МААМ-картинки

Конспект классного часа «Таинственный мир природы. Необычное в обычном. Дерево здоровья»

Вассара Анна
Конспект классного часа «Таинственный мир природы. Необычное в обычном. Дерево здоровья»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект классного часа в 3 классе, К ГОДУ ЭКОЛОГИИ

Тема: Таинственный мир природы. Необычное в обычном. Дерево здоровья.

Цель: совершенствование у учащихся знаний и представлений о деревьях Карелии ( на примере: сосны)

Задачи:

• вызвать интерес к окружающему миру у учащихся, растительности родного края; поселка Матросы;

Публикация «Конспект классного часа „Таинственный мир природы, Необычное в обычном, Дерево здоровья“» размещена в разделах

• формировать реалистические естественнонаучные представления о природе, о дереве;

• развивать мыслительную деятельность у учащихся, умение соотносить и сравнивать различные объекты природы;

• расширять кругозор и словарный запас;

• формировать эстетический вкус;

• воспитывать любовь к природе, к родному краю-малой родине;

• учить бережно относиться к природным ресурсам.

Предметные результаты:

Знания: усвоят, что деревья главное составляющее природы, леса.

Умения: научатся находить особенности в объектах природы, классифицировать объекты природы и т. д.

Навыки: научиться работать с картой

Метапредметные: использовать различные способы поиска сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; определять общую цель и пути ее достижения; уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Оборудование: карта Карелии, природных зон России, Толковый словарь Ожегова, фразеологический словарь, портрет Г. Р. Державина, портрет Элиоса Леннрота, книга «Калевала», портрет Петра I, портрет П. И. Шишкина и его репродукция картины «кружки (условные обозначения, схемы, природный материал (сосновая шишка, сосновая ветка, канифоль, скипидар, сосновая живица, янтарные бусы, лупа, иллюстрации дерева, статья из газеты «ТВР-панорама», кроссворд «Сосна»

Ход классного часа.

1. Организационный момент

• Приветствие

• Психологический настрой

Снова пришел долгожданный миг-

Нам пора в дорогу.

Она зовет нас в загадочный мир.

Таинственный мир природы.

2. Сообщение темы классного часа.

Мир природы. Природа откроет для нас много интересного. Каждый из вас для себя узнает что-то новое и познает тайну природы, а может быть, даже и ни одну.

-Какая бывает природа? (ответы детей)

- Назовите отличительные признаки живой природы. ( Дети называют: дышит, питается и т. д)

-Можно это назвать тайной природы? (Ответы детей)

Это первая открытая нами тайна живой природы. Об этом мы говорили на уроках окружающего мира. Нас окружает много объектов природы.

- Что же относится к живой природе? А что к неживой?

• Игра «Живое и неживое»

1 группа - выбери объекты неживой природы

2 группа - выбери объекты живой природы

На доске дополняется схема. Для игры даны иллюстрации (насекомое, птица, солнце, облако, человек, дерево, цветок и т. д) Проверка.

Как многообразен мир природы. Сегодня мы раскроем тайны только одного объекта живой природы. О чем же будем говорить?

3. Сообщение темы и цели классного часа.

Перед вами портрет…

На портрете изображен Гавриил Романович Державин. Обратите внимание на годы жизни этого человека. Вы спросите, зачем я принесла портрет этого человека? А я попробую дать вам ответ.

Вместе с этим человеком мы оказались с вами в Олонецкой губернии. А это наш родной край. Так он назывался при Екатерине II.

Гаврила Романович Державин в 1785 году стал первым губернатором только что созданной Олонецкой губернии, немного прожил в городе Петрозаводске. Но за это время он успел сделать многое: основал больницу, учредил новый город Кемь на берегу Белого моря, совершил летнюю длительную поездку по северу Карелии. Он много путешествовал по нашему краю, побывал в Пудоже, Повенце, в Кеми. Свои наблюдения он записывал в дневнике «Поденная записка». В ней он описывал жизнь карел, какой она сложилась на протяжении веков.

Вот что он писал: «Лопляне убогие, едят хлеб, сделанный из…. коры. Готовят рокку (похлебку, всеми там весьма любимую следующим образом: вскипетя воду, кладут рыбу, бросают потом ржаной, ежели ее нет,-….муку, варят и поставляют на стол.»

В этой информационной справке я пропустила два слова. Что это за слова? О коре какого растения говориться, о какой муке идет речь? Предположи, из коры какого дерева лопляне могли делать муку, из которой пекли хлеб и варили похлебку?

Смотри на карту «Природные зоны России». В какой природной зоне живем мы, что ей свойственно?

Кто-то из вас был прав, назвав это дерево?

Отгадай загадку.

С елью стройной мы родня-

Обе зелены и колки,

Но длиннее у меня

И названье, и иголки. (Сосна)

Демонстрация сосновой ветки. Слово «сосна» -на доске.

Дети формулируют тему классного часа. Мы будем говорить о сосне, которая соседствует с вами, потому что п. Матросы находится в сосновом бору. Раскроем все секреты этого дерева. И уже стали это делать. Чуть позже вернемся к тексту, который читали недавно.

4. Основная часть классного часа.

1. Работа в группах. Что вам известно об этом дереве? Опиши его по плану. У каждой группы сосновая ветка на парте. (План у каждой группы на парте)

Составьте описание растения по плану:

1. Как называется растение?

2. К какой группе относится (дерево, кустарник, травянистое растение)

3. Где оно растет? (в поле, в огороде, в саду, в лесу)

4. Какие части ты видишь у растения? Как они выглядят?

5. Как человек использует это растение?

Дети отвечают на вопросы, опираясь на жизненный опыт.

Защита работ.

Вам знакомо это растение, но… много секретов вами еще не открыто. Отправляемся за новыми открытиями.

1секрет - в названии этого растения (распечатка - зачитывает ученик.)

С именем сосны полной ясности нет. Одни связывают название этого дерева с индоевропейским словом, значение которого «серый, серебристый, седой». Стало быть, назвали его так по цвету коры молодых ветвей. (Рассмотри ветку сосны. Какой цвет у ее коры)

Другие утверждают, что слово «сосна» произошло от латинского «сапа» -сок. И тогда «сосна» означает «смолистое дерево».

Сосновые ветки надо осторожно брать в руки, можно испачкаться смолой, но это не страшно…Почему?

2 секрет - о смоле. Вот так выглядит капля сосновой смолы.

На партах- флакон. Дети рассматривают его. Читают информацию.

Какое слово вам не знакомо?

Живица. Выдели корень этого слова, назови значение.

Живица (слово на доске) (по словарю С. Ожегова)- жидкая прозрачная смола, вытекающая из стволов хвойных деревьев в местах их повреждений. Обрати внимание на ударение. Произнеси правильно.

Информационная справка (зачитывает ученик)

Лечебные свойства живицы, как ещё называют сосновую смолу, используют как для лечения, так и для профилактики разнообразных недугов издревле. Да и само второе её название громко заявляет о её живительной силе. Вытекающая из ранок на дереве смола, помогает ему залечить ранение. Вот на эту способность и обратили внимание наши предки, решив использовать её и для людей. Польза будет и от наружного, и от внутреннего употребления, даже просто держать дома кусочек засохшей сосновой смолы весьма благотворно. Исходящий от неё аромат обладает бактериостатическим действием, очищает воздух и, наконец, просто приятен, повышает настроение и придает жизненные силы, снимая головную боль и усталость.

3 секрет - лечебные свойства смолы.

Чтобы ответить на вопрос, чем полезна смола сосны, обратимся к изучению её состава. А содержит она много разнообразнейших веществ, антигрибковые и бактерицидные свойства каждой из которых весьма велики. Эти свойства легли в основу применения сосновой смолы для лечения многих кожных заболеваний, нарывов, ран.

Если вы вдруг в лесу поранились, что может помочь залечить рану?

А ещё состав смолы более чем на треть образован эфирными маслами, которые имеют ещё более сильное бактерицидное и антигрибковое влияние, успокаивающее и обезболивающее действие. Причём проявляется действие эфирных масел не только при их непосредственном контакте, но и путём оздоровления вдыхаемого воздуха. Как тут не вспомнить благотворные прогулки по сосновому лесу! Вот поэтому кому полезна смола сосны в первую очередь, так это людям с проблемами органов дыхания. А заболевания органов дыхания встречаются нередко, начиная от самых первых простуд малышей и заканчивая туберкулёзом.

П. Матросы находится в сосновом бору. Чаще гуляйте на улице. Дышите свежим чистым воздухом.

4 секрет - другое применение смолы.

В лесах, которые в скором времени будут вырубаться, можно встретить сделанные на деревьях насечки с прикрепленной снизу воронкой. Таким образом собирают с растущих деревьев живицу - сосновый сок. Живица для сосны имеет защитное значение. Из живицы получают канифоль и скипидар. Канифоль используется для выработки мыла, изготовления высших сортов бумаги. Для натирания смычков музыкальных инструментов (например, скрипок)

Скипидар - хороший растворитель, поэтому служит для изготовления лаков и красок. Из него получают искусственную камфару, применяемую в медицине.

Демонстрация канифоли, скипидара, камфарного масла.

Последняя картинка- лечение больного уха.

Что обозначают эти три слова? Смотрим Толковый словарь С. Ожегова.

Канифоль - хрупкое стекловидное вещество от светло-желтого до темно-коричневого цвета. Входит в состав смолистых веществ хвойных деревьев.

Перед игрой смазывайте внешний край конского волоса канифолью. Наносите канифоль умеренно. Избыток канифоли приводит к деформации смычка. Канифоль должна быть только свежей. Старая канифоль быстро высыхает, пылит и портит скрипку.

Скипидар - бесцветная или желтоватая жидкость с едким запахом, добываемая перегонкой смолы хвойных деревьев с водой и применяемая в медицине и в лакокрасочном производстве.

Камфара - кристаллическое, сильно пахнущее вещество, употребляется в технике и медицине.

5 секрет - о янтаре

Вы, конечно, видели красивые украшения и картины из янтаря. (Демонстрация) А знаете ли вы, что янтарь- это окаменевшая смола деревьев, которые росли на земле миллионы лет назад. Красота его с глубокой древности до наших дней привлекает людей.

Если внимательно рассмотреть янтарь, можно увидеть насекомых, которые садились на блестящую смолу и тонули в ней. О рождении янтаря можно почитать в книге академика А. Е. Ферсмана «Рассказы о самоцветах».

В Екатерининском дворце в Санкт- Петербурге была знаменитая на весь мир янтарная комната, но ВОВ была разрушена, художники-реставраторы пытаются воссоздать это удивительное творение русских мастеров.

6 секрет – сосновая хвоя.

У сосны обыкновенной жесткие игольчатые листья (хвоя) располагаются парами на укороченных побегах.

Практическая работа:

Измерь хвоинку сосны. Какова ее длина?

У молодых деревьев хвоинки длиннее (5—9 см, у старых- короче (2,5—5).

Определи возраст вашей хвои.

7 секрет- использование сосновой хвои.

В блокадном Ленинграде, кроме обстрелов, бомбежек, голода еще одна, не менее страшная беда, подстерегала жителей (и армию) – цинга. Нужно было срочно найти источник витамина С, позволявший получать его быстро и в большом количестве. И на выручку пришла сосновая хвоя.

Аскорбиновой кислоты в хвое сосны обыкновенной больше, чем в хвое других хвойных. Особенно повышается содержание витамина С зимой.

Что еще находится на ваших ветках? (шишка)

8 секрет - сосновая шишка.

Информационная справка (читает распечатку ученик)

Мужские шишки 8—12 мм, жёлтые или розовые. Женские шишки (2,5-) 3—6 (-7,5) см длиной, конусообразные, симметричные или почти симметричные, одиночные или по 2—3 штуки, при созревании матовые от серо-светло-коричневого до серо-зелёного; созревают в ноябре — декабре, спустя 20 месяцев после опыления; открываются с февраля по апрель и вскоре опадают. Чешуйки шишек почти ромбические, плоские или слабовыпуклые с небольшим пупком, редко крючковатые, с заострённой верхушкой. Семена чёрные, 4—5 мм, с 12—20-миллиметровым перепончатым крылом. В обычном равнинном сосновом лесу на 1 га ежегодно выпадает в среднем около 120 млн семян, из них вырастает примерно 10 млн сеянцев, однако в столетнем сосняке на 1 га растёт всего 500—600 деревьев.

Шишка растет долго - два года, вначале она зеленая. А когда семена в ней полностью созревают, становится коричневой.

Практическая работа: Определите возраст шишки.

9 секрет - «невидимые ниточки» сосны.

Весной у сосны распускаются почки и появляются молодые побеги. На них можно заметить светло-желтые грозди шишечек. В этих шишечках созревает пыльца, весенний ветер разносит ее по лесу. Пыльца попадает на другие шишечки, растущие на конце побега, опыляет их, и именно из этих крохотных зернышек потом вырастает сосновая шишка.

Сосновые вкусные питательные семена, которые находятся в шишках, очень нравятся и медведю, и проворной ловкой белке, и пестрому дятлу, и лосю.

Именно этих животных мы и встречаем в окрестностях поселка Матросы. Скорее всего, они приходят в сосновый бор полакомиться.

Белки запасаются шишками на долгую зиму, прячут их в свои дупла, медведи отъедаются ими перед тем, как залечь в зимнюю спячку, а клесты и дятлы пируют всю зиму, вылущивая из шишек семена.

10 секрет - известные сосны- памятники природы

1. Сосна – долгожитель в Марциальных водах.

Растет около церкви, памятнике петровских времен, и является самым большим и старым деревом в округе. Ей почти около 4оо лет. Ей выписана «охранная грамота». В 1980 году питомцы школьного лесничества «Берендей» взяли под контроль уход за деревом.

2. Сосна Леннрота

В 2017 году произведению Элиоса Леннрота «Калевала» исполнилось 182 года. История рождения карельского эпоса интересна тем, что руны Элиос записывал сидя под сосной. Она его вдохновляла.

3. «Шишкинская» сосна на Валааме.

Сосна стоит на берегу озера Сисяярви, у самой дороги на белый скит. Она одна на протяжении трех столетий сумела противостоять невзгодам. Когда-то этой сосной заинтересовался знаменитый художник П. И. Шишкин. Она послужила натурой для картины, ставшей экзаменационной работой талантливого выпускника Академии искусств.

«Шишкинская» сосна значится в списке редких природных объектов, находящихся на учете в Валаамском музее-заповеднике и республиканских органах охраны природы. Ей выписана специальная «охранная грамота».

4. А вот жители Лахденпохского района из поселка Куркиеки считают, что самое удивительное дерево находится у них. Прочитаем статью карельской газеты «ТВР-панорама» от 29.02.12 года.

5. Известные художники и поэты

Нам севере диком стоит одиноко

На голой вершине сосна,

И дремлет, качаясь, и снегом сыпучим

Одета, как ризой, она.

Строфа из произведения М. Ю. Лермонтова и известная картина И. Шишкина.

Пушисты ли сосен вершины,

Красив ли узор на дубах?

Забравшись на сосну большую

По веточкам палицей бьет.

Строки из произведения Н. А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Прильну к сосне корявой

И чувствую: мне только десять лет.

А ствол- гигант, тяжелый, величавый.

Кора груба, морщиниста красна,

Но так тепла, так солнцем вся прогрета!

Строки стихотворения Ивана Алексеевича Бунина «Детство»

Много было интересной информации про сосну. Можно запутаться в этой информации. Есть такой фразеологизм «заблудиться в трех соснах».

Фразеологизм «заблудиться в трех соснах»- запутаться в чем-то очень простом, элементарном. Проверим, сможете ли вы справиться со следующим заданием, не запутаетесь ли?

5. Итог классного часа

Отгадай кроссворд. Шагай сверху вниз.

1. Что можно получить из смолы сосны? (скипидар)

2. Вещество, выделяемое сосной, убивающее бактерии в воздухе. (фитонциды)

3. Имя писателя-рунопевца, который писал «Калевала» под сосной. (Элиос)

4. Название болезни, от которой спасала сосна в ВОВ в блокадном Ленинграде. (цинга)

5. Камень, который получается из сосновой смолы. (янтарь)

с

о

с

н

а

Последний вопрос: Из коры какого дерева лопляне делали муку?

Вставь пропущенное слово в текст.

«Лопляне убогие, едят хлеб, сделанный из…. коры. Готовят рокку (похлебку, всеми там весьма любимую следующим образом: вскипетя воду, кладут рыбу, бросают потом ржаной, ежели ее нет,-….муку, варят и поставляют на стол.»

Продолжи предложение. Сосна – это дерево (Здоровья, лекарственное растение, дерево-чудо и т. д.)

6. Домашнее задание. Составь паспорт сосны.

Публикации по теме:

Конспект классного часа «Человек родился, чтобы стать успешным» Классный час: «Человек рожден, чтобы стать успешным» Цель: формирование у учащихся мотивации достижения успеха как возможности оценки своих.

Конспект классного часа «Урок мира»Конспект классного часа «Урок мира» Классный час «Урок Мира» Урок Мира Девиз: “Мир под чистым небом, ярким солнцем и созвездием добра!” Цели урока: Учить детей жить.

Конспект классного часа «Если добрый ты — это хорошо, а когда наоборот — плохо» Тема: «Спешите делать добро» Форма: классный час Применяемая технология: сотрудничества Цель: воспитание духовно-нравственной культуры.

Конспект классного часа «Уважение к себе» Тема: «Уважение к себе и другим» Цель: предоставление учащимся ценностного образца неразрывной связи уважения к себе и уважения к другим.

Мастер-класс с использованием пены для бритья и получения рисунка «Необычное в обычном» для педагогов Актуальность выбранной темы мастер-класса: На занятиях по творческому развитию решаются задачи всестороннего развития детей, которое необходимо.

Фотоотчет «Необычное в обычном»Фотоотчет «Необычное в обычном» Как-то раз,в гости к деткам пожаловал заяц с сюрпризом. Он принес в корзине обычные предметы из пластика и полиэтилена-мешочки, ложки, чашки,.

Сценарий классного часа-праздника «Прощание с Азбукой» Сценарий праздника «Прощай, АЗБУКА!» Цели: 1. В увлекательной игровой форме способствовать повторению и систематизации знаний учащихся,.

Сценарий мастер-класса для родителей «Необычное в обычном» Мастер – класс для родителей Использование нетрадиционной техники рисования «Монотипия» «Необычное в обычном» (рисование пеной для бритья).

Сценарий праздника-классного часа «Посвящение в первоклассники» Праздник посвящения в первоклассники Цели: 1. адаптация первоклассников в школе. 2. повышение мотивации обучения. 3 формирование и сплочение.

Конспект классного часа «Я выбираю спорт» Занятие «Я выбираю спорт» Спорт- это здоровье, победа, удачи. Всегда заниматься! А как же иначе! Ходьба, бег на месте, прыжки и поход.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект классного часа «Таинственный мир природы. Необычное в обычном. Дерево здоровья»
Опубликовано: 22 сентября 2019 в 17:56
+14Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект классного часа «Таинственный мир природы. Необычное в обычном. Дерево здоровья»» (включая файлы) размещена пользователем Вассара Анна (УИ 2019287) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД