Зиля Шакировна Нугманова
Тактильно — дидактическое панно — универсальное средство работы с детьми.
▼ Скачать + Заказать документы
С первых шагов малыш познает наш огромный мир. Начальная ступень этого познания - чувственный опыт. Ребенок смотрит, обоняет, осязает, т. е. воспринимает предметы, которые оставляют в его сознании неизгладимые впечатления. Дети в возрасте 3-4лет становятся более самостоятельными, возрастает стремление самоутвердиться: "Я сам!". Мы стараемся предлагать детям игры, удовлетворяющие познавательный интерес детей данного возраста и стимулирующие самостоятельную деятельность. Предлагаемые игры и игрушки привлекают ребенка не только своей яркостью, но и содержанием. Размышляя над тем, как заинтересовать их и одновременно закрепить полученные умения и навыки, мы решили создать в нашей группе тактильно-дидактическое панно.
Публикация «Тактильно — дидактическое панно — универсальное средство работы с детьми,» размещена в разделах
Дидактическое панно - это универсальное средство, которое помогает решать интегрировано задачи из разных образовательных областей.
За основу панно взят экран из ковролина размером 1м *1,5м. Тактильно - дидактическое панно представляет собой набор плоскостных и объёмных фигур, выполненных аппликационно из разноцветных, разнофактурных тканей. Элементы панно крепятся на экран с помощью липучек, кнопок, пуговиц, шнурков, ленточек.
Дидактический материал систематизирован по тематическим блокам:
• Времена года,
• Где что растет,
• Домашние и дикие животные,
• Перелетные, зимующие и домашние птицы,
• Новогодние чудеса,
• Профессии,
• Дорожная грамота,
• Одежда, обувь, головные уборы по сезонам,
• Семья,
• Насекомые,
• Транспорт (наземный, водный, воздушный,
• Сказки (пальчиковый, настольный театр)
Это позволяет оформить панно в форме сюжетной картины, элементы одного тематического блока органично вплетаются в сюжет другого.
Например: дидактический блок «Осень» состоит из следующих элементов:
• Дерево с дуплом крепятся на коврик с помощью липучек;
• Разноцветные листья крепятся на дерево с помощью липучек, пуговиц, кнопок;
• Облако голубого цвета с кармашком, закрывающимся на замок, а в нем «дождик»
из бусин;
• солнце;
• полянка желтого цвета, на которой крепятся с помощью липучек, пуговиц, кнопок
• грибочки, листья;
• веточки рябины
• птицы
Тактильно-дидактическое панно позволяет решать задачи речевого и сенсорно-перцептивного развития детей:
• развитие тактильных ощущений
• развитие восприятия пространственных свойств объектов (форма, величина, расположение);
• формирование представлений о количестве;
• знакомство с цветом;
• развитие общей и мелкой моторики, формирование различных операциональных умений;
• расширение и обогащения словарного запаса,
• развитие художественно - эстетического вкуса детей, любознательности,
• конструктивных способностей
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы устанавливают основополагающий принцип – интеграции образовательных областей. Данное тактильно-дидактическое панно позволяет реализовать этот принцип, так как, используя это панно, можно решать задачи из разных образовательных областей, организуя различные виды детской деятельности (познавательно-исследовательскую, коммуникативную, продуктивную, музыкально-художественной, игровую, театрализованную). Этот яркий увлекательный материал может быть применен как наглядный, так и раздаточный. Через интеграцию различных видов деятельности данное пособие позволяет решать задачи образовательного процесса непосредственно и ненавязчиво.
Панно удобно в использовании, его мы применяем в образовательном процессе в режимных моментах, при проведении индивидуальной работы с детьми, в самостоятельной деятельности детей и в совместной деятельности воспитателя и детей.
Тактильно-дидактическое панно подходит для обыгрывания сюжетов, создания проблемных ситуаций на занятиях, для индивидуальной работы с детьми, а также служит прекрасным интерьером для групповой комнаты. Варианты использования тактильно-дидактического панно разнообразны.
Так, например, после прогулки предложить детям на панно изобразить сезонные изменения. Дети самостоятельно из предложенных элементов панно выбирают элементы тематического блока «Осень» и составляют сюжет «Осенний пейзаж», отражающий результаты наблюдения на прогулке. При выполнении задания дети рассказывают и поясняют, какого цвета листья, сколько их, где находятся, почему желтые и красные опадают, а зеленые остаются на дереве. Далее предлагаю спеть песню «Листопад» О. Колесниченко и подвигаться под музыку (интеграция задач из образовательных областей «Познание», «Коммуникация», «Музыка», «Физическая культура»). Звучит мелодия «Дождь» из коллекции «Звуки природы». Детям предлагаем новый элемент - облачко, открываем замок - «сюрприз», высыпаются нити из бусин – «дождик». Предлагаем посчитать, сравнить бусины на ощупь, дать понятие – шар (бусы в форме шара). Информация детям о природных явлениях (дождь). Также детям можно предложить добавить в сюжет мальчика и девочку, одеть их по сезону.
Использование тактильно-дидактического панно в образовательном процессе способствует формированию интегративных качеств ребё нка:
• Любознательный, активный. Ребенок проявляет интерес к миру, потребность в познавательном общении со взрослыми.
• Эмоционально отзывчивый. Ребенок проявляет эмоциональную отывчивость.
• Овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Ребенок охотно включается в совместную деятельность со взрослым. Проявляет интерес к сверстникам, к взаимодействию в игре, в повседневном общении и бытовой деятельности: может спокойно играть рядом, объединяться в парной игре, вместе рассматривать картинки.
У ребенка значительно увеличился запас слов, совершенствуется грамматический строй речи, он пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.
• Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения. Ребенок освоил некоторые нормы и правила поведения.
• Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту. Ребенок активно участвует в разнообразных видах деятельности:
Ребенок способен предложить собственный замысел и воплотить его.