Ульяна Белецкая
Конспект занятия на тему «Чтение слогов с Буквой Яя» (старшая группа)
▼ Скачать + Заказать документы
В ГОСТИ К ДРУЗЬЯМ
Ц е л ь : научить читать слоги с буквой Яя.
З а д а ч и : способствовать формированию интереса к чтению, воспитанию
взаимопомощи, взаимоуважения, развитию у детей познавательных
психических процессов – внимания, мышления, речи, фонематического слуха;
учить читать слоги с буквой Яя в различных ударных позициях.
О б о р у д о в а н и е : звуковые кубики, предметные картинки, набор
карточек.
Х о д з а н я т и я
1. Чтение трехсложных слов.
– Мы отправляемся на поезде в гости к трем поросятам, которых зовут
Публикация «Конспект занятия на тему „Чтение слогов с Буквой Яя“ (старшая группа)» размещена в разделах
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Слог. Слоговая структура речи
- Старшая группа
- Темочки
Ниф-Ниф, Наф-Наф и Нуф-Нуф.
Педагог демонстрирует сюжетную картинку с изображением поросят из
сказки «Три поросенка». Затем берет маленький кубик, где написаны все
гласные, образующие два звука, и, поворачивая, проговаривает вместе с
детьми все звуки.
– Давайте найдём кубик с буквой Яя. Поставьте его на полочку.
Дети находят кубик с буквой Я, ставят его на полочку.
– А теперь выложите на полочку по три кубика – слоги с буквой Я. Это
вагончики.
Дети под руководством педагога выкладывают на полочку через небольшие
промежутки по три кубика.
– Чтобы поезд набрал хорошую скорость, вы должны прочитать названия
всех вагончиков. Если ударение падает на первый слог, проговаривайте его
протяжно, а безударные слоги говорите коротко.
Дети читают необычные трехсложные слова, где все буквы «дружат» с
буквой Я, голосом выделяют ударные слоги. Они выделены жирным шрифтом.
МЯ ФЯРЯ – МЯФЯ РЯ – МЯФЯРЯ – ВЯ ДЯНЯ – ВЯДЯ НЯ –
– ВЯДЯНЯ – БЯ КЯЛЯ – БЯКЯ ЛЯ – БЯКЯЛЯ – ТЯ ГЯЗЯ –
– ТЯГЯ ЗЯ – ТЯГЯЗЯ
2. Работа над развитием фонематического слуха.
– Три поросенка тоже очень хотят научиться читать. Поможем им выучить
буквы? В поезде мы едем не одни. В соседних вагончиках есть ещё пассажиры.
Они приехали с нами. Отгадайте, кто это:
Этот зверь живёт лишь дома,
С этим зверем все знакомы.
У него усы, как спица,
Он, мурлыча, песнь поёт,
Только мышь его боится,
Вы узнали? Это …
Педагог демонстрирует предметную картинку с изображением кота.
– Кот привез для поросят букву Т. В слове «кот» буква Тт обозначает звук
[т].
– Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В конце.)
– А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему так решили? ( Произносится с трудом: мешают язык и зубы.)
– А какой это звук: твёрдый или мягкий? (Твёрдый.)
– Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «кот».
Дети хлопают в ладоши один раз.
– Сколько же частей в слове «кот»? (Одна.)
– Сколько гласных в слове «кот»? (Одна.)
– Определите ударный звук в слове. Для этого позовите кота: «Ко-о-о-т, иди
к нам!».
Дети зовут.
– Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о].)
– Кто еще приехал к поросятам? Отгадайте, это подружка кота.
На охоту ночью выйдет
И как днём она всё видит.
Часто спит, а после сна
Умывается она.
Показ предметной картинки или рисунка с кошкой.
– Кошка привезла для поросят букву Ш. Где находится звук [ш] : в начале,
середине или в конце слова? (В середине.)
– А какой это звук: гласный или согласный? (Согласный.)
– Почему? (Произносится трудно, мешают зубы, шипит.)
– Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «кошка».
Дети хлопают два раза.
Опубликовано:
«СУНДУЧОК» для педагогов и родителей https://vk.com/club_sunduk_ru
– Так сколько частей в слове «кошка»? (Две.)
– Определите, сколько гласных в слове «кошка»? Что для этого нужно
сделать? (Произнести слово «кошка». Послушать, какие звуки произносятся
плавно, протяжно, напевно.)
Дети произносят слово.
– Сколько гласных в слове «кошка»? (Гласных в слове «кошка» две – [о],
[а].)
– Определите ударный звук. Для этого позовите кошку: «Ко-о-о-шка, иди к
нам!».
Дети повторяют.
– Какой звук мы произносим протяжно, выделяя голосом, [о] или [а]? (Звук
[о].)
– Отгадайте, кто ещё приехал в гости к поросятам?
Он пушистый, погляди-ка,
И умеет он мурлыкать,
А мышей вы не найдёте,
Если рядом серый …
(Котик.)
– Котик привез для поросят букву И. В слове «котик» буква Ии обозначает
звук [и]. Где он находится: в начале, середине или в конце слова? (В середине.)
– А какой это звук: гласный или согласный? (Гласный.)
– Сколько частей в слове «котик»? Что нужно сделать, чтобы ответить на
этот вопрос? (Хлопнуть в ладоши столько раз, сколько частей в слове «котик».)
Дети хлопают в ладоши два раза.
– Значит, в слове «котик» две части. Определите ударный звук – позовите
котика: «Ко-о-о-тик, иди к нам!».
Дети повторяют.
– Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о].)
– Кто еще приехал к поросятам? Отгадайте:
Мягкие лапки,
А в лапках цап-царапки.
Показ предметной картинки с изображением котёнка.
– Котёнок привез для поросят «хитрую» букву Ё. В слове «котёнок» звук
[o], который слышится после мягкого звука [т’], обозначен буквой ё. Эта буква
смягчает звук [т’]. Где мы слышим этот звук: в начале, середине или в конце
слова? (В середине.)
– Какой это звук: гласный или согласный? (Гласный, потому что
произносится легко, поётся.)
– Хлопните в ладоши столько раз, сколько частей в слове «котёнок».
Дети хлопают в ладоши три раза.
– Так сколько частей в слове «котёнок»? (Три.)
– Определите ударный звук. Для этого позовите котё нка: «К[а]тё-о-о-нок,
иди к нам!».
Дети повторяют.
– Какой звук мы говорим протяжно, выделяя голосом? (Звук [о].)
3. Игровая часть (развиваем внимание, мышление).
– К нам на занятие прилетел еще один житель другой планеты. Вот такой
весёлый и добродушный инопланетянин нас приветствует. Он тоже умеет
читать, но не умеет разговаривать. Хотите с ним познакомиться, узнать его имя?
Для этого возьмите два кубика.
Дети берут кубики со слогами ЗА и НЯ.
– Определите, сколько частей в слове.
Дети хлопают в ладоши.
– Сколько раз хлопнули в ладошки? (Два.)
– Значит, в слове две части. Определите ударный звук. Для этого позовите:
«За-а-а-ня, иди к нам!».
Дети повторяют.
– Какой звук тянем, выделяя голосом? (Звук [а].)
– Произнесите ещё раз имя инопланетянина с ударным звуком [а].
Дети произносят: «ЗА ня».
– А теперь произнесите это же слово так, чтобы на другую гласную падало
ударение. Позовите: «За-н[я]-а-а-а!».
Дети повторяют.
– Инопланетянин очень хочет познакомиться с каждым из вас. Выложите
свои имена из кубиков.
Дети под руководством педагога выкладывают при помощи кубиков
каждый своё имя.
– Наш гость-инопланетянин привез нам интересное задание на внимание.
Педагог кладёт на стол две пары картинок, содержащих по 10 отличий.
– Посмотрите внимательно на эти картинки и найдите отличия.
В этой работе педагог оценивает результативность – число правильно
названных детьми различий.
– Инопланетянин очень удивлён вашей внимательностью и предлагает
выполнить следующее задание – на сообразительность.
Педагог кладёт на стол четыре группы одинаковых фигур.
– Разложите фигуры так, чтобы они не повторялись по строчкам и столбцам.
Педагог помогает детям положить фигуры в первый столбик и предлагает
выложить фигуры во второй столбик так, чтобы рядом не было одинаковых
фигур.
4. Итог занятия.
– Что нового узнали?
– Что интересного было на занятии?
Источник: Обучение чтению и грамоте детей 6-7 лет Рыбникова О. М.