровка. (Переместит картинку под грибок.) Хорошо им там. Сухо! Они даже запели: " Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен". Услышал их песню кузнечик. (Продвигает картинку кузнечика по полю.)
Кузнечик: Кто это поет?
Воспитатель: Прыгнул кузнечик на грибок. (Ставит картинку на шляпку грибка.) Наверное, подумал, что сверху он сразу увидит, кто поет. А бабочка с божьей коровкой опять запели:" Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен".
Кузнечик: Это под грибком кто-то поет.
Воспитатель: Спрыгнул кузнечик на травку. (Снимает картинку с грибка и ставит слева от него.) Видит, под грибком сидит бабочка и божья коровка.
Кузнечик: Пустите меня под грибок. Я тоже не хочу под дождем мокнуть,
Все: Иди, места хватит.
Воспитатель: А грибок еще подрос. Просторно стало. Расправила свои крылышки бабочка, удобнее стало и божьей коровке, запели они песенку:" Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен". Услыхала их песенку лягушка. (Продвигает слева по полю, помещает между одуванчиком и грибком) И хотя лягушка дождя и не боится, даже любит дождь, но прискакала к грибку послушать песенку. А дождь все шел и шел. Вдруг выскочила мышка. (Прикладывает картинку мышки.)
Мышка: Ой! Дождь залил мою норку. Куда спрятаться? (Придвигает картинку к грибку.) Грибок! Под грибком бабочка, божья коровка и кузнечик. Я тоже хочу под грибок. Пустите меня к себе!
Все: Иди, веселее будет!
Воспитатель: А грибок еще подрос. Нашлось место и для мышки. И теперь они уже вчетвером запели: " Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен". Приползла улитка. (Поместить справа перед грибком.) Она, как и лягушка, не боится дождя. Высунула голову из своего домика-раковины, слушает песенку и тихонько подпевает. А тут ежик бежит. (Продвигает слева.) Бежит, торопится.
Еж: Фу, фу, фу, фу! Я дождь не люблю. (Поместить картинку перед грибком.) Привет, веселая компания! Пустите и меня к себе.
Все: Иди, только не уколи нас своими иголками.
Еж: Нет, нет! Я осторожно.
Воспитатель: И теперь они уже впятером запели: " Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен". А тут зайчик прискакал. (Прикладывает картинку зайца.)
Зайчик: Моя шерстка намокла. Холодно мне. А до леса далеко. Куда от дождя спрятаться?
Все: К нам иди под грибок. Тут сухо и хорошо!
Воспитатель: Посмотрел зайчик- там и ему места хватит, прыгнул он под грибок и запел со всеми: " Мы сидим под грибком, дождик нам не страшен". Ай да грибок! Всех от дождя укрыл! А туча пошла дальше. (Снять изображение тучи.) Выглянуло солнышко. (Поместить солнышко наверху в центре.) И стало опять тепло и сухо. Убежали ежик, зайка, ускакала лягушка, уползла улитка.
Гриб: Приходите опять ко мне, если дождь пойдет! Всех укрою.
Воспитатель: Остались только бабочка, божья коровка, кузнечик и мышка. Им так понравилось под грибком, что они никуда не хотели уходить. И гриб радовался, что он не один остался.
Примечание. Для показа сценки нужны картинки- персонажи: божья коровка и бабочка (вид сверху и сбоку, кузнечик, лягушка, улитка, ежик и картинки декорации: туча, солнце, цветы, грибок. 5 грибков, разных по размеру, которые заменяются соответственно тексту.