Галина Бенда
Театр картинок в детском саду. Игры для младших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Театр картинок включает плоскостные изображения различных животных и дополнительный материал для обыгрывания литературных произведений. Методика работы с театром картинок очень проста, но интересна малышам. Показ театра и игр- развлечений проводится во вторую половину дня. Количество детей варьируется в зависимости от интереса к данной деятельности.
Публикация «Театр картинок в детском саду, Игры для младших дошкольников» размещена в разделах
В ходе работы с театром картинок создается положительный эмоциональный настрой, стимулируется интерес к театрализованной деятельности, закрепляются знания об игрушках и животных, расширяется активный словарный запас.
Картинки выполняются в двух вариантах:
- на палочке для показа театра за ширмой ;
- на плотной основе по типу театра на фланелеграфе.
1. Картинки на палочке.
Маленький ребенок любит рассматривать картинки в книгах, но он получает больше удовольствия, если картинки двигаются и персонажи действуют по ходу чтения произведения. Такие картинки изготавливаются из двух половинок, которые соединяются друг с другом. Внутри крепится деревянная палочка или бумажная трубочка; нижняя часть трубочки может фиксироваться на подставке.
2. Картинки на плотной основе по типу фланелеграфа.
К обратной стороне картинок прикрепляется липкая лента, что позволяет легко размещать их на панно и так же легко убирать. Панно располагается на видном месте на уровне глаз детей. Оно изготавливается из легкого ковролина (размер 80 х 50 см). Игрушки- картинки размещаются в открытой коробке рядом с панно, что стимулирует детей к действиям с ними.
Дети рассматривают изображение, взрослый читает потешку, песенку, стихотворение, сказку и т. д. и размещает декорации и предметы согласно содержанию текста. Игра-развлечение повторяется несколько раз. После первого прочтения художественного произведения дети по желанию участвуют в игре. Они размещают игрушки-картинки, декорации и действуют с ними, сопровождая свои действиям словами. Затем воспитатель должен обратить внимание детей на то, что картинки остаются в группе и можно самостоятельно играть с ними.
Варианты игр с театром картинок для младших дошкольников.
1. Котенок Мурзик и его друзья
Цель: обогащать эмоциональную сферу дошкольников, учить внимательно слушать произведение, включаться в игру, подражать голосам животных.
Материал: плоскостные фигурки (котенок, собачка, курочка, петушок; корзинка с изображением спящего котенка; элементы посуды чайного сервиза).
Ход игры
Воспитатель помещает на панно картинку (кошка-мама, сопровождая действие чтением стихотворения.
Рыженькая кошечка
Села на окошечко.
Хвостиком махала,
Деток поджидала.
- Где ж мои котятки,
Дружные ребятки?
Спать пора котяткам,
Рыженьким ребяткам.
- Дети, а вы не знаете, где спрятались котятки?
(Выкладывает на панно картинку - корзинка, из которой выглядывают уши рыжего котенка.)
Дети. Вот он! Спрятался в корзинке. (Педагог помещает на панно котенка.)
Котенок.
Я котенок Мурзик. Мяу!
Я похож на кошку-маму.
Мама рыжая моя –
И такой же рыжий я!
Одинаковы глаза,
И похожи голоса,
И хвосты одной красы!
Здравствуйте, ребята! Ко мне сегодня в гости придут мои друзья. Поможете мне их встретить?
Дети. Да!
(Раздается стук.)
Котенок. Мяу-мяу! Кто же там?
Собачка. Гав-гав-гав! Это я.
Котенок (обращается к детям). Подскажите мне, друзья:
Кто пришел сейчас сюда?
Дети. Собачка.
(Выставляется фигура собачки.)
Собачка.
Это я, ваш верный пес.
Ваш я Шарик - черный нос.
День и ночь я дом стерег –
Наработался, продрог.
Котенок. Дети! Это мой друг Шарик! Познакомьтесь с ним.
Собачка. Гав-гав! Здравствуйте, дети!
Курица, Куд-куда, куд-куда.
Котенок, Кто еще спешит сюда?
(Выставляется фигурка курицы и цыплят.)
Курица.
Это курочка-наседка,
И со мною цыплятки- детки.
Котенок.
Это всё мои друзья.
Ой, забыли петушка!
На закате, на рассвете
Далеко петух заметен
С гребешка до самых шпор –
Не петух, а светофор.
Ой, ребята! Помогите,
Петушка к нам позовите!
Воспитатель и дети
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Масляна головушка,
Шелкова бородушка!
Ты же рано встаешь,
А к нам в гости не идешь (Стихотворение повторяется два-три раза, пока не слышится голос петушка.)
Петушок.
Ку-ка-ре-ку, ку-ка-ре-ку!
Я спешу, я спешу.
(Выставляется фигурка петушка. Котенок приглашает всех гостей за стол. Воспитатель выкладывает на панно элементы чайного сервиза и предлагает детям угостить гостей чаем.)
Дружбой надо дорожить
Всегда в гости приходить
И друзей не подводить!
Надо чаем напоить.
(Дети вспоминают правила поведения и общения в столом и рассказывают о них персонажам игры)
Воспитатель
Понравились вам, ребята, друзья котенка? Они обещали еще прийти к нам в гости, а мы будем ждать встречи с ними.
2. Кукла Маша и ее друзья
Цель: вызвать эмоционально положительное состояние от просмотра театра картинок; учить внимательно слушать истории о животных, отвечать на вопросы.
Материал: плоскостные фигурки (петушок и щенок; грядки с изображением овощей: лука, чеснока, моркови; дом с крыльцом, кукла Маша.
Ход игры
Воспитатель. Посмотрите, кто сегодня к нам пришел в гости! Это же кукла Ма-шенька. (Появляется кукла.)
Кукла Маша. Здравствуйте, дети! А можно мне пригласить своих друзей?
Дети. Можно! Мы хотим познакомиться с ними.
Кукла Маша. Но для этого вам нужно отгадать загадки. Слушайте первую.
Кто рано встает,
Голосисто поет,
Деткам спать не дает?
( Раздается голос петушка:«Ку-ка-ре-ку!».)
Кукла Маша. Правильно, это петушок. (Выставляется фигурка петушка.)
Ведущий. А вы знаете стихи про петушка? Расскажите.
(Дети рассказывают стихи и потешки, изображают петушка)
Кукла Маша.
А про кого эта загадка?
Громко лает во дворе,
Отдыхает в конуре,
Сторожит хозяйский дом
И виляет мне хвостом.
Правильно, мой второй друг - щенок воспитатель выкладывает на панно соответствующую картинку). Хотите узнать, как мы познакомились? Тогда слушайте.
А у щенка и слух, и нюх,
Ему петух знаком.
Он знает, как встает петух,
Он дружит с петухом.
И вот когда приходит срок –
И солнышко встает
«Ку-ка-ре-ку!» - кричит петух,
«Гав!Гав!» -шумит щенок.
(Стихотворение сопровождается размещением картинок на панно. При повторном чтении расположить картинки предлагается желающим детям.) Дети показывают, как всртечают рассвет петух и щенок.
Кукла Маша. Понравились вам мои друзья?
Воспитатель. Петушку и щенку так понравилось у нас, что они решили остаться здесь и поиграть с вами.
3. Веселые лягушата
Цель: стимулировать двигательную и речевую активность, учить понимать содержание текста, включаться в коллективную игру.
Материал: плоскостные картинки на палочке (лягушата, игрушка Ау-ка, нари-сованное озеро, ширма, маски (или игрушки) лягушат.
Ход игры
Воспитатель
Как, ребята, поживаем?
Вроде, кажется, скучаем?
А развеять чтобы скуку,
Позовем-ка мы Ау-ку.
(Дети вместе с ведущим зовут лягушку Ау-ку. Воспитатель приносит в группу на листе кувшинки)
Ау-ка.
Ой, ребята, как я рад
К вам явиться в детский сад!
Я что было сил бежал,
Как «ау!» вдруг услыхал.
Ведущий.
Ты, Ау-ка, помоги,
Скуку деткам разгони.
Ау-ка.
Это вовсе не беда!
Позову друзей сюда.
Заходи, мои подружки –
Две зеленые лягушки!
(С обеих сторон ширмы появляются две лягушки. Воспитатель поет песню и передвигает лягушек.)
Ведущий.
Две лягушки вечерком
На лугу сидели.
Две лягушки вечерком
На луну глядели.
Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква,
Ква-ква-ква-ква-ква-ква.
Ква-ква-ква-ква-ква-ква-ква,
Ква-ква-ква-ква-ква-ква.
Кто это к нам пришел?
Дети. Лягушки.
Ау-ка.
Молодцы, подружки, зеленые лягушки, что пришли к ребятам.
Первая лягушка.
Я маленькая добрая лягушка,
Я по всем дорожкам попрыгушка.
Я летом замечательно пою,
Зато зимой я очень спать люблю.
Вторая лягушка.
Я лягушка-попрыгушка,
Глазки на макушке.
Прячьтесь от лягушки,
Комары да мушки.
(Дети заучивают вторую потешку. Воспитатель предлагает всем детям превратиться в лягушек-попрыгушек и поиграть.)
Воспитатель
Зеленые лягушки
На солнышке лежат,
Их светленькие брюшки
На солнышке блестят.
В болотце искупаются –
И снова на листок
Быстро забираются,
Схватясь за стебелек.
И дел-то у лягушек –
На солнышке лежать,
И громко-громко квакать
Комариков пугать
(Игра повторяется несколько раз)
. Ау-ка просит детей разрешить лягушкам остаться в группе. Спрашивает, где могли бы жить эти лягушки. Тот ребенок, который правильно отвечает, сажает лягушек в нарисованное озеро)
Каждый педагог может придумать несложный сюжет игры по мотивам детских произведений, определив актуальные образовательные задачи, решить которые успешно поможет театр картинок.