Ирина Шадрина
Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА В СТАНОВЛЕНИИ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА
Игра детей - зеркало общества.
Юлиус Фучик
Игра - наиболее доступный для детей вид деятельности, способ переработки полученных из окружающего мира впечатлений, знаний. Именно в игре ярко проявляются особенности мышления и воображении ребенка, его эмоциональность, активность, развивающая потребность в общении.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра в становлении личности ребенка» размещена в разделах
Специальное изучение, проведенное отечественными и зарубежными учеными, позволило установить, что для развития личности ребенка - дошкольника особое значение имеет сюжетная игра. Почему?
Во - первых, потому, что именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, "взрослым" и значимым. Именно в игре, когда можно действовать "понарошку", можно «принять гостей", "отремонтировать машину" и сделать многое другое из того, что в реальной жизни для ребенка не доступно, но очень привлекательно. Ребенок не может водить настоящий автомобиль, однако роль водителя позволяет ему, с одной стороны, ощутить себя умелым, значимым. а с другой - пережить все радости и проблемы взрослой жизни (ремонт, авария, взаимоотношения с пассажирами и т. п.).
Во - вторых, потому, что игра способствует развитию воображения ребенка. В игре дети создают вымышленные ситуации, легко перевоплощаются в животных, сказочных и фантастических персонажей. Дети сами предлагают вид транспорта - обычный или волшебный. Ребенок многое "имеет в виду", удерживает в воображении. За счет этого происходит замещение, увеличивается число символических действий, что является чрезвычайно важным для его развития.
В - третьих, потому, что в игре ребенок "обживает" мир взрослых изнутри, наполняя его эмоциями и значимыми для себя ролями и сюжетами.
Сюжетная игра в дошкольном возрасте особенно важна в сфере человеческой деятельности и межчеловеческих отношений. Основным содержанием детских игр является человек, его деятельность и отношение людей друг к другу. Ведь благодаря игре ребенок учится ориентироваться в социальных отношениях, а это значит, что, став взрослым, он избежит многих неприятностей, с которыми не могут справиться даже самые образованные, но своевременно не социализированные люди.
Важнейшей предпосылкой возникновения и развития сюжетно - ролевой игры является воспитание у детей нравственных чувств, особенно чувства коллективизма. Воспитание нравственных чувств - процесс сложный. Чувства эти не врожденные, а пробуждаются у ребенка под воздействием социальной среды и воспитания. Чувства коллективизма, дружбы, товарищества у детей дошкольного возраста возникают на основе общения.
"В игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности". Наблюдая за играющим ребенком, можно узнать его интересы, представления об окружающей жизни, выявить особенности характера, отношение к товарищам и взрослым.