Алексей Дудко
Танцевально-двигательная терапия как метод оказания психологической помощи
▼ Скачать + Заказать документы
Аннотация. В статье рассматривается танцевально-двигательная терапия как одно из современных направлений в психокоррекционной работе. Представлены принципы проведения, основные направления, этапы и техники в танцевально-двигательной терапии.
Ключевые слова. Танец, танцевально-двигательная терапия, движение, экспрессия, эмоция, коммуникация, психологические качества.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Психология. Работа психолога
- Хореография для детей, детские танцы, постановки
- Темочки
«Все болезни человечества, все трагические несчастья, заполняющие исторические книги, все политические ошибки, все неудачи великих лидеров возникли только лишь из неумения танцевать» Ж. -Б. Мольер
Танцевально-двигательная терапия один из методов коррекционно-терапевтической работы, получивший научное обоснование в начале 20-го века в рамках возникновения и развития психодинамического подхода в психотерапии. Конечно, собственно танец был известен очень давно и активно использовался людьми в целях физического развития и эстетического воспитания человека, однако теоретические предпосылки для определения танца как средства оказания психологической помощи появляются в трудах К. Г. Юнга, который считал, что переживания, выраженные танцем (он называл это «активным воображением», могут извлечь неосознанные потребности из бессознательного, сделать их доступными для анализа и катарсического переживания. Движение в танце, считал К. Г. Юнг, является визуализацией бессознательного, а душа и тело – не отдельные сущности, а одна и та же жизнь [3].
Конечно, в первую очередь, танец влияет на эмоциональное состояние человека, способствует выражению чувств, развивает экспрессию, выражение и высвобождение чувств. Современная психология рассматривает человека как целостную структуру, где изменения в одной сфере жизни ведут к изменению и появлению нового в других. Так, например, постоянные занятия танцами изменяют двигательные стереотипы, привычки поведения, человек становится более спонтанным и раскрепощенным, у него исчезают мышечные зажимы. В результате появляются гибкость и пластичность не только в теле, но и в других сферах его психики, человек становится более адаптивным, уверенным в себе, повышается его уровень толерантности к воздействию стрессоров, растет психологическая устойчивость в сложных ситуациях и в жизни в целом. Появляются новые качества личности, растет проявление индивидуальности, искренности, происходит принятие себя [4].
Кроме того, танец является прекрасным инструментом улучшения коммуникативной стороны жизни человека. Он помогает налаживать отношения между людьми, изменяет стереотипы восприятия в коммуникациях, формирует новые конструктивные качества личности. Танец имеет большое значение в преодолении конфликтов у супружеских пар, помогает повышать чувствительность к партнеру. Например, парный танец учит мужчину брать на себя ответственность в отношениях, преодолевать инфантилизм, учит взрослости. А женщине помогает научиться доверять мужчине и уважать его.
Такой древний вид танца как круговой формирует становление чувства общности, сопричастности к группе. Он помогает преодолеть чувство одиночества, развивает чувство внутригруппового единства, изменяет стиль общения с окружающими и учит выстраивать конструктивные межличностные отношения.
Являясь инструментом терапевтического воздействия, танец реализуется в методе танцевальной терапии, уже давно ставшей самостоятельным направлением в психокоррекционной работе. Танцевальная терапия, а точнее, танцевально-двигательная терапия – это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния личности. Она базируется на нескольких принципах, первым из которых является принцип осознания, когда человек вначале учится сосредотачиваться на своем теле, ощущать его, осознавать его отдельные части, следить за дыханием, выражением своих эмоций. Человек учится воспринимать свое тело в постоянно изменяющемся движении, а не как статичный застывший предмет, объект или субъект. Отсюда вытекает следующий принцип – принцип активности, предполагающий, что человек находится в постоянном изучении самого себя. Еще одним важным принципом является принцип отсутствия идеальной модели тела, к которой следует стремиться, он учит человека относиться к себе не оценивая себя, уважать и принимать себя, таким какой он есть.
Танцевально-двигательная терапия может быть представлена в форме
неструктурированного танца, структурированного танца и аутентичного движения.
Неструктурированный или спонтанный танец является одним из основных методов
танцевальной психотерапии. Основной задачей неструктурированного танца является
создание возможности самовыражения и выражения отношения к чему или кому-либо. Через
структурированный танец происходит обучение танцующих моделям исполнения
конкретных танцев, представляющих культуры разных народов, и, таким образом, присвоение двигательного и эмоционального опыта людей, участвовавших в формировании и эволюционном развитии танца. Кроме того, обучение структурным, например, бальным танцам, формирует у исполнителей такие важные психологические качества, как организованность, произвольность, ритмичность, развивает эстетические чувства, музыкальный слух. Необходимость выступать перед публикой развивает способность не бояться публичных выступлений, укрепляет групповую и парную сплоченность, учит эмпатии и умению оказывать психологическую поддержку партнерам.
Аутентичное движение представляет собой спонтанную танцевально-двигательную импровизацию, идущую от внутреннего ощущения и включающую в себя опыт прошлых переживаний личности. Основателем этого метода является Мэри Старк Уайтхаус, которая считает, что в этом процессе активируются участки психики, ответственные за бессознательное [3]. Аутентичное движение представляет собой внутренне направленные движения, где один человек с закрытыми глазами двигается в присутствии другого, руководствуясь внутренним миром и ощущениями и во время выполнения которых терапевт выступает в роли наблюдателя, который сидит в стороне двигательного пространства и сознательно концентрирует внимание на двигающемся. Так же, как и метод неструктурированного танца, метод аутентичного движения направлен на выражение разнообразных аспектов личности, как сознательных, так и бессознательных, в безопасной обстановке принятия и внимания.
На сегодняшний день танцевально-двигательная терапия представляет собой эклектический подход, собравший в себя различные направления и методы танцевально- двигательной работы. Кроме использования структурированных и неструктурированных танцев и аутентичного движения, к ним относятся кинестетическая эмпатия, целенаправленный выбор темы танцевальных упражнений с целью выражения через танец универсальных человеческих понятий, техники работы с «мышечным панцирем» и много другое. Большое внимание уделяется работе по экспериментированию с движением и прикосновением, использованию невербальных ритуалов для создания в группе определенного настроя, организации различных видов обратной связи в форме обмена переживаниями и чувствами и многое другое [2].
Сеанс танцевально-двигательной терапии длится обычно 40-50 минут. Занятия бывают как групповые, так и индивидуальные, также могут быть занятия в парах. На сегодняшний день наиболее распространенной является групповая форма работы, которая может сочетать в себе элементы как индивидуальной, так и парной танцевальной терапии.
Нам кажется, что у танцевально-двигательной терапии как одного из направлений арт-терапевтической психологической коррекции большое будущее. Кроме развития в самовыражении и самопознании через искусство, у человека развиваются способности к конструктивным действиям с учетом реалий окружающего мира. Кроме того, применение этого направления в работе не имеет возрастных ограничений и может применяться в коррекции психологических проблем как у взрослых, так и у детей [1].
Список литературы :
1. Бирюкова И. В. Танцевально-двигательная терапия : тело как зеркало души.
Журнал практической психологии и психоанализа, No 1-2, 2001.
2. Бурменская Г. В., Карабанова, О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое
консультирование. Проблемы психического развития детей. М., 1990. 134 с.
3. Козлов В., Гиршон А., Веремеенко Н. Интегративная танцевально-
двигательная терапия. СПб. : Речь, 2006. 286 с.
4. Малкина-Пых И. Г. Телесная терапия. Справочник практического психолога. М., 2005. 749 с.