МААМ-картинки

Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте

ирина иванцова
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы

РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о развитии умственных способностей ребенка, одаренности. Также то, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста.

Ключевые слова: младший школьный возраст, творческие способности, невербальная креативность.

Публикация «Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте» размещена в разделах

Вопрос, который рассматривается в данной статье, это вопрос о развитии умственных способностей ребенка, его одаренности, и главное, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, который вчера еще был дошкольником.

В этой связи нужно отметить, что данная проблематика не раз поднималась в отечественной психологии и педагогике. Так одними из первых, кто проводил исследования в этой области, был Н. Лейтес. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают значительное место в отечественной психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н. Н. Поддьяков, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожец, А. Матюшкин.

Ранее психологические модели были разработаны и западными психологами: Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Дж. Рензулли, П. Торренс. Выделенная ими актуальность проблемы развития творческих способностей привела к тому, что появилось достаточно много коррекционных, развивающих программ направленных на развитие таких способностей еще в дошкольном возрасте.

Именно в детском возрасте происходит становление способностей и личности. Это время ярких интегративных процессов в психике, поэтому их уровень и широта характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность или регресс этого процесса обусловливают динамику индивидуального развития творческих способностей. Соответственно актуально внимание к школьнику в период возникновения и развития его способностей для обеспечения поступательного характера развития одаренности.

В нашем исследовательском проекте мы поставили следующую цель, а именно, изучить развитие творческих способностей младших школьников. В качестве базы эмпирического исследования выступили школьники 1 класса ростовской общеобразовательной школы и первоклассники гимназии, с углубленным изучением иностранного языка. Всего 58 человек. Методический инструментарий, который мы применяли – это «Краткий тест творческих способностей. Фигурная форма» (автор П. Торренс, адаптация Туник Е. Е.). Целью методики является изучение креативности, как общей способности к творчеству, в частности невербальной креативности у детей.

Проблема развития творческих способностей, детской одаренности проблема не одного дня. Попытки психологов и педагогов понять уникальность одаренного человека это попытки понять неповторимость человеческой индивидуальности [2].

Исследователи, изучавшие и изучающие детский возраст и в психологии, и в педагогике (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. М. Щелованов, С. А. Козлова, Т. А. Куликова и др.) пришли к единому мнению, что характерной особенностью этого периода является быстрый темп физического и психического развития.

Одним из важнейших факторов творческого развития детей является организация условий, способствующих вырабатыванию их творческих способностей. На основе теоретического анализа психолого-педагогических работ следующих исследователей: Дж. Смита и Л. Кэррола [3], Б. Н. Никитина [4], О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, В. И. Ефремова мы выделили несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.

Как считают исследователи, первым шагом к успешному развитию творческих способностей является физическое развитие ребенка в раннем детстве (плавание, гимнастика, раннее хождение). Далее раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.

Вторым важным условием развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте является создание обстановки, опережающей развитие детей. Однако, необходимо заранее, еще в дошкольном возрасте, охватить ребенка такой средой и системой отношений, где стимулировалась его различная творческая деятельность и постепенно формировали бы в нем именно то, что в соответственный момент способно наиболее результативно развиться. Например, еще за­долго до обучения чте­нию ребенок осваивает кубики с бук­вами, ему предлагают азбуку на магнитах, что способствует раннему овладению чте­нием.

Третье, чрезвычайно значительное, условие эффективного развития творческих способностей следует из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Здесь нужно заметить, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает планку возможностей на самый высокий уровень. Процесс познания мира в раннем детстве идет очень интенсивно, поэтому здесь можно больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать много абсолютно новых для ребенка задач, причем самостоя­тельно и без предварительного обучения.

Четвертое условие успешного развития творческих способностей состоит в предоставлении ребенку достаточной свободы в выборе деятельности или в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом или в предпочтении способов решения и т. д. В этом случае желание ребенка, его мотивация, эмоциональный подъём послужат гарантией того, что большее напряжение умственных способностей, физических сил не приведет к выгоранию, и пойдет ему на пользу [3;4].

Также подчеркивает Н. Ю. Венгер, нужно помнить и о других существенных составляющих, но, создание только комфортных и благоприятных условий недостаточно для воспитания школьника с высоким творческим потенциалом. Однако, некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не препятствовать ему свободно самовыражаться. Практика показывает, что такого невмешательства недостаточно: не все дети могут раскрыть путь к созиданию, и на долгое время сохранить творческую активность. Оказывается и педагогическая практика доказывает это, если подобрать надлежащие методы обучения, то не только младшие школьники, но и до­школьники, не теряя оригинальности, смогут создать произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражению сверстники. Не зря именно сейчас так популярны детские кружки и студии, школы ис­кусств, занятия по иностранному языку, детские интеллектуальные академии. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [1].

Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь тогда, когда будет представлять собой целенаправленный процесс, с решением ряда частных психолого-педагогических задач, обращенных на достижение конечной цели, а именно, созреванию важнейших компонентов творческих способностей - креативного мышления и воображения уже на этапе раннего детского возраста.

Одаренность можно представить как систему, куда включены следующие компоненты: задатки; сенсорно-перцептивные блоки; интеллектуальный и мыслительный потенциал; эмоционально-волевые структуры; высокий уровень создания новых образов, фантазия, воображение.

Также в мировой педагогической науке и практике сложились несколько стратегических направлений разработок содержания учебной деятельности с одаренными детьми. Одна группа программ или стратегий создает условия, необходимые для развития творчества детей, как в дошкольных учреждениях, так и в школе, а другая группа представляет собой направленные обучающие программы в учреждениях разного образовательного профиля.

В эмпирической части нашего исследования были сделаны следующие выводы: школьники первого класса, обучающиеся в гимназии, отличаются более высоким уровнем развития творческих способностей. Данный факт может быть объяснен тем, что, во-первых, программа обучения способствует акцентированию внимания на деталях изучаемого предмета, а также обучение иностранному языку.

По итогам сравнения особенностей творческих способностей детей, обучающихся в гимназии, и общеобразовательной школе отметим :

- по уровню развития беглости большинство учащихся гимназии характеризуются высокой беглостью (продуктивностью) мышления. Для учащихся общеобразовательной школы характерен средний уровень развития беглости, им трудно переключать внимание с одного объекта на другой, создавая новый сюжет.

- показатель гибкости, характеризует способность ребенка переходить от одной темы, используемой в рисунке к другой, для большей части гимназистов свойственна не повторяемость тем рисунков, как следствие высокая гибкость. Рассматривая показатели гибкости у учащихся общеобразовательной школы, было отмечено более низкий уровень гибкости по сравнению с гимназистами (5,6 и 7,4 балла соответственно).

- уровень развития оригинальности у учащихся гимназии является высоким, анализируя данные учащихся общеобразовательной школы, отметим, что общий уровень оригинальности ниже, чем у учащихся гимназии (11,6 и 19,2 соответственно). Для учащихся общеобразовательной школы характерно во многих случаях не соответствие рисунка его названию.

- показатель разработанности характеризуется высоким уровнем, наличием большого количества деталей. Данные по разработанности учащихся общеобразовательной школы свидетельствуют о тенденции опускать детали, которая характерна данным респондентам.

Итак, по данным исследования только 8 человек из 58 могут быть охарактеризованы как одаренные, у которых одинаково высоко выражены такие параметры одаренности как оригинальность и разработанность. Под оригинальностью П. Торренс понимает способность продуцировать нестандартные решения и гипотезы. Разработанность же характеризуется, как способность акцентировать внимание на деталях изображения. Таким образом, для одаренного человека характерно умение соединять части разных предметов, придавая им функциональность

Таким образом, наше предположение о том, что школьники разных форм обучения будут различаться по уровню развития невербальной креативности, подтвердилась.

Список литературы:

1. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.

2. Вышквыркина М. А., Мозговая Н. Н Психологический анализ факторов, влияющих на инициацию мышления о другом человеке// В сборнике: Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования Материалы II Международной научно-практической конференции. 2011. С. 476-482.

3. Венгер Н. Ю. Чего на свете не бывает. - М., 1994.

4. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук с использованием нетрадиционных техник, в младшем дошкольном возрасте» Заседание родительского клуба «Малыш» на тему «Развитие мелкой моторики рук, с использованием нетрадиционных техник, в младшем дошкольном.

Развитие творческих способностей детей через нестандартные способы рисования в раннем возрастеРазвитие творческих способностей детей через нестандартные способы рисования в раннем возрасте Изучив работы различных авторов, таких как Г. Б. Кибишевой программу «Вдохновение»; пособия А. В. Никитиной «Нетрадиционные техники рисования.

Нарисуй мне барашка, или Внимание, родители. Развитие творческих способностей в дошкольном возрасте Новикова Елена Викторовна Воспитатель изодеятельности МБДОУ «Центр развития ребенка – детский сад № 28 Огонек» г. Бердск 2019 «Нарисуй.

Консультация «Агрессивное поведение в младшем школьном возрасте» Актуальность. Повышенная агрессивность детей является одной из наиболее острых проблем не только для педагогов и психологов, но и для общества.

Консультация для родителей «Нервность в преддошкольном и младшем школьном возрасте (от рождения до 5 лет)» Привязанность детей к родителям. Привязанность можно определить как эмоциональный вид общения, характеризующийся позитивной установкой.

Консультация для родителей «Влияние домашних животных на духовно-нравственное развитие детей в младшем возрасте» МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ ОЧЕНЬ ВАЖНЫЙ ПЕРИОД В СОЦИАЛЬНО НРАВСТВЕННОМ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ. В ЭТОМ ВОЗРАСТЕ У ДЕТЕЙ АКТИВНО ФОРМИРУЕТСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.

Консультация «Закономерности и особенности речевого развития ребенка в дошкольном и школьном возрасте» Дошкольный возраст Границами данного периода считается возраст от трех до семи лет. На протяжении этого времени в развитии речи ребенка.

Проект в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3–4 лет» Проект по развитию речи в младшем дошкольном возрасте «Влияние малых форм фольклора на развитие речи дошкольников 3-4 лет» Фольклор в.

Развитие предпосылок сюжетно — ролевой игры в раннем и младшем дошкольном возрасте Игра в дошкольном возрасте является таким видом деятельности, в процессе которой при правильном педагогическом руководстве осуществляется.

Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Закономерности и особенности творческих способностей в дошкольном возрасте Говоря о формировании способностей, необходимо остановиться.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте
Опубликовано: 8 сентября 2019 в 11:41
+25Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте» (включая файлы) размещена пользователем ирина иванцова (УИ 694978) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД