Наталья Глебова
Сюжетно-ролевая игра «Рыбаки»
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра на тему : «Рыбаки»
с детьми старшего дошкольного возраста»
I. Задачи руководства:
1) Расширение представлений об окружающем:
• развивать представлений о рыбалке, как об одной из форм семейного досуга;
• закреплять представлений детей о рыбной ловле, о деятельности человека-рыбака, об экипировке и атрибутах, предназначенных для рыбалки;
• учить готовить детей обстановку для игры;
• развивать самостоятельность в развитии замысла игры;
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Рыбаки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рыбалка. Дидактические игры, пособия
- Рыболовство, рыбак
- Рыбы и рыбки
- Рыбы, рыбки. Игры, дидактические пособия
- Рыбы, рыбки. Конспекты занятий
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
• развивать представления о смежных ролях, например, повар – готовит рыбу, а продавец – может её продать.
2) Формирование игровой деятельности:
а) развивать сюжет игры, отображая в ней общественные события и явления;
б) обучение игровым действиям:
• обучать самостоятельно распределять роли: рыбак (в лодке/на берегу, повар, продавец и действовать согласно этой роли;
• учить организованно играть небольшими группами;
• уметь подбирать атрибуты и оборудование к игре: удочка, лодка, рюкзак, снасти и, оборудовать и трансформировать место игры в соответствие с замыслом.
• уметь подбирать атрибуты и оборудование к игре: удочка, лодка, рюкзак, снасти и, оборудовать и трансформировать место игры в соответствие с замыслом.
• обучать самостоятельно осуществлять детьми замысел игры «рыбаки», распределять роли, планировать действия;
• объединять в игре разные действия и роли детей по данной тематике;
• учить взаимодействовать детей по ходу игры;
3) Формировать умение организованно играть небольшими группами, сговариваться по поводу игры, поддерживать в игре дружелюбные отношения, помогать товарищам в процессе игры.
II. Подготовка к игре:
План подготовки к игре «Рыбаки»
Таблица №1
Дата Изготовление атрибутов Обогащение впечатлениями Обучение игровым действиям
Сентябрь
Октябрь - изготовление рыбок из бумаги (техника оригами);
- изготовление рыбок из пластилина.
- изготовление удочек из прутиков и ниток
- изготовление из строительного материала лодки, вёсел;
- изготовление денег для магазина.
- прочтение стихотворения «Любитель-рыболов» (автор - Агния Барто);
- чтение сказок В. Сутеев «Кот-рыболов», «Лиса и Волк» (русская народная)
- беседа с детьми «Кто такой рыбак?» и «Какая бывает рыба?»
- экскурсия детей и родителей на реку, для того, чтобы понаблюдать за рыбаками.
- просмотр мультфильмов о рыбалке
Маша и Медведь «Ловись рыбка», Смешарики «Долгая рыбалка»
- чтение сказки «Сказка о рыбаке и рыбке» (А. С. Пушкин,
- рисование рисунков родителей и детей на тему «Ловись рыбка!» - научится делать удочку,
- пользоваться удочкой,
- собирать рюкзак для рыбной ловли,
- копать червей,
- вылавливать рыбу (тянуть, складывать в ведро или садок,
- вести себя на озере тихо, чтобы рыбу не распугать,
- отдавать рыбу в магазин или на приготовление.
Таблица №2
Сюжеты Роли Атрибуты Игровые действия Речевые обороты
Рыбалка на берегу Рыбаки Прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные и бумажные рыбки, ведро, рюкзак.
Собирают рюкзак в дорогу, готовят снасти (червей, готовят удочки, отправляются в поход, ловят рыбу, складывают её в ведро, относят повару или в магазин. А что это у вас в ведерке? А какая у вас наживка? Какую рыбку вы поймали?
Рыбалка на лодке Рыбаки Конструктор (для создания лодки и весёл, прутики, нитки, предметы-заместители, игрушечные и бумажные рыбки, ведро, рюкзак. На чём вы это плаваете? Куда плывёт ваша лодка? Что вы в ней везёте?
Сопутствующие сюжеты
Кухня Повар Игрушечные и бумажные рыбки, детская посуда, имитация плиты и раковины. Чистит рыбу, жарит, варит, украшает, подаёт на стол. А что вы будете готовить из рыбы? Кого будете кормить? Как вы её готовите?
Магазин (рынок) Продавец
Покупатель Деньги, рыбки, весы, пакеты.
Принимает рыбу, взвешивает, продаёт (покупает, кладёт в пакет. Какую рыбу вы продаете? Сколько она стоит? Кому вы её продаете? Сколько рыбы уже продали?
3) Схема игрового пространства
III. Ход игры.
1) Приё мы создания интереса к игре:
Роль педагога: организующая, направляющая и стимулирующая.
Воспитатель заходит в образе рыбака (с ведром, удочкой, рюкзаком, в кепке и т. д.) и предлагает ребятам отправиться на речку, осмотреть берега и половить рыбку
Воспитатель: «Ребята! Как вы думаете, куда же я собралась в таком виде? Посмотрите, что у меня есть (показывает свои предметы, одежду)»
Дети: «На рыбалку!»
Воспитатель: «А вы хотите со мной пойти на рыбалку?»
Дети: «Хотим!»
На рыбалку, на рыбалку
Вместе с папой мы пойдём
Возьмём удочку, ведёрко,
Червяков с собой возьмём
Много рыбы мы наловим,
Заночуем у костра
Много сказок мы расскажем
Пока варится уха.
Мы улов свой принесем
Угостим ухой весь дом!
2) Сговор на игру:
Нам столе заранее заготовлены удочки, ведёрки, коробочки с «наживкой», несколько рюкзаков, кепки, брусовый материал, вёсла из картона, посудка, весы и т. д.
Воспитатель: «Ребята, давайте сделаем речку и лодку. Поставим стульчики на берег для рыбаков. Девочки сделают кухню и рынок. Мальчики у нас будут ловить рыбку, а девочки готовить вкусную уху! А ещё рыбку можно продать на рынке, чтобы все люди знали, какая у нас вкусная рыба. Ну что, мальчики, собирайте всё, что нужно и отправляйтесь в путь! А девочки идут подготавливать прилавок и кухню».
3) Приемы поддержания и развития игры
а) Включение воспитателя в игру:
Вопросы: «На чём вы это плаваете? Куда плывёт ваша лодка? Что вы в ней везёте? Клюёт ли рыба? Какую рыбу вы поймали?»
Совет: «Грузите рыбу в машину и везите в магазин!»; «Девочки, там на пристани привезли свежую рыбу! Не нужно ли вам купить свежую рыбу?» и т. д.
б) Включение новых сюжетов, ситуаций: «Ребята, вон Вася какую рыбу тянет!» Большая, вот-вот сорвётся, помогите ему!»; «На берег (рынок) пришла кошка. Уж очень ей хочется вкусной рыбки!» и т. д.
4) Приёмы формирования взаимоотношений в игре
а) Пример поведения воспитателя в игре: «Посмотрите, какого карася я поймала! У кого в ведре есть такой же?»; «Я нарезала лук для ухи, девочки, добавьте его в кастрюлю!» и др.
б) Руководство сговором игры: «Катя, с кем ты готовишь? Кого вы ещё хотите позвать в помощники?»; «Рома и Коля отвезут рыбу в магазин» и др.
в) Воздействие через роль: «Ребята, кажется у меня попался сом! Уж слишком он тяжелый. Кто хочет мне помочь его вытащить?» и др.
IV. Окончание игры.
Игра заканчивается тем, что воспитатель говорит «Уже наступил вечер. Уже застрекотали сверчки (включаются звуки ночного озера, леса). Рыбакам пора возвращаться на берег и собираться домой. Магазин тоже закрывается, нужно повесить вывеску закрыто и закрыть магазин. Теперь все идут домой. А дома нас ждёт вкусный ужин, который приготовили повара!». Дети собирают конструктор, удочки и т. д. и все собираются за общим столом.
V. Оценка игры
Воспитатель, сидя за общим столом, говорит: «Сегодня был очень удачный день для рыбалки! Ребята много рыбы наловили, вы такие молодцы! А сколько рыбы наши продавцы продали! Ну а наши повара приготовили очень вкусную уху! Спасибо вам ребята!»
Список рекомендуемых источников обогащения
впечатлений для детей по сюжетно-ролевой игре «Рыбаки»
Литературные произведения:
1. Русская народная сказка «Лиса и волк»
2. Агния Барто «Любитель-рыболов»
3. В. Сутеев «Кот рыболов»
4. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
5. Н. Носов «Шурик у дедушки»
6. Русская народная сказка «По щучьему велению»
Мультфильмы
1. Белка и Стрелка. Эпизод «Рыбалка для Бублика»
2. Маша и медведи. Серия 8 «Ловись рыбка»
3. Смешарики. Эпизод «Долгая рыбалка»
4. Ну-погоди! Эпизод «В деревне»
Используемая литература
1. Краснощекова Н. В. 2014 г. «Сюжетно-ролевые игры».
2. Интернет- ресурсы
3. Трунченков Д. издание 1997г. «Игровые технологии»