МААМ-картинки

Целостный обобщённый педагогический опыт работы «Танец как средство оздоровления дошкольников»

Елена Владимировна Иваненко
Целостный обобщённый педагогический опыт работы «Танец как средство оздоровления дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. Экологические проблемы, некачественное питание, эмоциональный дискомфорт – лишь некоторые факторы, агрессивно воздействующие на хрупкие детские организмы.

По данным медицинской статистики, количество дошкольников с хроническими заболеваниями увеличиваются с каждым годом. В школу поступает только несколько абсолютно здоровых первоклассников.

Темочки:

Несмотря на тенденцию возрождения в российских семьях здорового образа жизни, активную его пропаганду в СМИ, большинство родителей не заботятся в должной мере о здоровье своего ребёнка, не прививают ему любви к здоровому образу жизни. А ведь именно в дошкольном возрасте или периоде первого детства интенсивно развиваются все органы и системы человека, в том числе типологические особенности основных нервных процессов (сила, уравновешенность и подвижность). Но эти особенности составляют лишь основу для дальнейшего физического и психического развития, а определяющими факторами являются окружающая среда и воспитание ребёнка.

Поэтому педагоги дошкольных учреждений, в том числе и музыкальные руководители, должны комплексно решать задачи физического, интеллектуального, эмоционального и личностного развития ребёнка, подготовки его к школе, активно внедряя в этот процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.

Привычные виды музыкальной деятельности дошкольников можно разнообразить с пользой для здоровья. Например, я начинаю каждое музыкальное занятие с жизнеутверждающей валеологической песни - распевки, дающей позитивный настрой детям на весь день. Слушание музыки и разучивания текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением песен заниматься дыхательной артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний. Всё это проводится в игровой форме. Предлагаемые небольшие по объёму и длительности оздоровительные игры и упражнения приносят детям огромную радость и пользу для здоровья.

Однако, особую ценность и в эмоциональном, и в психофизическом развитии детей несут в себе музыкально - ритмические движения, включающие в себя спортивные движения под музыку (ходьба, бег, прыжки, перестроения, музыкальные игры и, конечно, танцы.

Детские танцы - это изучение основных средств выразительности (движения и позы, пластика и мимика, ритм, которые связаны с эмоциональ-ными впечатлениями маленького человека от окружающего мира. Танцы дают возможность ребенку эмоционально выразить себя, приобщиться к миру прекрасного, доставляют ему радость, поднимают настроение, с ранних лет прививают хороший вкус. С помощью танца ребёнок будет выплёскивать эмоции, а также укреплять своё здоровье.

Влияние танцев на физическое здоровье весьма велико. У детей, которые занимаются этим видом творчества, повышается выносливость, укрепляются стенки сосудов и сердечная мышца за счёт увеличенной нагрузки. Кровь циркулирует быстрее, что исключает застойные явления, а это помогает бороться с любым воспалительным процессом. Как следствие, дети гораздо реже болеют. Таким образом, танцы даруют здоровье, помогают снять усталость и повышают иммунитет.

Физическое развитие детей с помощью танцев.

Танцы помогают гармонично развить все группы мышц, что благоприятно сказывается на фигуре. Танцевальные движения способствуют формированию правильной осанки, красивой и легкой походки, плавности, грациозности и изящества движений.

Танцевальные упражнения являются эффективным средством тренировки детского организма. Увлекательно, в процессе игры, выполняя различные движения и упражнения, укрепляется опорно - двигательный аппарат, развиваются координация движений (дошкольники учатся координировать работу головы, корпуса, рук и ног) и ориентация в пространстве: дети изучают основные направления движения (направо, налево, прямо, по периметру, по диагонали, узнают, как использовать пространство зала относительно зрителя.

Танец является хорошим средством борьбы с гиподинамией, оказывает профилактическое воздействие на дыхательную систему детского организма (что является профилактикой заболеваний дыхательных путей, позволяет поддерживать гибкость позвоночника, содействует подвижности в суставах, развивает ловкость и выносливость, воспитывает внимательность.

Развитие навыков общения.

Танцы раскрепощают, избавляют от комплексов и стереотипов.

Танцуя, дети раскрываются, расслабляются и выплескивают избыток энергии, что, в свою очередь, способствует очищению организма от шлаков (путём потоотделения и сжигания энергии). Дети быстро и легко находят общий язык не только со сверстниками,но и со взрослыми. Танцы способны раскрепостить даже самого застенчивого малыша.

В основном, танцы – это командная работа, поэтому у дошкольников формируется чувство доверия к окружающим, а также развиваются навыки взаимодействия с другими людьми, умение находить общий язык со сверстниками в группе. На занятиях дети учатся выражать свои эмоции при помощи мимики и жестов, и это очень помогает им лучше понимать, что чувствуют другие люди.

Интеллектуальное развитие детей.

Во время движений кровь насыщает все органы, а главное, головной мозг кислородом и полезными веществами, что способствует умственному развитию детей. Двигательные упражнения тренируют мозг и подвижность нервных процессов. Заучивание движений и их комбинаций отлично тренирует память дошкольников, а необходимость постоянно следить, во - первых, за музыкой, во - вторых, за педагогом и товарищами на занятии прекрасно развивает внимание. Занятия танцами формируют пространственное мышление, ребёнок быстрее учится воспринимать понятия «верх», «низ», «право», «лево», «сбоку», «посередине», «над», «под», «перед», «за» и так далее.

Чтобы перевоплотиться в образ, необходимый для танца, ребёнок активно использует воображение, ведь на занятиях дети не только исполняют заранее подготовленные танцы, но и часто импровизируют.

Познавая себя и возможности своего тела, малыш создаёт

фундаментальную базу для новых открытий.

Музыка и танец – вот что нужно, чтобы развить у дошкольников хороший музыкальный слух и чувство ритма. Давно доказано, что существует связь между движением и мышлением. Через тренировку каждого нового движения ребёнок развивает мощнейшие нервные сети. Когда репертуар движений расширяется, то каждый шаг в совершенствовании будет способствовать развитию органов чувств (слуха, осязания и зрения, что даст детям большие преимущества в восприятии окружающей информации.

Итак, танцы развивают интеллект – способность приспосабливаться к новым условиям и быстро обучаться.

Художественно - эстетическое значение танцев.

Танцы прививают дошкольникам любовь к искусству, чувство прекрасного, а также открывают перед ними новый способ восприятия мира – через музыку и движения. Многообразие форм передачи чувств формируется благодаря погружению в различные образы. С помощью пластики и художественного движения дети учатся выражать свои творческие задумки, настроения, мысли

Плавные движения под мелодичную, красивую музыку или озорные весёлые пляски доставляют эстетическое наслаждение каждому ребёнку и являются одним из любимых видов двигательной активности дошкольников. Танцевальные движения, разученные детьми, прививают занимающимся культуру движений: правильную постановку рук, ног, туловища, умение сочетать движения в различных плоскостях, с различной амплитудой, определять точность положения частей тела, координационную целесообразность движений.

Чтобы ребёнок всесторонне развивался, его важно обучить правильно и красиво двигаться, развить у него чувство ритма и музыкальный слух. Всё это могут дать танцы для детей. Причём заниматься танцевальной деятельностью нужно как можно раньше, так как некоторые способности малыша, не получив своевременный толчок к развитию, через некоторое время потихоньку угасают и вовсе исчезают. Детские танцы полезны для гармоничного развития всех мышц. Благодаря танцам ребенок научится пластике движений, сможет владеть собственным телом, быть грациозным и ловким.

С чего начать работу?

Детский танец начинается с ритмики, с изучения простых движений. Зачастую занятия больше похожи на игру.

Дети отправляются в путешествие, ритмично шагая друг за другом по периметру зала, соблюдая дистанционное расстояние друг от друга. При этом педагог следит, чтобы воспитанники держали прямую осанку и при шаге высоко поднимали колени, не забывая о взмахах руками от груди вниз - в сторону, чередуя положение рук.

Затем бегут по лужайке легко на носочках или, забрасывая ножки назад,

встречают на своём пути грибочки и начинают их собирать, выполняя

наклоны вперёд и не догадываясь, что занимаются музыкально -

ритмической деятельностью.

Танцевальные движения для малышей ограничиваются притопами, прихлопами в ладоши, вращением кистями, полуприседаниями на двух ногах. Малыши учатся двигаться в соответствии с характером музыки, начинать движение с первыми звуками мелодии, исполняют свободные, плавные движения руками, учатся ритмично встряхивать погремушками, султанчиками, строить из шеренги круг, держась за руки, под руководством педагога.

Самое главное, что, танцуя под музыку, малыши не только весело проводят свой досуг и получают заряд положительных эмоций, но и гармонично и разносторонне развиваются.

Подрастая, дети знакомятся с более сложными музыкально – ритмическими движениями, соответствующими их возрастным особенностям:

- для 4 - 5 лет:

бодрая ходьба, бег, «прямой галоп» («лошадка», притопы одной ногой, выставление ноги на пятку; кружение в паре, держа руки в положении «лодочка»; бег в паре по кругу, плавные приседания, мягкие движения руками с предметами (платочком, листиками, погремушками, султанчиками, вращение кистями («фонарики»);

- для 5 - 6 лет:

ходьба с носка, «прямой галоп», дробный шаг («топотушки»)

с одновременным окружением на месте, приседания с выставлением ноги на пятку («присядка», движения руками с одновременным встряхиванием кистями; лёгкие, ритмичные подскоки, перестроение из большого хоровода в маленькие кружки, инсценирование детских песенок;

- для 6 - 7 лет:

шаг с притопом, «присядка», дробный и переменный шаг, пружинящий шаг, «боковой галоп», острый бег с носка, бег «змейкой», «ковырялочка», «стуколка», кружение под рукой, выпады, развороты с хлопками, кружение «звёздочкой», хлопки «тарелочка», сужение и расширение круга, построение в шеренгу, по диагонали, в колонну; из положения «врассыпную» – в круг, по парам, тройками, четвёрками; инсценирование игровых песен, самостоятельное движение после музыкального вступления и остановка после музыкального окончания, шаг польки, шаг вальса и др.

Дети танцевать точно любят, им весело, они радуются, представляют себя в разных образах, фантазируют и развиваются. Они учатся целеустремлённости за счёт стремления добиться правильного исполнения того или иного движения, той или иной манеры определенного стиля танца. Воспитанникам интересно данное художественное направление. Если ребёнок увлечён танцем, то, значит, ему есть к чему стремиться, чем заниматься, на кого равняться. В итоге конечный результат будет радовать всех, но, в первую очередь, – детей и педагога.

Занятия танцами не только развивают музыкальность, творческий потенциал, но и помогают воспитать силу воли, коммуникабельность. Действительно, многие исследования психологов доказали, что дети, занимающиеся танцами, добиваются больших успехов в учёбе, чем их сверстники, а также опережают их в общем развитии. Танец способствует формированию начальных математических и логических представлений ребёнка, тренирует навыки ориентирования в пространстве и развивает речь. Занятия танцами содействуют развитию таких качеств, как организованность и трудолюбие. Ритмика, пластика формируют основные двигательные умения, препятствуют нарушению осанки. Такие занятия обогащают кинетический опыт воспитанника, совершенствуют моторику, развивают активные мыслительные действия в процессе физических упражнений.

Слушание музыки, сопровождающей танец, вносит большой вклад в развитие личности ребенка, в том числе его эмоциональной сферы, ведь в ней заложено множество переживаний, эмоций, чувств. Благодаря танцам дети узнают себя, хорошо ориентируются в своем внутреннем мире. Кроме того, у воспитанников развиваются такие качества, как:

Артистичность;

• Креативность;

• Навыки публичных выступлений;

• Активность;

• Уверенность в себе;

• Самоконтроль;

• Дисциплинированность;

• Целеустремленность;

• Настойчивость.

У детей, занимающихся танцами, формируются не только навыки самоконтроля, но и умение работать в коллективе, сотрудничать со сверстниками, слушать преподавателя.

Пользу от танцев получают и мальчики, и девочки, причём, занимаясь, дети получают огромное удовольствие. Особенно это касается выступлений в красивых красочных костюмах.

Обучая дошкольников танцам, я с уважением отношусь к физическим и эмоциональным резервам каждого ребёнка, поэтому корректирую темп работы, делаю перерывы, включая физкультминутки, дыхательную, пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, даю возможность расслабиться под звуки спокойной мелодии, импровизировать, чтобы снять физическое и нервное напряжение.

Методы и приёмы обучения детей музыкально - ритмическим

движениям. Возрастные особенности ритмического репертуара.

Методика обучения музыкально - ритмическим движениям основана на показе педагога и коротких его указаниях. В работе над точностью выполнения задания всеми детьми очень важно правильно и чётко показать движение. Правильный показ даёт возможность дошкольникам научиться наиболее точно следовать образцу и в дальнейшем самостоятельно пользоваться выученными движениями. Но показ малышам и старшим дошкольникам - это совершенно разные действия педагога.

Работая с маленькими детьми, я беру малыша за руки и показываю, как надо взмахивать ручками или хлопать в ладоши и т. п., т. е. управляю движениями рук или ног маленького танцора, давая ему возможность ощутить необходимую ритмичность. Показ сопровождаю короткими указаниями, обязательно одобряя удачные действия детей. Выучив несложное движение, ребята могут выполнить его самостоятельно. Чтобы вызвать у малышей желание двигаться под музыку, я стараюсь, чтобы моя речь была более эмоциональной, говорю спокойно, ласковым голосом.

Для активизации детей применяю разнообразные игровые приёмы, использую игрушки. Например, в гости к детям приходит кукла, которая «смотрит», как малыши двигаются, «танцует» с ними и для них. Применяю игровые действия с предметами: под музыку дети машут флажками, маршируют с ними, звенят колокольчиками, прячут и находят их, танцуют с платочками.

Показывая игру, я сразу предлагаю детям в ней участвовать. Например,

в игре «Прятки», когда исполняется первая спокойная часть музыки, говорю: «Спрятались детки, сидят тихо-тихо, не могу их найти» (ребята в это время сидят на стульях). С началом второй подвижной части музыки сама «нахожу» детей и зову: «Идите со мной плясать!». Так дети учатся различать смену характеров музыки и передавать её с помощью движений.

На третьем году жизни, в связи с общим физическим развитием детей, их движения под музыку становятся более уверенными, однако недостаточно согласованными. В передаче общего характера движения (бег, ходьба) ещё нет умения одновременно с музыкой начинать и заканчивать движения, отмечать метрическую пульсацию ходьбы и бега. Обучая ребят согласованным движениям под музыку, развивая у них чувство ритма, я учу детей двигаться в соответствии с ярко выраженным характером музыкального произведения, хлопая в ладоши или звеня в колокольчик.

Постепенно дети начинают различать, что под одну музыку можно плясать, под другую – ходить, а затем самостоятельно отмечают изменением движений двухчастную форму пьесы, силу её звучания (громко, тихо). Игры под музыку помогают малышам освоить некоторые образно – имитационные движения, передавая музыкально - игровой образ («скачут зайчики», «идут медвежата», «летят птички» и т. д.).

Работая с детьми 4-5 лет, я стремлюсь научить детей выразительности исполнения, постоянно слежу за тем, чтобы ходьба была ритмичной,

осанка, координация движений рук и ног - правильной, бег - не «шаркающим», прыжки на двух ногах - легкими.

Постепенно опыт детей обогащается разнообразными плясовыми и образными движениями, которые позволяют им полнее передавать характер музыки. Воспитанники учатся притопывать попеременно каждой ногой, поворачивать кистями влево - вправо, кружиться по одному, парами, могут инсценировать несложные песни, попевки, выполняя под музыку действия, подсказанные текстом. В музыке подвижного характера дошкольники уже различают «марш» и «пляску» и соответственно двигаются (ходят, бегают, прыгают, отмечая движениями изменение силы звучания (громко, тихо) и темпа (умеренный, быстрый).

В процессе обучения детей движениям я пользуюсь следующим приемом: показав воспитанникам пляску (упражнение) целиком, в дальнейшем разучиваю ее с детьми по частям. Например, можно сначала выучить движения только руками, затем только ногами, и далее соединить эти движения вместе.

Упражнения выполняются по показу взрослого, особенно в начале разучивания. В дальнейшем я пользуюсь указаниями, напоминаниями, которые должны быть предельно образными, чтобы помочь малышам, понять задание, почувствовать характер движения. Например, подчеркивая плавные движения рук, я говорю: «У детей вот такие мягкие ручки»; проверяя правильное расстояние между детьми, прохожу между ребятами и отмечаю: «Я иду к вам в гости. Здесь могу пройти, а здесь не пройду, к вам не попаду».

Пляски для четырёхлетних детей сопровождаются музыкой двухчастной формы, поэтому используются только два движения (более активное и спокойное, мелодию сопровождает текст, который помогает мне в обучении движениям, а дети запоминают их последовательность.

Рассмотрим для примера два куплета пляски «Приседай»:

1. Поплясать становись

И дружку поклонись.

Поплясать становись и дружку поклонись.

Припев: Покружились, покружились и остановились.

2. Машут ручки ребят -

Это птички летят.

Машут ручки ребят -

Это птички летят.

Припев: Покружились, покружились и остановились.

В процессе обучения данному танцу можно использовать такой приём:

прежде чем самой демонстрировать характерные для пляски движения,

я предлагаю детям показать, как «летят птички» под соответствующую музыку. Затем, одобряю удачные движения одного ребёнка и использую показ малыша, как действия своего помощника.

На пятом году жизни ребят учу различать, чувствовать и осознавать наиболее простые элементы музыкальной выразительности: темп (быстро -медленно, динамику (тихо - громко, регистры (высоко - низко, воспринимая музыку целостно, ощущая её настроение, общий характер. Обращаю внимание детей на то, что с помощью темпа, динамики и регистра можно передать в пьесе характер медленной поступи медведя или быстрых движений зайчиков. Дети учатся быстро и легко изменять характер движения: спокойную ходьбу - на бег, сильный энергичный шаг - на тихую поступь и т. п. Кроме этого, веду постоянную работу по развитию ритмичности: чёткой ходьбы в соответствии с метрической пульсацией, точного начала и окончания движений вместе с музыкой.

При работе с пятилетними детьми по обучению музыкально – ритми-ческим движениям главным остаётся одно – правильный показ педагога с ясными, краткими пояснениями. Однако, во время разучивания сюжетных игр, которые обычно сопровождаются программной музыкой, где название пьесы подсказывает общий характер того или иного действующегося персонажа (например, пьеса В. Ребикова «Медведь», я позволяю ребятам по -разному передать неуклюжие повадки большого зверя, что вызывает у ребят массу эмоций и желание самостоятельно придумывать выразительные движения. Такой приём развивает фантазию и воображение дошкольников.

Обучая детей 6-7 лет, главным остаётся точный, выразительный, правильный показ движений педагогом или ребёнком и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений.

Музыкально - ритмический репертуар включает в себя игры и пляски, формы построения которых отличаются более характерными признаками: включаются элементы соревнования, интереснее развертывается сюжет, раскрываются взаимоотношения персонажей. Программные задачи требуют одновременной работы над музыкально – ритмическими навыками и навыками выразительного движения.

Дошкольники учатся определять двух-, трехчастную, вариационную форму произведения, а также музыкальные фразы, выполняя при этом определенные движения: а) элементы танца: «Ковырялочка», «Гармошка», «Притопы», «Присядка – в сторону на каблук», «Хлопушки», «Выпады», «Поочерёдное выбрасывание ног на каблук», «Пружинка» с разворотом корпуса и раскрытием рук во вторую позицию;

б) танцевальные шаги: «шаг польки», «шаг с молоточком», «шаг с приседанием», «подскоки», «галоп» (прямой и боковой, «топающий шаг»;

в) основные положения рук: на талии, перед грудью, «лодочка» в паре,

«свечка» в паре, «окошечко» в паре, «корзинка» в паре и другие.

Каждое движение имеет своеобразный характер, и я подбираю для него соответствующее музыкальное сопровождение. Например, чёткие взмахи флажками требуют бодрой, энергичной музыки; отрывистые подскоки, притопы - легкой, игривой; покачивание цветами или лентами — нежной, напевной и т. п. Поэтому перед разучиванием того или иного движения я,в первую очередь, обращаю внимание детей на характер музыки, а потом с детьми находим наиболее яркие, художественные средства, которые затем сыграют свою роль в помощи раскрытия музыкального образа.

Показав детям танцевальное движение в разных темпах (медленно, быстрее, конечный вариант – в реальном времени) исполнения и чётко объяснив исходное положение рук и ног, приступаем к его разучиванию. Сначала в медленном темпе, без музыкального сопровождения, тут же исправляя ошибки, допускаемые детьми, чтобы избежать неправильных действий. Лишь после этого повторяем движение под музыку, но в медленном темпе с зеркальным показом музыкальным руководителем или хореографом. На следующем занятии дети повторяют это движение в медленном темпе и пробуют исполнить его чуть быстрее. Так повторяем и закрепляем каждое движение, пока оно не будет доведено до автоматизма. При этом, даю словесные указания, замечания и, конечно, хвалю ребят за их старание, что значительно поднимает самооценку дошкольников, вызывает у них желание трудиться, чтобы конечный результат получил оценку «отлично».

Параллельно идёт работа над выразительностью исполнения танцевальных движений, ведь они должны раскрыть содержание музыки, соответствовать характеру, форме, динамике, темпу и ритму музыкального произведения.

Только так можно раскрыть тот образ, который несёт в себе танец. Для этого, разучивая танцевальные фигуры, я с ребятами неоднократно возвращаюсь к содержанию музыкального произведения (если это песня, то обращаю детское внимание не только на мелодию, но и на текст, помогаю ребятам найти оттенки движения, отражающие характер музыки. Например, в песне «Осень пришла» С. Юдиной есть такие строки: «И в тишине, и в тишине вдруг шелест раздаётся. Это листва, это листва, кружась, с деревьев вьётся». Работая над движениями рук, прошу детей постепенно увеличивать амплитуду взмахов (вверх - вниз) и на слова «вдруг шелест» сделать шаг вперёд с взмахом обеих рук снизу вверх, подчеркнув логическое ударение в стихотворной строке, и мягко опустить руки вниз в конце музыкальной фразы. Такая работа проводится с каждой музыкальной фразой от начала до конца песни.

Так дети учатся понимать и передавать содержание музыкального произведения. Внутренний мир дошкольников обогащается новыми чувствами и эмоциями, которые ребята «проживают», пропуская через своё сердце, и пытаются выразить и донести их до зрителей, в первую очередь, до родителей.

Чтобы передать выразительность танцевальных образов, ребёнок должен

запомнить не только сами движения и их последовательность, но и мобилизовать воображение, наблюдательность, творческую активность.

Поэтому в программе особое значение отводится творческому развитию детей, умению самостоятельно действовать: например, построиться в круг без помощи взрослого, встать парами, совершить обход одним партнером другого, изменить построение (из круга – в две колонны, из двух колонн – в одну шеренгу через одного, придумать выразительные движения. Важно развивать навык свободного комбинирования отдельных движений, не подражая товарищу. Этому способствуют «свободные» пляски, в которых ребята по - своему варьируют знакомые танцевальные элементы.

Если в младшем периоде воспитанники учились передавать весёлый или грустный характер музыки громкими или тихими хлопками и т. п., то в старшем возрасте дошкольники пытаются не просто передвигаться

спокойными или бодрыми шагами, а, опираясь на характер музыкально – выразительных средств пьесы, сопровождающей танец или сюжетную игру,

как можно лучше раскрыть с помощью движений музыкально - поэтический образ, прислушиваясь к музыке или словам песни. Например, после прослушивания музыкальной пьесы «Баба-Яга» А. Лядова детям было предложено передать образ сказочной героини. Создавая образ, дети подтвердили умения управлять пластикой своего тела и подбирать соответствующие образу движения, а мимикой – умение сосредоточиваться на средствах музыкальной выразительности, подчёркивающих характерные черты персонажа.

В итоге проводимой работы могу с уверенностью сказать, что каждый дошкольник, занимавшийся музыкально - ритмической деятельностью и, в первую очередь, танцами, став школьником, будет физически и психологически подготовлен к новым для него условиям жизни и деятельности, чтобы овладеть новыми знаниями, умениями, нормами поведения, проявляя при этом необходимый уровень активности.

Публикации по теме:

Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников»Опыт работы «Индивидуально-образовательный проект как средство поддержки творческого потенциала дошкольников» Тема: «Индивидуально-образовательный проект, как средство поддержки творческого потенциала дошкольников». Из опыта работы с детьми подготовительной.

Инновационный педагогический опыт работы. Использование развивающих игр в развитии математических представлений у дошкольников Инновационный педагогический опыт работы «Использование развивающих игр в развитии математических представлений у детей дошкольного возраста».

Искусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работыИскусство как средство нравственно-эстетического и духовного воспитания дошкольников. Опыт работы Разностороннее развитие ребенка – основа формирования будущей личности. Оно зависит от успешного решения многих воспитательных задач,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Целостный обобщённый педагогический опыт работы «Танец как средство оздоровления дошкольников»
Опубликовано: 6 января 2025 в 01:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Целостный обобщённый педагогический опыт работы «Танец как средство оздоровления дошкольников»» (включая файлы) размещена пользователем Елена Владимировна Иваненко (УИ 20414) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
08 января 2025 среда
В 1851 году французский астроном Жан Бернар Леон Фуко доказал, что Земля вертится.
Праздник учрежден 8 января 1998 года Правительством Москвы в связи со столетием первого показа кино для детей.
09 января 2025 четверг



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД