Надежда Иванова
Методическая разработка по сенсорному воспитанию в младшем возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
МАДОУ «Детский сад № 26 комбинированного вида» г. Великий Новгород. Воспитатель : Иванова Надежда Николаевна Тема «Игры и упражнения на усвоение сенсорных восприятий». Ранний возраст-самый поддающийся период педагогическим воздействиям. Всё осваивается и познаётся впервые. Важность сенсорного развития ребёнка в раннем возрасте трудно переоценить. Главным средством познания окружающего для малыша является сенсорное освоение действительности за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений. Мир простых вещей воспринимается малышом, как чудесный, неведомый и прекрасный. Поэтому, работу по восприятию цвета с детьми раннего возраста я начала с оформления групповой комнаты, используя чистые, насыщенные цвета. Различные сюжетные и предметные изображения располагаются по всей групповой комнате. Эти композиции помогают в усвоении сенсорных восприятий, а также несут в себе большой эмоциональный заряд. Ранний возраст-самое благоприятное время для сенсорного воспитания, накопления представлений об окружающем мире. Готовя пособия для игр, и занятий с малышами я опираюсь на эталонную систему основных цветов спектра (красный, жёлтый, синий, зелёный). Опыт показывает, что никакие промышленные игры и игрушки не могут заменить игрушек, изготовленных своими руками. Цель: предупредить отклонения в познавательной деятельности детей раннего возраста. Помочь родителям понять важность развития ребёнка от 1 года до 3-х лет. Ожидаемый результат: значительное расширение познавательных возможностей малыша. Достижение контакта с родителями в целях развития познавательных интересов ребёнка. План самообразования: 1. Подборка методической литературы : К. И. Камышанова «Ребёнок от рождения до 2-х лет» (серия игр, развлечения, развитие и восприятие ребёнка); Л. Н. Павлова «Раннее детство: развитие речи и мышление, познавательное развитие»; В. С. Сотникова «Самые маленькие в детском саду». 2. Картотека дидактических игр и занятий: Дидактическая игра «Подбери чашку к блюдцу». Цель: умение находить и выделять цвет. Д/и «Собери картинку». Цель: учить из разрезанных частей картины собирать картинку (по горизонтали или вертикали). Д/и «Соберём цветок». Цель: развивать умение выбирать предмет с ориентировкой на форму и цвет. Д/и «Сварим кукле кашу». Цель: учить группировать предметы по цвету; учить соотносить разнородные предметы; обучать детей игре с предметами-заместителями. Д/и «Сделаем кукле бусы». Цель: закреплять умение группировать предметы, разные по форме, но одинаковые по цвету; развивать моторику кончиков пальцев рук, выполняя нанизывание мелких деталей на шнур. Планируя свою деятельность по ознакомлению с цветом, я придерживаюсь принципа последовательности, предусматривающего последовательное усложнение заданий. Все занятия провожу в игровой форме с использованием подвижных игр, пальчиковой и фонематической гимнастики, русских народных потешек - от простых игровых сюжетов к более сложным, развёрнутым, но не забываю предоставить детям право выбора (в материалах и средствах). Игры-занятия я начинаю с различия двух цветов: красного и зелёного. Затем, вношу в игры разнообразный дидактический материал. Приобретённые в играх-занятиях навыки малыши в дальнейшем применяют в самостоятельной игре. Материалом в играх служат кубики, шарики, строительный материал, который имеется в группе. В начале года в группу пришли малыши, большинство которых не владели тонкими движениями рук. У них наблюдалась мышечная напряжённость, сниженный тонус, нарушение общей моторики. Для них оказались трудными многие упражнения: пальчики непослушные, малоподвижные, слишком напряжённые. Работу по развитию движений пальцев и всей кисти рук я провожу во время утренней стимулирующей гимнастики, физкультминуток в свободное время и после сна по 2-3 минуты. Таким образом пальчиковой гимнастикой каждый ребёнок занимается по 7 минут. Упражнения стремлюсь подбирать так, чтобы в них содержалось больше разнообразных движений пальцами. Игры и упражнения: «Этот пальчик-бабушка». Цель: активизировать движения пальцев рук. «Колобок». Цель: развивать моторику рук. «Весёлые маляры». Цель: развивать моторику руки, выполняя имитационные движения в сопровождении стихотворного текста. «Повар». Цель: развивать моторику обеих рук. «Птички в гнезде». Цель: развивать моторику обеих рук. «Стираем платочки». Цель: развивать моторику рук с использованием «пальчикового бассейна». «Веник». Цель: развивать моторику обеих рук. «Сидит белка на тележке». Цель: развивать мелкую моторику рук. Тексты упражнений - рифмованные подсказки к заданным движениям. Они легко ложатся на слух ребёнка и без специальных установок настраивают на игру. Слово помогает более чётко и выразительно выполнять движения. Благоприятное воздействие на развитие движений всей кисти и пальцев руки оказывают игры с предметами: мозаика, пирамиды, застёгивание пуговиц, кнопок, закрепление на липучках. Для изготовления таких развивающих игр я привлекаю родителей (панно, мягкие игрушки). Также использую игры с карандашами и крупой, прищепками «пальчиковый бассейн». Хорошим средством для развития движений является игра «пальчиковый театр». Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их снова. Уровень волевого развития ребёнка подчас является определяющим в характере его отношения с другими детьми, умение преодолевать трудности, сдерживать свои желания и считаться с интересами других детей. Моя задача -поддерживать это стремление, организовывать общение ребёнка с кем-либо в процессе предметной и и игровой деятельности, обогатить его словарь. В-перспективе: буду продолжать работу по сенсорному развитию детей раннего возраста, вносить в предметно-развивающую среду яркие и красочные атрибуты для игровой деятельности, подбирать материалы к развивающим дидактическим и пальчиковым играм с прищепками и изготовлению из пластиковых и деревянных ложек кукольных персонажей для настольного и пальчикового театров, пополнять игры с крупой, песком, декоративными камнями, пуговицами и др.