Ирина Земова
Сюжетно-ролевые игры
▼ Скачать + Заказать документы
МАГАЗИН
Задачи:
- учить детей соблюдать общественно принятые нормы поведения в магазине;
- развивать диалогическую речь;
- воспитывать уважительное отношение к профессии продавца; корректировать негативные качества личности.
Роли: продавец, покупатели, кассир.
Оборудование: игрушки-товары, касса, одежда для продавца.
Описание игры.
Публикация «Сюжетно-ролевые игры» размещена в разделах
Учитель говорит: «У нас открылся новый магазин. Посмотрите, как в нем много игрушек. Вы их сможете купить. Но чтобы купить игрушку, нужно выполнить правило: не называть ее, а описывать признаки. По вашему описанию продавец узнает игрушку, скажет, сколько она стоит и продаст ее вам».
Первым игрушку покупает учитель, демонстрируя, как надо правильно выполнять правила игры : «Я хочу купить игрушку. Она круглая, красная, умеет прыгать и катиться». Продавец подает мяч. Дети выбирают продавца и начинают игру.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «Здравствуйте. Я бы хотел посмотреть.»;
- «Покажите мне, пожалуйста.»;
- «А можно мне посмотреть.»;
- «Я хочу купить.»;
- «А сколько стоит. ?»;
- «Возьми, пожалуйста, сдачу.»;
- «Большое спасибо.»;
- «Приходи (приходите) к нам еще».
ТЕАТР
Задачи:
- расширить представление детей об окружающем мире;
- развивать у детей желание не нарушать общественно принятых правил поведения;
- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;
- корректировать эмоциональное состояние детей.
Для актеров.
Цель: создать условия для развития интонационной выразительности речи.
Оборудование: вешалка (как в гардеробе, костюмы для актеров, расстав-ленные стулья с номерами мест.
Описание игры. Воспитатель заранее готовит часть детей для участия в спектакле. Другие дети – это зрители. Выбирается один ребенок кассир, и один – работник гардероба. Зрители приходят в театр, покупают билеты, раздеваются, сдают свои вещи в гардероб и получают номерок. Затем, не торопясь, находят свои места, усаживаются. Учитель напоминает, что нельзя шуметь, громко разговаривать, ходить во время спектакля. После окончания спектакля зрители аплодируют актерам, все встают со своих мест, идут к гардеробу, подают номерок, им приносят одежду, надо поблагодарить за это гардеробщика.
АВТОБУС
Задачи:
- расширять представления детей об окружающем мире; развивать представления детей о норме и правилах поведения в общественных местах;
- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;
- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).
Роли: водитель, кондуктор, пассажиры (бабушка, маленькие дети и др.).
Оборудование: расставленные стулья, как сиденья в автобусе.
Описание игры. Посередине класса в длину стоят несколько стульев (по числу играющих). Между стульями проход для кондуктора. Дети выбирают водителя и кондуктора, остальные дети пассажиры. Впереди сидит водитель. Школьники садятся на своих остановках. Кондуктор продает билеты, спрашивая, кто до какой остановки едет пассажир, интересуется с какой целью каждый из них едет. Водитель негромко имитирует звук мотора - р-р-р. Периодически водитель, кондуктор, и пассажиры, меняются местами.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «Покупаем билеты»;
- «Сколько Вам нужно билетов?»;
- «Два, пожалуйста»;
- «Держит з»;
- «Кто еще без билета?»;
- «А до магазина «Ромашка» автобус доедет?»;
- «Нет. Вам надо пересесть на автобус номер 5.»;
- «Какая следующая остановка?»;
-улица Спартака».
ПОЧТА
Задачи:
- закрепить навык нормативного поведения; развивать монологическую и диалогическую форму речи;
- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре; - корректировать звуко - произносительную сторону речи.
Роли: почтальон, адресаты.
Оборудование: конверты, открытки, газеты, журналы, коробки, имити-рующие посылки.
Описание игры. Учитель проводит беседу, что без почты людям сложно общаться, т. к. они живут в разных концах нашей страны. Из детей выбирают двух почтальонов, остальные дети посетители или адресаты, которые приходят на почту получить письмо (посылку) или купить конверты, открытки или газету, другие затем, чтобы отправить. Периодически роли меняются.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «Здравствуйте. Дайте мне, пожалуйста, журнал «Мурзилка» и два конвер-та»;
- «Возьмите. Еще что-нибудь?»;
- «Нет, спасибо. До свидания»;
- «До свидания.»;
- «А мне, пожалуйста, вот эту открытку. Сколько она стоит?»;
- «Можно мне отправить посылку бабушку (дедушке, брату, сестре и т. д.)»;
- «Сколько стоит этот журнал?»
СЕМЬЯ
Задачи:
- закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;
- развивать диалогическую и монологическую форму речи;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в классе;
- корректировать звуко-произносительную сторону речи.
Роли: мама, папа, дочь и другие члены семьи.
Описание игры. Дети выбирают, кто каким членом семьи будет (мамой, папой, дочерью, сыном и т. д.). Все выполняют свои роли, например: мама, готовит обед, папа приходит с работы и т. п. Дети общаются между» собой как члены семьи.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «Я пришёл с работы!»;
- «Мальчики, мойте руки садитесь кушать»;
- «Спасибо мама, очень вкусно!»;
- «Ты сделал уроки?»;
- «Да.»;
- «Молодец!»;
- «Мама, можно мне пойти погулять?»;
- «Папа, а можно я посмотрю телевизор?».
ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ МАШИ
Задачи:
-учить детей понимать свои чувства и чувства других детей, рассказывать об этом;
-развивать пассивный и активный словарь детей;
-воспитывать доброжелательное отношение в коллективе;
-корректировать грамматический строй речи.
Роли: Маша, родители Маши и гости.
Оборудование: посуда, игрушки для подарков.
Описание игры. Игру можно провести в день рождения ребенка. Дети де-лятся на родственников Маши и гостей. Родственники помогают имениннику накрыть на стол. Дети-гости самостоятельно подготавливают подарки. Дарят
подарки, проговаривая вслух пожелания. Затем дети меняются ролями.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «С днем рождения, Маша! Это тебе»;
-«Спасибо! Я очень люблю читать книги, а эти цветы мои самые любимые!»;
- «Ой, спасибо! Мне так нравится эта кукла»;
- «Я давно хотела такого мишку. Спасибо!»;
-«Садитесь, пожалуйста, за стол».
БОЛЬНИЦА
Задачи:
-учить выразительно исполнять роли в игре;
-развивать коммуникативную сторону речи;
-воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
-корректировать грамматический строй речи.
Роли: медсестра, стоматолог, лор, больной и др.
Оборудование: пустые баночки от «лекарств, слушалка (фонендоскоп, белый
халат, амбулаторные карты больных.
Описание игры. Выбираются из группы детей 2-3 врача (медсестра, лор-врач, стоматолог). Первым на прием приходит учитель, показывая пример детям. Затем дети сами идут к врачам. Они могут брать с собой различные игрушки в роли детей. Затем дети меняются ролями.
В игре отрабатываются следующие речевые клише:
- «Что у тебя болит?»;
- «Горло»;
- «Покажи, пожалуйста. Какое оно у тебя красное. Выпей вот эту таблетку,
и горло перестанет болеть»;
- «Спасибо, доктор»;
- «Не за что, не гуляй без шарфа»;
- «Какой зуб у тебя болит? Открой, пожалуйста, рот. Я посмотрю».
ШКОЛА
Задачи:
- совершенствовать четкость дикции;
- развивать диалогическую сторону речи;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу;
- корректировать эмоциональное состояние детей.
Роли: учитель, дети.
Оборудование: учебники, дневники, тетради, классный журнал.
Описание игры. Дети выбирают учителя, остальные дети - учащиеся класса. Можно также выбрать директора школы или завуча. Дети могут выбрать любой урок и обыграть его. Кроме того, можно обыграть перемену, ситуацию в школьной столовой или прогулку.
«Здравствуйте, дети! Садитесь. Сейчас урок русского языка. Откройте тет-ради, запишите число, классная работа» и т. д.
ХОЗЯЙКА, ВОЛК И ГУСИ
Задачи:
-учить выразительно исполнять роль в игре на основе подражания;
- развивать коммуникативную сторону речи;
- воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; корректировать грамматический строй речи.
Роли: Хозяйка или Хозяин, Волк, Гуси.
Оборудование: маски Волка, Гусей, стулья, обозначающие домики Гусей и Волка.
Описание игры : один ребенок - Волк, другой - Хозяйка или Хозяин, все остальные дети - Гуси. Для Гусей отводится дом, а для волка рисуют в стороне кружок. Это гора, за которой волк подстерегает гусей. Хозяйка гонит гусей пастись, затем возвращается домой и говорит:
- Гуси-гуси, домой!
- Зачем?- спрашивают гуси.
- Серый волк под горой!
- Что он делает?
- Гусей щиплет.
- Каких?
- Серых да белых - все домой!
И гуси бегут домой, а волк их ловит. Пойманных гусей волк отводит к себе в дом.
Хозяйка снова гонит гусей пастись, и снова волк их ловит по дороге домой.
Так продолжается до тех пор, пока все гуси не попадут к волку. Тогда хозяйка отправляется разыскивать своих гусей.
- Волк, ты видел моих гусей?- спрашивает хозяйка.
- А какие были гуси? - спрашивает волк.
- Серые, белые, да пестрые, - отвечает хозяйка.
Волк указывает дорожку, по которой побежали гуси (показывает любое направление). В это время дети, изображающие гусей, начинают хлопать в ладоши, словно гуси крыльями.
- Что это такое? - спрашивает хозяйка.
- Ложки падают с полки, объясняет волк.
Хозяйка уходит по указанной дороге и снова возвращается к волку и повто-ряет те же вопросы.
Во второй раз гуси топают ногами.
- Что это такое? - спрашивает хозяйка.
- Это лошади на конюшне топают, - объясняет волк.
Хозяйка опять уходит и возвращается с прежними расспросами. На третий раз гуси начинают шипеть.
- Что это такое?
- спрашивает хозяйка.
- Это щи кипят, - объясняет волк.
Хозяйка собирается уходить, а гуси начинают громко кричать: «Га-гага.». Она идет отбирать своих гусей. Тогда волк приказывает гусям крепко сцепить руки. Хозяйка пытается разнять руки. Тот, у кого это ей удаётся сделать, её гусь. Тот, у кого она не может их разнять, остаётся у волка.
Затем назначается новый волк и новая хозяйка, и игра повторяется.
Отбор гусей производится таким образом: на землю кладут доску или рисуют линию. Хозяйка проходит по ней медленно, приставляя пятку одной ноги к носку другой, и говорит, «Вот так, мои гуси!». Следом за нею идет волк быстрыми шагами, бегом, не считаясь с линией. Затем по очереди проходят гуси: кто сумеет пройти, как хозяйка, идет к ней, кто побежит, как волк, или оступиться, идет к волку. Затем считают, у кого больше осталось гусей: у волка или у хозяйки. Тот. У кого больше, выиграл.
ЛИСА И ВОЛК
Задачи:
- развивать высоту голоса и выразительность;
- совершенствовать фразовую речь;
- воспитывать у детей уважение к окружающим их людям;
- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).
Роли: Лиса и Волк.
Оборудование: маски Лисы и Водка.
Описание игры. Один ребенок изображает лису, другой - волка.
Серый волк в густом лесу
Встретил рыжую лису. Волк: Лизавета, здравствуй! Лиса: Как дела, зубастый? Волк: Ничего идут дела, голова еще цела. Лиса: Где ты был? Волк: На рынке. Лиса: Что купил? Волк: Свининки.
Лиса: Сколько взяли?
Волк: Шерсти клок - ободрали*правый бок. Хвост отгрызли в драке.
Лиса: Кто отгрыз?
Волк: Собаки.
Лиса: Жив ли милый куманек?
Волк: Еле ноги уволок. Как, кума, твои дела?
Лиса: На базаре я была.
Волк: Что ты так устала?
Лиса: Уток я считала.
Волк: Сколько было?
Лиса: Семь с восьмой.
Волк: Сколько стало?
Лиса: Ни одной.
Волк: Где же утки?
Лиса: У меня в желудке.
МАЛЕНЬКИЕ ДОМИКИ
Задачи:
- закреплять навык правильного голосоведения в игре и в повседневной жизни;
- развивать диалогическую и монологическую форму речи;
- воспитывать доброжелательное взаимоотношение в классе;
- корректировать звуко - произносительную сторону речи.
Роли: Заяц-вожак, Волк, Зайчики.
Оборудование: маски зверей, стулья-домики.
Описание игры. Зайчики сидят на стульях по кругу. Заяц-вожак ходит по кругу, стучится в домики к зайчикам:
Маленькие домики в лесу густом стоят,
Беленькие зайчики в домиках сидят.
Один зайка выбежал, он по лесу бежал,
Лапочкой в окошечко ко всем стучал.
Выходите, зайчики, пойдемте в лес гулять.
Если волк появится, мы спрячемся опять.
Затем, находясь в центре круга, манит руками детей. Зайчики выбегают, прыгают, скачут до тех пор, пока не появится волк. При появлении волка зайчики прячутся в свои домики. Волк ловит зайцев. Пойманный зайчик становиться волком, и игра продолжается.
КОТ И МЫШИ
Задачи:
- совершенствовать фразовую речь;
- воспитывать организованность и дисциплинированность в игре;
- корректировать негативные качества личности (неуважение, злость).
Роли: Кот, Мыши, ведущий (ребенок).
Оборудование: маски животных, веревка, три стула.
Описание игры. Мыши помещаются в подполье (за веревкой, натянутой между двумя стульями). Кот садится на стул спиной к мышам. Ведущий говорит:
На скамейке у окошка
Улеглась и дремлет кошка.
Вот теперь мышам раздолье,
Быстро вышли из подполья,
Разбрелись по всем углам,
Тащат крошки тут и там.
На слова ведущего «быстро вышли из подполья» мыши пролезают под на-тянутой веревкой и бегают по двору. Ведущий говорит:
Кошка глазки открывает,
Кошка спинку выгибает.
Кошка когти распускает.
Прыг - побежала,
Мышек разогнала!
Кот делает движения, соответствующие словам ведущего. На слова «прыг - побежала» кот вскакивает со стула и ловит мышей, а мышки бегут в подполье (подлезают под веревку).
МЕДВЕДЬ И ЕЛКА
Задачи:
- развивать силу голоса и речевое дыхание:
- воспитывать выразительность речи:
- отрабатывать умение изменять тембр голоса в соответствии с речевой си-туацией:
- корректировать эмоциональное состояние детей.
Оборудование: маска медведя и любого другого животного (волка, лисы, петуха, зайца и др.)
Описание игры. Педагог выбирает двух детей: один будет медведем, другой, например, волком. Из разных концов класса они должны идти на встречу друг другу. При встрече между ними происходит диалог:
Волк: Ты куда идешь, медведь?
Медведь: В город, елку приглядеть.
Волк: Да на что тебе она?
Медведь: Новый год встречать пора.
Волк: Где поставишь ты ее?
Медведь: В лес возьму, в своё жилье.
Волк: Что ж не вырубил в лесу?
Медведь: Жалко, лучше принесу.
Произнося этот диалог, дети должны подражать голосам зверей, т. е. изменять тембр голоса. Игру повторяют, но медведь может повстречаться с другим зверем.
18