ирина иванцова
Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ В МЛАДШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Аннотация: в данной статье рассматривается вопрос о развитии умственных способностей ребенка, одаренности. Также то, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка младшего школьного возраста.
Ключевые слова: младший школьный возраст, творческие способности, невербальная креативность.
Публикация «Развитие творческих способностей в младшем школьном возрасте» размещена в разделах
Вопрос, который рассматривается в данной статье, это вопрос о развитии умственных способностей ребенка, его одаренности, и главное, какое влияние на эти способности оказывает развитие творческого потенциала ребенка, который вчера еще был дошкольником.
В этой связи нужно отметить, что данная проблематика не раз поднималась в отечественной психологии и педагогике. Так одними из первых, кто проводил исследования в этой области, был Н. Лейтес. Его работы по изучению психики одаренных детей занимают значительное место в отечественной психологии. Многие психологические принципы развития творчества у детей младшего школьного возраста выдвинули Н. Н. Поддьяков, Д. Н. Узнадзе, А. В. Запорожец, А. Матюшкин.
Ранее психологические модели были разработаны и западными психологами: Дж. Гилфорд, Э. Де Боно, Дж. Рензулли, П. Торренс. Выделенная ими актуальность проблемы развития творческих способностей привела к тому, что появилось достаточно много коррекционных, развивающих программ направленных на развитие таких способностей еще в дошкольном возрасте.
Именно в детском возрасте происходит становление способностей и личности. Это время ярких интегративных процессов в психике, поэтому их уровень и широта характеризуют формирование и зрелость самого явления - одаренности. Поступательность или регресс этого процесса обусловливают динамику индивидуального развития творческих способностей. Соответственно актуально внимание к школьнику в период возникновения и развития его способностей для обеспечения поступательного характера развития одаренности.
В нашем исследовательском проекте мы поставили следующую цель, а именно, изучить развитие творческих способностей младших школьников. В качестве базы эмпирического исследования выступили школьники 1 класса ростовской общеобразовательной школы и первоклассники гимназии, с углубленным изучением иностранного языка. Всего 58 человек. Методический инструментарий, который мы применяли – это «Краткий тест творческих способностей. Фигурная форма» (автор П. Торренс, адаптация Туник Е. Е.). Целью методики является изучение креативности, как общей способности к творчеству, в частности невербальной креативности у детей.
Проблема развития творческих способностей, детской одаренности проблема не одного дня. Попытки психологов и педагогов понять уникальность одаренного человека это попытки понять неповторимость человеческой индивидуальности [2].
Исследователи, изучавшие и изучающие детский возраст и в психологии, и в педагогике (Л. С. Выготский, В. П. Зинченко, А. В. Запорожец, М. И. Лисина, П. П. Блонский, Д. Б. Эльконин, Н. М. Щелованов, С. А. Козлова, Т. А. Куликова и др.) пришли к единому мнению, что характерной особенностью этого периода является быстрый темп физического и психического развития.
Одним из важнейших факторов творческого развития детей является организация условий, способствующих вырабатыванию их творческих способностей. На основе теоретического анализа психолого-педагогических работ следующих исследователей: Дж. Смита и Л. Кэррола [3], Б. Н. Никитина [4], О. М. Дьяченко, Н. Е. Вераксы, В. И. Ефремова мы выделили несколько основных условий успешного развития творческих способностей детей.
Как считают исследователи, первым шагом к успешному развитию творческих способностей является физическое развитие ребенка в раннем детстве (плавание, гимнастика, раннее хождение). Далее раннее чтение, счет, знакомство с различными инструментами и материалами.
Вторым важным условием развития творческих способностей детей в младшем школьном возрасте является создание обстановки, опережающей развитие детей. Однако, необходимо заранее, еще в дошкольном возрасте, охватить ребенка такой средой и системой отношений, где стимулировалась его различная творческая деятельность и постепенно формировали бы в нем именно то, что в соответственный момент способно наиболее результативно развиться. Например, еще задолго до обучения чтению ребенок осваивает кубики с буквами, ему предлагают азбуку на магнитах, что способствует раннему овладению чтением.
Третье, чрезвычайно значительное, условие эффективного развития творческих способностей следует из самого характера творческого процесса, требующего максимального напряжения сил. Здесь нужно заметить, что способности развиваются тем успешнее, чем чаще в своей деятельности человек добирается до предела своих возможностей и постепенно поднимает планку возможностей на самый высокий уровень. Процесс познания мира в раннем детстве идет очень интенсивно, поэтому здесь можно больше, чем когда-либо, заниматься творчеством, решать много абсолютно новых для ребенка задач, причем самостоятельно и без предварительного обучения.
Четвертое условие успешного развития творческих способностей состоит в предоставлении ребенку достаточной свободы в выборе деятельности или в чередовании дел, в продолжительности занятий одним делом или в предпочтении способов решения и т. д. В этом случае желание ребенка, его мотивация, эмоциональный подъём послужат гарантией того, что большее напряжение умственных способностей, физических сил не приведет к выгоранию, и пойдет ему на пользу [3;4].
Также подчеркивает Н. Ю. Венгер, нужно помнить и о других существенных составляющих, но, создание только комфортных и благоприятных условий недостаточно для воспитания школьника с высоким творческим потенциалом. Однако, некоторые западные психологи и сейчас считают, что творчество изначально присуще ребенку и, что надо только не препятствовать ему свободно самовыражаться. Практика показывает, что такого невмешательства недостаточно: не все дети могут раскрыть путь к созиданию, и на долгое время сохранить творческую активность. Оказывается и педагогическая практика доказывает это, если подобрать надлежащие методы обучения, то не только младшие школьники, но и дошкольники, не теряя оригинальности, смогут создать произведения более высокого уровня, чем их необученные самовыражению сверстники. Не зря именно сейчас так популярны детские кружки и студии, школы искусств, занятия по иностранному языку, детские интеллектуальные академии. Конечно, ведется еще много споров о том, чему же и как учить детей, но тот факт, что учить надо не вызывает сомнений [1].
Таким образом, воспитание творческих способностей детей будет эффективным лишь тогда, когда будет представлять собой целенаправленный процесс, с решением ряда частных психолого-педагогических задач, обращенных на достижение конечной цели, а именно, созреванию важнейших компонентов творческих способностей - креативного мышления и воображения уже на этапе раннего детского возраста.
Одаренность можно представить как систему, куда включены следующие компоненты: задатки; сенсорно-перцептивные блоки; интеллектуальный и мыслительный потенциал; эмоционально-волевые структуры; высокий уровень создания новых образов, фантазия, воображение.
Также в мировой педагогической науке и практике сложились несколько стратегических направлений разработок содержания учебной деятельности с одаренными детьми. Одна группа программ или стратегий создает условия, необходимые для развития творчества детей, как в дошкольных учреждениях, так и в школе, а другая группа представляет собой направленные обучающие программы в учреждениях разного образовательного профиля.
В эмпирической части нашего исследования были сделаны следующие выводы: школьники первого класса, обучающиеся в гимназии, отличаются более высоким уровнем развития творческих способностей. Данный факт может быть объяснен тем, что, во-первых, программа обучения способствует акцентированию внимания на деталях изучаемого предмета, а также обучение иностранному языку.
По итогам сравнения особенностей творческих способностей детей, обучающихся в гимназии, и общеобразовательной школе отметим :
- по уровню развития беглости большинство учащихся гимназии характеризуются высокой беглостью (продуктивностью) мышления. Для учащихся общеобразовательной школы характерен средний уровень развития беглости, им трудно переключать внимание с одного объекта на другой, создавая новый сюжет.
- показатель гибкости, характеризует способность ребенка переходить от одной темы, используемой в рисунке к другой, для большей части гимназистов свойственна не повторяемость тем рисунков, как следствие высокая гибкость. Рассматривая показатели гибкости у учащихся общеобразовательной школы, было отмечено более низкий уровень гибкости по сравнению с гимназистами (5,6 и 7,4 балла соответственно).
- уровень развития оригинальности у учащихся гимназии является высоким, анализируя данные учащихся общеобразовательной школы, отметим, что общий уровень оригинальности ниже, чем у учащихся гимназии (11,6 и 19,2 соответственно). Для учащихся общеобразовательной школы характерно во многих случаях не соответствие рисунка его названию.
- показатель разработанности характеризуется высоким уровнем, наличием большого количества деталей. Данные по разработанности учащихся общеобразовательной школы свидетельствуют о тенденции опускать детали, которая характерна данным респондентам.
Итак, по данным исследования только 8 человек из 58 могут быть охарактеризованы как одаренные, у которых одинаково высоко выражены такие параметры одаренности как оригинальность и разработанность. Под оригинальностью П. Торренс понимает способность продуцировать нестандартные решения и гипотезы. Разработанность же характеризуется, как способность акцентировать внимание на деталях изображения. Таким образом, для одаренного человека характерно умение соединять части разных предметов, придавая им функциональность
Таким образом, наше предположение о том, что школьники разных форм обучения будут различаться по уровню развития невербальной креативности, подтвердилась.
Список литературы:
1. Венгер Н. Ю. Путь к развитию творчества // Дошкольное воспитание. 1982 №11. стр. 32-38.
2. Вышквыркина М. А., Мозговая Н. Н Психологический анализ факторов, влияющих на инициацию мышления о другом человеке// В сборнике: Инновационный потенциал субъектов образовательного пространства в условиях модернизации образования Материалы II Международной научно-практической конференции. 2011. С. 476-482.
3. Венгер Н. Ю. Чего на свете не бывает. - М., 1994.
4. Ефремов В. И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. – Пенза, 2001.