Галина Силяева
Сюжетно-ролевая игра как основа логопедического занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра - основа логопедического занятия.
Силяева Г. Б.
учитель-логопед МБДОУ № 6
г. Южно-Сахалинск
Актуальной проблемой учителей-логопедов дошкольных учреждений является поиск наиболее эффективных путей организации условий логопедических занятий с учётом современных реалий.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как основа логопедического занятия» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Логопедические игры
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
С каждым годом у детей дошкольного возраста всё в большем объёме наблюдается снижение функциональных возможностей организма, проявляющихся в нестабильности психоэмоционального состояния: неврозы, гиперактивность, агрессия, приводящие к низкой работоспособности, быстрой утомляемости, отсутствию или снижению уровня мотивации к образовательной, коррекционной и любой творческой деятельности. Это в свою очередь ведёт к большим трудностям в коррекции речевых нарушений.
Организация обучения и коррекции данной категории детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников.
Наступило такое время, когда можно выбирать или разрабатывать различные формы организации образовательной деятельности детей. Нами была определена модель непосредственно-образовательной (логопедической) деятельности, связующим звеном которой является сюжетно-ролевая игра. Все этапы изучения нового материала объединены общей темой сюжетно-ролевой игры, все задания и упражнения взаимосвязаны и подчинены основной теме. Это позволяет обеспечить максимально благоприятные условия для обучения, воспитания и развития данной категории детей с учетом их возраста и особенностей речевого развития, формы и степени выраженности дефекта. Способствует оптимизации всего коррекционно-развивающего и образовательного маршрута ребенка с целью овладения им речевой и практической деятельностью, усвоения навыков коммуникации и обеспечивает освоение основной образовательной программы.
Система игр непосредственно-образовательной (логопедической) деятельности.
№
п/ п Тема: Сюжетно-ролевая игра
1. Звук [А]
Цель: уточнение произношения звука [А], ознакомление детей с механизмом образования звука, ознакомление детей с термином «гласный звук».
«Больница Айболита»
Лексический материал.
Слова со звуком [А], «лекарство» со звуком [А]] (апельсин, ананас, абрикос, айва, алыча и т. д. ,
Лексическая темы: «Фрукты».
Игровой материал.
1. Обручи с картинками (на голову) : зайчонок, лисенок, волчонок, цыпленок, слонёнок, аистёнок.
2. Коробка с надписью «Медикаменты», в ней - муляжи фруктов: апельсин, ананас, абрикос, айва, алыча, слива, груша, градусник.
3. Элементы костюма доктора Айболита: белая шапочка, белый халат, «очки».
Игровые роли. Зайчонок, лисенок, волчонок, цыпленок, слонёнок, доктор Айболит, помощница обезьянка, Бармалей.
Краткое содержание игры.
Доктор Айболит принимает больных зверят. На основе сюжетно-ролевой игры «Больница» уточняется произношение звука [А] (доктор смотрит горлышко и просит всех произнести звук - А). Дети знакомятся с термином «гласный звук», дети подбирают «вкусное лекарство» - фрукты со звуком А в начале слово, закрепляется лексическая тема «Фрукты».
2.
Звук [О]
Цель:
учить детей давать характеристику звука [О] с опорой на различные виды контроля.
«Красный замок принцессы Оли»
Лексический материал.
1. Предметные картинки со звуком [О].
2. Существительные в винительном падеже.
Игровой материал:
1. Щит, меч, корона принцессы, маска дракона, лесовичка, водяного, лягушки, оленя.
2. Место замка принцессы.
3. Место пещеры дракона.
Игровые роли: принцесса, дракон, рыцарь, друзья рыцаря, лесовичок, водяной, лягушка, олень.
Краткое содержание игры.
Дракон забирает принцессу и уводит ее к себе в пещеру. Рыцарь и его друзья хотят спасти принцессу, но сначала они должны узнать, где пещера дракона. Продвигаясь, рыцарь и его друзья узнают путь, выполняя задания, отгадывая загадки, которые задают лесовичок, водяной, лягушка, олень.
Принцесса в пещере тоже выполняет задания дракона, надеясь, что дракон её отпустит.
3. Звуки:
[С-С’-З-З’]
Цель: Совершенствование умения различать звуки [С-С’-З-З’] в словах и предложениях.
«Космонавты»
Лексический материал.
1. Слова сложной слоговой структуры : звёздный, звездодром, космонавты, звездолёт.
2. Слова со звуками [С-С’-З-З’][.
3. Лексическая тема: космос.
Игровой материал.
1. Предметные демонстрационные картинки: космодром, ракета.
2. Раздаточные предметные картинки: апельсин, вишня, капуста, варенье, капуста, кофе, мясо, салат.
3. Карта звёздного неба
4. Шапочки с «космическими» элементами.
5. Бейджики с именами детей и звёздами.
Игровые роли. Земляне, звёздные дети, команда звездолёта.
Краткое содержание игры.
Дети выполняют определёные задания для того, чтобы попасть на звездодром. Команда звездолёта осуществляет предполётную подготовку – выбирают продукты для звёздных детей со звуком – [С], чтобы угостить их земной пищей. Пассажиры выбирают животных со звуком [З], чтобы помочь организовать зоопарк на звезде «Зибаро».
Прилетев на «Зибаро», земляне освобождают звёздных детей от разбойников, отвечая на вопросы викторины «Космос». Земляне передают животных звёздным детям, загадывая им загадки о животных (в названии этого животного первый звук – [З]. последний звук – [ц] - заяц.).
4. Звуки: [С – Ш – З – Ж]
Цель: закрепление произношения и дифференциации звуков
[С – Ш – З – Ж], образование относительных прилагательных. «Конкурс поваров»
Лексический материал.
1. Слова со звуками [С-Ш-Ж-З].
2. Относительные прилагательные.
Игровой материал.
1. Демонстрационные предметные картинки:
- мясо, рыба, грибы, молоко;
- капуста, слива, баклажаны, вишня, клюква, свекла, кабачки, смородина, клубника, картошка, черника + предметная картинка - овощи.
2. Элементы костюмов поваров: белые колпаки.
3. Предметы: пластмассовые тарелки (глубокие и мелкие, стаканчики, ножи, ложки, вилки, «разделочные доски».
4. Бейджики с именами детей
Игровые роли. Повара.
Краткое содержание игры.
Логопед предлагает детям устроить «конкурс поваров». Условия конкурса: приготовление первого блюда, салата и десерта. Обучающиеся «выбирают» продукты, необходимые для приготовления «конкурсного меню», рассказывают, что они будут «готовить» и приступают к «работе». Логопед – член «жюри», подходит к каждому ребенку и спрашивает: «Что вы сейчас делаете? Как называется ваше блюдо? Какой салат из капусты? Кабачков? и т. п.», а затем вместе со «свободными поварами» «дегустирует» предложенное «поваром» блюдо. Выбирается «победитель».
5. Звук [Ш]
Цель:
Закрепление умения определять место звука [Ш] в слове. Лексическая тема «Зимняя одежда». Притяжательные прилагательные.
«Царство Деда Мороза»
Лексический материал. Притяжательные прилагательные: медвежьи, лисьи, заячьи, волчьи.
1. Слова со звуком [Ш].
2. Загадки.
Игровой материал.
1. Предметные картинки: шапка, шуба, штаны, свитер, варежки, шарф, шлёпанцы, резиновые сапоги.
2. Конверт с текстами загадок (загадки написаны на снежинках).
3. Бейджики с именами детей.
4. Лист бумаги, ручка, конверт.
5. Шапка Деда Мороза, маска медведя.
6. Куклы – малыши.
Игровые роли. Дед Мороз, эльфы, медведь Мишка, Лиса, Заяц, Волк,
Краткое содержание игры.
Дети решили поехать в Царство Деда Мороза. Там холодно. Надеваем одежду, в названии которой слышится звук [Ш]. Приближался Новый год, эльфы готовили подарки. Дети помогали им (выбирали подарки со звуком Ш). И вместе с Дедом Морозом повезли подарки малышам. По дороге медведь Мишка вытащил подарки и спрятал. Дети стали по следам искать, где спрятаны подарками ( образование притяжательных прилагательных: следы - медвежьи, лисьи, заячьи, волчьи). Прошли по лисьим следам, пришли к лисе, она задаёт загадки (отгадка – это название подарка, Так постепенно дети собрали все подарки.
6. Звук [Л]
Цель:
автоматизация звука [Л] в словах и предложениях, закрепление лексической темы: «Игрушки».
«Волшебный магазин»
Лексический материал.
1. Слова со звуком [Л]
2. Слова с другими звуками ( например: [С, М, Ш, Ж]).
3. Слова разной слоговой структуры : кукла, молоко, колобок, лук, скакалка, жук
Игровой материал.
1. «Деньги».
2. Предметы: телефон, кукла, машина, металлофон, волшебная палочка, волшебный плащ, скакалка, юла, кубики, булка, Буратино, мишка, молоко, жук, лук.
3. Бейджики с именами детей.
4. Шапочка продавца.
5. Жезл охранника.
Игровые роли. Покупатели – дети, продавец – волшебник, кассир, охранник магазина.
Краткое содержание игры.
Дети приходят в магазин к волшебнику покупать заколдованные игрушки, чтобы они превратились в мальчиков и девочек. Дети, покупают только те игрушки, в названии которых слышится звук Л, выбирают предмет, чтобы в названии было столько же слогов, сколько в их именах, ведут диалог с продавцом; контроль на кассе - необходимо определить место звука в слове, контроль перед выходом из магазина – составить предложение по «купленной картинке».
7. Звуки [Ш-Ж]
Цель:
Формирование умения выделять и различать [Ш-Ж] на различном лексическом материале. Совершенствование навыков диалогической речи.
«День рождения Хрюши»
Лексический материал.
1. Слова, обозначающие посуду: чашка, кружка, ножик,
2. Слова, обозначающие продукты питания: мороженое, пирожное, пирожки;
3. Слова, обозначающие подарки, матрёшка, машина, кукла, шашки, рыбка, шахматы;
Игровой материал.
1. Раздаточные предметные картинки: жук, шмель, медвежонок, матрешка, кошка.
2. «Волшебный мешочек» с предметами: ложка, шишка, кружка, ромашка, сережки, чашка.
3. Бейджики с изображением сказочных героев – смешариков.
4. Бутафория: «мороженое», «пирожные», «пирожки».
Игровые роли: Хрюша, Смешарики: Крош, Ежик, Нюша, Кар-Карыч, Бараш, Пин, Совунья, Лосяш, Копатыч, Биби;
Краткое содержание игры:
Смешарики: приходят к Хрюше на день рождения с подарками и наилучшими пожеланиями. Они празднуют день рождения, разгадывая загадки, кроссворды, определяя место звука в разгаданных словах.
8. Образование относительных прилагательных
Цель:
Формирование умения образовывать относительные прилагательные с помощью суффиксов. Развитие диалогической речи.
«Ателье»
Лексический материал.
1. Слова: заказчик, заказчица, портниха,
шёлк, ситец, шерсть, шифон, вельвет, драп, бархат
2. Слова сложной слоговой структуры : вельветовое, шерстяное, драповое.
Игровой материал.
1. Кусочки ткани: шёлк, ситец, шерсть, шифон, вельвет, драп, бархат.
2. Шаблоны одежды (вырезанные в картонке силуэты) : платья, брюк, кофты, пальто, футболки (находятся у «Портнихи»).
Игровые роли. Портнихи, заказчики.
Краткое содержание игры.
«Заказчики» приходят в ателье, выбирают себе одежду, которую бы хотели заказать и нужную ткань. Заказывают изделие, описав портнихе, какой они хотят видеть готовую вещь. Например: «Сшейте мне, пожалуйста, ситцевое платье с короткими рукавами и пышной юбкой». Когда заказчики приходят во второй раз, «Портниха» отдает им изделие (подставив нужную ткань к шаблону). Например, «Пожалуйста, ваше ситцевое платье. Понравилось ли вам оно?»
Применение сюжетно-ролевых игр с самого начала коррекционной работы, развивает речевую активность дошкольников, позволяет им намного раньше овладеть правильным произношением, интонационной выразительностью речи, лексическими и грамматическими нормами языка, навыками построения связного высказывания.
Правильно подобранные и умело организованные учителем-логопедом сюжетно-ролевые игры способствуют полноценному включению дошкольников в образовательных процесс и в общественную жизнь в целом.
Список литературы
1. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребё нка говорить: здоровьесозидающие технологии. Методическое пособие для педагогов ДОУ и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2009.
2. Коррекционно-педагогическая работа в ДОУ для детей с нарушениями речи. Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М. : Академия, 2002.
3. Нищева, Н. В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб. : Детство пресс, 2003.