Анна Макарова
Сюжетно-ролевая игра «Лиса»
▼ Скачать + Заказать документы
1. Занятие «Составление рассказа об игрушке»
Цели. Познакомить детей с отличительными признаками лисы. Учить детей сочинять небольшие описательные рассказы об игрушке, следуя образцу воспитателя.
Ход занятия. На столе воспитателя – игрушка лисы. Дети рассматривают, ощупывают её. Когда они садятся за столы, педагог незаметно прячет игрушку.
Далее следует 3-4 минутная игра-инсценировка.
«Вы не видели лису? Она только что сидела на столе. Лисичка, выходи!» - просит педагог. Зовут лисичку дети: «Рыженькая, пушистая лисичка, выйди, пожалуйста!» (2-3 повторения)
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Лиса“» размещена в разделах
Лисичка появляется и просит у детей угадать, на что похожи её глаза. (На черные пуговицы, ягодки, бусинки). Лисичка ходит по столу, спрашивает: «Правда, я очень-очень красивая?» ««Ты красивая», -говорит воспитатель, -у тебя рыжая шубка и большой пушистый хвост, голова маленькая, ушки острые, а мордочка вытянутая». «А ребята что думают обо мне?»-спрашивает лисичка. «Давай спросим у них», -говорит воспитатель. (Отвечают 3-4ребенка.)
Затем воспитатель предлагает послушать его рассказ про лисичку: «Это лисичка. Шубка у нее рыжая. Хвост большой и пушистый. Глаза у лисички как круглые черные ягодки. Лисичка красивая. Она ловкая, ходит легко и тихо». (Воспитатель показывает, как ходит лисичка.)
Воспитатель предлагает детям походить легко, чуть ступая, как лисичка.
Дети возвращаются за столы. Воспитатель повторяет образец рассказа и предлагает детям рассказать про лисичку. Если у ребенка возникают трудности при рассказе, педагог помогает ему.
Занятие заканчивается прощанием лисички с ребятами.
На последующих занятиях воспитатель обыгрывает ситуации, где кратко рассказывает, где живет, что ест и чем любит заниматься (играть с лисятами, ловить мышей) лисичка.
В дальнейшем воспитатель таким же образом может обыграть игрушки: медведицы, кошки, ежихи.
1. Чтение и заучивание наизусть стихотворения «Лиса»
Цели. Закрепить знания детей об отличительных признаках лисы через художественное слово. Запоминать небольшое по объему стихотворение и отгадывать загадку. Читать наизусть, торопясь, стихотворение, четко выговаривая слова.
Предварительная работа. Воспитатель на глазах у детей изготавливая игрушки-самоделки: вырезает, склеивает, раскрашивает половинки (силуэт лисы).
Ход занятия. Воспитатель загадывает детям загадку:
Рыжая плутовка
По лесу гуляет,
Хвостиком пушистым
След свой заметает (Лиса)
Далее воспитатель читает стихотворение «Лиса» :
В лесу на полянке
Лисята гуляют:
Ловят друг дружку, в прятки играют.
А мама – лисица
Строго следит,
От серого волка
Лисят защитит.
Во время чтения стихотворения воспитатель выставляет на стол игрушки-самоделки: лису и двух лисят.
Воспитатель читает стихотворение ещё 1-2 раза. Дети повторяют за ним, затем дети декламируют самостоятельно. Чтобы им было интереснее, воспитатель дает в руки ребенку, который соглашается сам продекламировать стихотворение, одну из игрушек-самоделок.
Стихотворение читается 2-3 раза. Далее воспитатель предлагает детям еще раз выставить по порядку игрушки-самоделки на стол и показать действия, которые делают лиса с лисятами.
2. Рассматривание картины «Лиса с лисятами»
Цели. Показать на картине и назвать действия, которые впоследствии дети смогут перенести в игровую ситуацию. Учить детей рассматривать сюжетную картину, называть отдельные предметы, действия персонажей, устанавливать взаимосвязь между изображенными объектами; помочь ребенку увидеть «картину в целом»; учить детей слушать рассказ воспитателя, составленный по картине, при повторном рассказывании активно договаривать слова.
Предварительная работа. Воспитатель готовит картину «Лиса с лисятами».
Ход занятия. Перед началом рассматривания картины воспитатель говорит: «Я хочу познакомить вас с лисичкой и её детками – лисятами». Затем показывает картину. После этого воспитатель задает вопросы по содержанию картины: «Где живет лиса с лисятами? (В лесу). Где находятся лиса с лисятами? (На полянке). Что делает лиса? (Играет с лисятами). Что делают лисята? (Убегают от нее). Лисятам нравится играть?»
Воспитатель предлагает детям послушать рассказ о лисе с лисятами, которые живут в лесу:» Лиса лисятами живут в лесу. Лиса играет на полянке. Лисята от нее убегают, а она их догоняет. Как хорошо играть вместе!».
Воспитатель повторяет рассказ, не договаривая некоторые слова. Дети припоминают их и вставляют в рассказ.
Далее воспитатель убирает картину и может предложить детям поиграть в интересную игру («Чья мама» или «Птицы и лиса»).
В дальнейшем, рассматривая вместе с воспитателем картину после занятия (вечером, утром, следующего дня, дети замечают, что ещё на ней изображено большое дерево-дуб, рядом куст малины. Над ними летает бабочка.
Слушая детей, воспитатель подсказывает, как точнее сказать о местоположении дерева, куста, птицы, цветка и бабочки.
3. Игра «Чья мама?»
Цели. Закрепить названия детенышей животных. Учить группировать животных и их детенышей.
Игровой материал. Картинки со взрослыми животными и картинки с детенышами.
Ход игры. Детям раздаются картинки с детенышами животных. Воспитатель из мешочка достает картинку со взрослыми животными и спрашивает:» Чья мама?». Ребенок, у кого на картинке детеныш этого животного, поднимает руку. Воспитатель отдает этому ребенку картинку, и ребенок говорит: «Это лиса, а это лисенок». Если ребенок затрудняется назвать животное, то ему помогают другие дети или воспитатель.
4. Игра «Птицы и лиса»
Цели. Развивать способность принять на себя роль. Развивать быстроту реакции, ловкость. Формировать сплоченность в коллективе.
Ход игры. Игра проводится на площадке детского сада. Воспитатель сообщает, что все ребята становятся птицами и устраиваются на каких-либо небольших возвышенностях, на пеньках, на веранде, на лесенке. Это их гнезда. Воспитатель будет лисой, у нее своя норка (кружок, очерченный мелом). Когда лиса спит, птицы слетают с «деревьев» на землю, перелетают с одного места на другое, расправив крылья, ищут различных насекомых. По сигналу воспитателя: «Лиса проснулась!»-все прячутся в свои гнезда. Лиса выбегает из норки и пытается поймать какую-нибудь птицу, если она не успеет спрятаться в гнездо.
Пойманные дети выходят из игры.
5. Изготовление атрибутов к игре.
Рисование цветочка для лисички.
Цели. Воспитывать у детей чувство благодарности. Учить передавать в рисунке красоту цветка. Отрабатывать приемы рисования красками.
Развивать творческое воображение. Учить готовить рабочее место, удобно располагать материал.
Материал к занятию. Картинка с изображением одуванчиков, нарисованных разными способами, бумага, краски, кисть, тряпочка, баночка с водой.
Методика проведения. Воспитатель предлагает детям вспомнить, кто им в группу вчера прислал такой вкусный пирог. Затем продолжает: «Чем мы можем отблагодарить лисичку? (Сделать ей подарок). Давайте для лисички нарисуем красивый цветок. Помните, как на прогулке мы с вами любовались цветущими одуванчиками? Я думаю, нашей лисичке понравится, если мы ей подарим рисунки одуванчика».
После этого воспитатель показывает картинку с изображением одуванчика и уточняет, какой формы цветок, какого цвета.
Далее воспитатель показывает картинки с одуванчиками, нарисованные разными способами.
Воспитатель вместе с детьми рассматривает образцы и показывает, как нужно нарисовать стебель и листья. Затем вызывает ребенка для показа одного из приемов рисования цветка одуванчика.
Потом взрослый уточняет последовательность рисования: сначала надо рисовать ножку с листьями, потом цветок, который можно изобразить по-разному.
После предлагает нарисовать детям цветок самостоятельно на листах бумаги.
Во время работы воспитатель следит за тем, чтобы дети после рисования зеленой краской аккуратно промывали кисти, осушали их о тряпочку и набирали краску желтого цвета.
В заключении воспитатель подчеркивает, что одуванчики получились очень красивыми и лисичка будет очень рада таким подаркам.
Потом воспитатель может предложить вниманию детей стихотворение Е. Серовой «Одуванчик».
Ход сюжетно-ролевой игры. Воспитатель обращается к детям: «Давайте играть. Я буду лисой. У меня острые ушки (показывает). Видите, какие? А пушистый большой хвост видите? (Показывает движением руки воображаемый хвост) красивый у меня хвост?» Затем лиса кратко рассказывает, где живет, что ест и че любит заниматься (играть с лисятами, ловить мышей итд.).
Обрисовав внешний облик лисы, ее привычки и нрав, воспитатель переходит к самому главному моменту – побуждает детей к вхождению в образ лисят. Вот как это выглядит: «Скучно мне одной. Нет у меня деток – маленьких лисят с пушистыми хвостиками. Выросли они, стали большими и убежали в лес. Были бы у меня лисята, я бы их хлебушком угостила, фантики подарила. Видите, сколько у меня их. Кто хочет быть моим лисенком?» Кто-то захотел быть лисенком – хорошо! Ну а тех, кто не захотел играть, принуждать ни в коем случае не следует. Пусть эти дети занимаются тем, чем им хочется. Воспитатель продолжает играть дальше с желающими.
«Лисята, покажите ваши ушки. А хвостики у вас есть?» Возможно кто –то
из детей прицепит сзади прыгалки. Другие тоже могут захотеть сделать хвостики. Не спешите им на помощь. Пусть они попробуют справиться с этим сами. Такая самостоятельность будет только н пользу. Самое главное уже произошло – ребенок вошел в образ он стал «другим» в своем воображении.
Затем воспитатель обязательно должен похвалить детей. Угостить лисят лисичкиным хлебушком (для начала можно угостить настоящей булочкой, позднее используется предмет-заменитель, отламывая воображаемые кусочки и приговаривая: «Этому лисенку дала, и этому лисенку дала, и этого лисенка не забыла. Лисята, посмотрите на этого лисенка. Правда он рыженький? Угощайся, Рыжик, хлебушком. А теперь оттопырьте, лисята, кармашки и закройте глазки. Я вам туда положу по секрету». (Раскладывает по кармашкам фантики).
Дальше воспитатель может продлить игру в разных направлениях (все будет зависеть от его творчества, но только при условии, что этого хотят дети, что у них сохранился интерес к игре. Можно пойти в лес, поискать общую норку, где лисята будут прятаться от дождя, складывать свои запасы. На участке можно собирать веточки и листья, чтобы устроить теплую норку, собирать грибы, ягоды ( предметы-заместители: камешки, цветки клевера и пр.)
Игру в лисят воспитатель может, например, закончить так. Педагог обращается к детям: «Лисята, ваша мама-лиса с базара пришла, вам игрушки принесла (куклы, машинки, разные мозаики и любые другие интересные для ребенка предметы: пластмассовые бутылочки с завинчивающимися пробками, шариковые ручки, крупные болтики для мальчиков, коробочки от духов для девочек и пр.) бегите ко мне, буду подарки раздавать. Ну вот, всем раздала. Можно всем заняться делом. Потом пойдем гулять».
В дальнейшем игру можно продолжить следующим образом: предлагая детям игрушки, конфеты, фрукты, пироги и прочее, воспитатель говорит: «Посмотрите, ребятки, какой большой и вкусный испекла лисичка пирог и принесла к нам в группу. Она подумала, что у нас в группе есть лисята-сладкоежки, которые обожают вкусные пироги, и решила угостить их. Кто у нас лисенок? Кому лисичка испекла сладкий пирог? Ты лисенок, Саша? А где твои лапки, лисенок? А пушистый хвостик у тебя есть, лисенок? Как много лисят у нас в группе! Пора раздавать им пирог!»
Затем воспитатель предлагает лисятам встать вокруг большого стола (сделанного из сдвинутых столов) и посмотреть, как она торжественно разрезать пирог на равные части, чтобы всем досталось поровну. Так может проходить обычный полдник. Раздавая пирог, воспитатель приговаривает: «Этому лисенку кусочек пирога и этому. Всем лисятам поровну делю пирог лисички. Всем лисятам хватило пирога? Ешьте на здоровье!»
После полдника воспитатель предлагает детям побыть маленькими лисятами: походить медленно, чуть ступая, замести хвостиком следы.
На одном из занятий воспитатель может предложить детям сделать лисичке подарок, к примеру, нарисовать для нее красивый цветок.
Таким же образом воспитатель может поиграть с маленькими медвежатами, котятами, ежатами, волчатами и зайчатами.