Светлана Степаненко
Сюжетно-ролевая игра-механизм социализации личности дошкольника
▼ Скачать
+ Заказать документы
«Сюжетно – ролевая игра как механизм социализации дошкольника»
Сюжетно – ролевая игра-ведущая деятельность дошкольного возраста. По уровню развития игровых действий ребёнка можно определить его готовность к школьному обучению, по мнению, Д. Б. Эльконина основные предпосылки для пере-хода к учебной деятельности формируются в рамках сюжетно-ролевой игры. Игра не кончается в дошкольном возрасте и ростки так называемой игры с правилами по-являются в сюжетно-ролевой игре. Игру недаром называют ведущей деятельностью - именно благодаря игре ребёнок постигает окружающий мир предметов и людей, «врастает» в сообщество взрослых людей. Ребёнок должен овладеть этой деятельно-стью и насытиться ею, чтобы к школьному возрасту он уже не путал учебную моти-вацию с игровой, различал, когда нужно выполнять требования, а когда только ими-тировать их понимание. После овладения предметным действием ребёнок учится играть. Игра дошкольника проходит несколько стадий. Первая- игра ролевая, ребёнок просто уподобляет себя кому-то, называя мамой, па-пой, медведем, зайцем и т. д. Вторая- игра сюжетная, при которой он разыгрывает истории, с началом, развитием и концом. Третья стадия- игра с правилами, когда ребёнок не просто действует согласно сюже-ту, но в состоянии принять нормы и правила, которые действуют для всех. Взаимосвязь игры и общения.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра-механизм социализации личности дошкольника» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Ролевая игра, или её ещё называют творческая игра, появляется в дошколь-ном возрасте. Игра- это деятельность детей, в которой они берут на себя «взрослые» роли и в игровых условиях производят деятельность взрослых и отношения между ними. Ребёнок, выбирая определённую роль, имеет и соответствующий этой роли образ – доктора, мамы, дочки, водителя. Из этого образа вытекают и игровые дейст-вия ребёнка. Через образы и действия детей учатся выражать свои действия и эмо-ции. В играх мама может быть строгой или доброй, грустной или весёлой, ласковой и нежной. Образ проигрывается, изучается и запоминается. Все ролевые игры детей (за небольшим исключением) наполнены социальным содержанием и служат сред-ством вживания во всю полноту человеческих отношений. Игра берёт свои истоки из предметно - манипулятивной деятельности ребёнка в период раннего детства. Сначала ребёнок поглощён предметом и действиями с ними. Когда он овладевает действием, то начинает осознавать, что действует сам и как взрослый. Он и раньше подражал взрослому, но не замечал этого. В дошкольном возрасте внимание перено-сится с предмета на человека, благодаря чему взрослый и его действия становятся для ребёнка образцом для подражания. На границе раннего и дошкольного детства возникают первые виды детских игр. Один из видов игры этого периода- образно-ролевая игра. В ней ребёнок воображает себя кем угодно и чем угодно и действует в соответствии с этим образом. Ребёнка может удивить картина, бытовой предмет, явление природы, и он может стать им на короткий промежуток времени. Обязательное условие для развёртывания такой игры – яркое, запоминающееся впечатление, которое вызвало у него сильный эмоцио-нальный отклик. Ребёнок вживается в образ, чувствует его и душой и телом, стано-вится им. Образно-ролевая игра является источником сюжетно-ролевой игры, кото-рая ярко проявляется с середины дошкольного периода. Играя, ребёнок под одним действием подразумевает другое, под одним предметом – другой. Не имея возмож-ности обращаться с реальными предметами, ребёнок учится моделировать ситуации с предметами-заместителями. Игровые заместители предметов имеют небольшое сходство с реальными предметами (палочка-подзорная труба, шпага). В ролевой иг-ре знак входит в жизнь ребёнка и становится средством организации его деятельно-сти, так же, как и в жизни взрослого человека. Ребёнок обычно получает много игрушек, которые являются заместителями реаль-ных предметов человеческой культуры: орудий, предметов быта (мебель, посуда, одежда, машин и так далее. Через подобные игрушки ребёнок усваивает функцио-нальные назначения предметов и овладевает навыками их использования. Игра детей начинается с договора. Дети договариваются о начале игровой деятель-ности, выбирают сюжет, распределяют между собой роли, выстраивают свои дейст-вия и поведение в соответствии с выбранной ролью. Взяв на себя роль, ребёнок на-чинает принимать и понимать ролевые права и обязанности. Например, врач, если он лечит больного, должен быть уважаемым человеком, он может потребовать от больного раздеться, показать язык, измерить температуру, то есть потребовать, что-бы пациент выполнял его указания. В ролевой игре дети отражают свой окружающий мир и его многообразие, они могут воспроизводить сцены из семейной жизни, из взаимоотношений взрослых, трудовой деятельности и т. д. По мере взросления ребёнка, усложняются сюжеты их ролевых игр. Игровой сюжет, как и игровая роль не планируется ребёнком младшего возраста, а возникают ситуативно, в зависимости от того, какой предмет или игрушка попали ему в руки (посуда - будем играть в дом). Ссоры у детей этого возраста возникают из-за обладания предметом, с которым один из них захотел поиграть. В совместной игре дети учатся языку общения, взаимопониманию, взаимопомощи, учатся подчинять свои действия действию других игроков.
Социальная природа ролевой игры дошкольника.
Согласно концепции детской игры Д. Б. Эльконина, ролевая игра является вы-ражением возрастающей связи ребёнка с обществом- особой связи, характерной для дошкольного возраста. В ролевой игре выражается такое стремление ребёнка к уча-стию в жизни взрослых, которое не может быть реализовано непосредственно, в силу сложностей орудий труда и их недоступности для ребёнка. Этнографические ис-следования Д. Б. Эльконина показали, что в более примитивных обществах, где дети могут рано принимать участие в трудовой деятельности взрослых, отсутствуют объ-ективные условия для возникновения сюжетно-ролевой игры. Стремление ребёнка к самостоятельности и к участию в жизни взрослых удовлетворяется там прямо и не-посредственно - начиная с 3-4-летнего возраста дети овладевают средствами труда или работают вместе со взрослыми, а не играют. Эти факты позволили сделать важный вывод: ролевая игра возникает в ходе истори-ческого развития общества в результате изменения место ребёнка в системе общест-венных отношений. Игра социальна по своему происхождению и по своей природе. Её возникновение связано с определёнными условиями жизни ребёнка в обществе. Развитие цивилизации привело к тому, что включение детей в производительный труд взрослого отодвигалось во времени- детство удлинялось. Время, когда ребёнка ещё нельзя учить овладению орудиями труда и в то же время он сознательно живёт внутри общества и органически связан с ним, и стало периодом игры. Вместе с воз-никновением ролевой игры возникает новый этап в развитии ребёнка, который носит название дошкольного периода развития. Это период может быть назван возрастом ролевой игры. Центральным моментом ролевой игры является роль, которую берёт на себя ребё-нок. При этом он не просто называет себя именем взрослого человека («Я-космонавт», «Я- мама», «Я – доктор», действует как взрослый человек, роль кото-рого он взял на себя, отождествляя себя с ним. Через выполнение игровой роли осуществляется связь ребёнка с миром взрослых. Т. к. деятельность людей и их отношения разнообразны, то и сюжеты детских игр многообразны и изменчивы. В разные исторические эпохи в зависимости от соци-альных, бытовых и семейных условий дети играют в разные по своим сюжетам игры. Основным источником ролевых игр является знакомство ребёнка с жизнью и деятельностью взрослых. Если дети, плохо знакомые с окружающим миром людей, играют мало, их игры однообразны и ограниченны. Несмотря на обилие прекрасных игрушек, в играх отсутствует содержание. Замечено, что современные дошкольники предпочитают воспроизводить в играх сюжеты, заимствованные из телевизионных сериалов, и брать на себя не производственные, профессиональные роли взрослых, а роли телевизионных героев.
Влияние игры на развитие ребёнка.
Игра - ведущая деятельность в дошкольном возрасте, она оказывает значи-тельное влияние на развитие ребёнка. Прежде всего, в игре дети учатся полноцен-ному общению друг с другом. По выражению Д. Б. Эльконина, младшие дошкольники «играют рядом, а не вме-сте». Постепенно общение между детьми становится более интенсивным и продук-тивным. В среднем и старшем дошкольном возрасте, несмотря на присущий им эго-центризм, договариваются друг с другом, предварительно распределяя роли. Если по какой-то серьёзной причине распадается совместная игра, разлаживается и про-цесс общения. В эксперименте Курта Левина группу детей приводили в комнату с «некомплектными» игрушками (у телефона нет трубки и т. д.) Несмотря на недос-татки, дети с удовольствием играли, общаясь друг с другом. Второй день был днём фрустрации (состояние, вызванное непреодолимыми трудностями, возникшими на пути к достижению цели). Когда дети зашли в ту же комнату, оказалась открытой дверь в соседнее помещение, где лежали полные наборы игрушек. Открытая дверь была затянута сеткой. Имея перед глазами притягательную и непостижимую цель, дети разбрелись по комнате. Кто-то тряс сетку, многие со злости разбрасывали ста-рые, ненужные уже игрушки. В состоянии фрустрации разрушались как игровая деятельность, так и общение детей друг с другом. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произволь-ного поведения ребёнка. Механизм управления своим поведением - подчинение правилам- складывается именно в игре, а затем проявляется в других видах деятель-ности. Произвольность предполагает наличие образца. В игре образцом служат не моральные нормы или требования взрослых, а образ другого человека, чьё поведе-ние копирует ребёнок. Самоконтроль появляется только к концу дошкольного воз-раста. К 7 годам ребёнок всё больше начинает ориентироваться на нормы и правила; регулирующие его поведение образы становятся всё более обобщёнными. К моменту поступления в школу дети способны управлять своим поведением в целом, а не только отдельными действиями.
Ролевая игра имеет решающее значение для развития воображения. Игровые действия происходят в мнимой ситуации; реальные предметы используются в качестве других, воображаемых; ребёнок берёт на себя роли отсутствующих персонажей. Такая практика действия в придуманном пространстве способствует тому, что дети приобретают способность к творческому воображению. В игре складываются виды деятельности ребёнка, которые потом приобретают са-мостоятельное значение. Так, продуктивные виды деятельности (рисование, кон-струирование) первоначально слито с игрой. Рисуя, ребёнок разыгрывает тот или иной сюжет. Постройка из кубиков вплетается в ход игры. Только к старшему до-школьному возрасту результат продуктивной деятельности приобретает самостоя-тельное значение, независимое от игры. Игра способствует становлению произвольной памяти, вниманию и мышлению ребёнка. Игра создаёт реальные условия для развития многих навыков и умений, необходимых ребёнку для успешного перехода к учебной деятельности. Внутри игры начинает складываться учебная деятельность. Учение вводит воспитатель, оно не появляется непосредственно из игры. Дошкольник начинает учиться, играя. К учению он относится как к своеобразной игре с определёнными ролями и правилами. Выполняя эти правила, он овладевает элементарными учебны-ми действиями.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Ребёнок моделирует их в сюжетно-ролевой игре, которая становится для него веду-щей деятельностью. Однако эта детская деятельность вызывает массу вопросов у психологов. Почему, как и зачем дети вдруг берут на себя роли взрослых и начинают жить в ка-ком-то воображаемом пространстве? При этом они, конечно же остаются детьми и прекрасно понимают условность своего «перевоплощения»- они только играют во взрослых, но эта игра приносит им ни с чем не сравнимое удовольствие. Определить сущность сюжетно-ролевой игры не так-то просто. Эта деятельность содержит в себе несовместимые и противоречивые начала. Она является одновре-менно свободной и жёстко регламентированной, непосредственной и опосредован-ной, фантастической и реальной, эмоциональной и рациональной. Игра – одно из сложных и спорных понятий философии и психологии: до сих пор ведутся споры о том, для чего она нужна, какие задачи выполняет присутствие этого «излишества» в человеческом бытии. «Игра в бисер» Г. Гессе, «Человек играющий» Й. Хейзинги – все эти явления свидетельствуют о том, что именно посредством лишнего, неочевидного с точки зрения прагматического смысла осуществляется основное человеческое предназначение, состоящее в возможности подняться к вер-шинам духа, оторваться от телесных потребностей и земного существования.
Именно в игре создаётся нечто новое, чего не было раньше. Это относится к играм детей. То, что «проиграно», превращается в реальность.
ЛИТЕРАТУРА.
Аникеева Н. П. Воспитание игрой
Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольника творчество.
Кон И. С. Ребёнок и общество.
Эльконин Д. Б. Символика и её функции в игре детей.
Эльконин Д. Б. Детская психология.
Эльконин Д. Б. Психология игры.
Михайленко Н. Я. Педагогические принципы организации сюжетной игры.
Богуславская З. М. Развивающие игры.
Лисицина М. И. Проблемы онтогенеза общения.