МААМ-картинки

Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста

афанасьева ольга
Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии

у детей дошкольного возраста

Аннотация

В статье раскрыта актуальность изучения эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены возможности использования сюжетно-ролевой игры для ее развития.

Ключевые слова

Эмпатия, дошкольники, сюжетно-ролевая игра.

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Изучение проблемы формирования эмоциональной сферы, а в частности, эмпатии рассматривалась большим числом отечественных и зарубежных ученых. В научной литературе под эмпатией имеют в виду умение представить себя на месте другого человека, взглянуть на все его глазами, а также понять что он чувствует.

Первые моральные суждения и оценки начинают складываться уже в дошкольном возрасте, также в этот период идет активный процесс формирования нравственных качеств и чувств.

Как подчеркивают исследователи, эмоции, чувства и нравственные переживания у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны. В процессе общения у детей формируется умение выражать свои чувства, оценивать их, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.

Если ребенку свойственна невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника (так называемая «коммуникативная глухота») и их потребностям, то в дошкольном возрасте это может стать причиной межличностных конфликтов, а также это может негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка. Как указывают исследователи, у дошкольников развитие социальных эмоций происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Анализируя теоретические подходы и результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что объем представлений об эмоциональных явлениях имеет определенную возрастную специфику, и отличается в старшем дошкольном возрасте от младшего школьного возраста.

Успешное развитие эмпатийного поведения, под которым понимается сочувствие и содействие к другим, сопереживание, возможно при сочетании разных видов деятельности, опосредствующих взаимодействие ребенка и взрослого. Например, дошкольникам нравятся рассказы и сказки, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, в ходе которых происходит сопереживание и сочувствие героям сюжетно-ролевых игр, персонажам художественных произведений.

С. Л. Рубинштейн писал о том, что игровая деятельность способствует формированию не только новообразований у ребенка, но и всех его психических процессов: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность». [3, с. 528]

Игровой процесс всегда интересовал психологов и педагогов, которые считают, что игровая форма является той единственной деятельностью для ребенка, которая имеет место во все времена, и что она является наиболее естественным способом проникновения в детство для познания и для воздействия на ребенка. [2]

Для детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Именно в ней идет процесс воспитания, обучения и развития ребенка, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая какой-либо ролью, ребенок учится понимать как чувствует себя другой человек и входить в его положение, приобретает знания о разнообразных эмоциях и эмоциональных состояниях людей, через игровую деятельность дети знакомятся с нормами поведения в обществе, овладевают образцами межличностного общения.

В процессе сюжетно-ролевой игры дошкольники берут на себя определенные функции взрослых и, при создании ими воображаемых условий, воспроизводят деятельность взрослых и взаимоотношения между ними. И. М. Сеченов отмечал, что эти игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, и многократное повторение определенных действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у детей. [5, с. 52-55]

В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохиным, как и остальными учеными, сюжетно-ролевая игра рассматривается как отражение детьми окружающей их жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, которая создается детским воображением. По их мнению, дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. В игре комната может быть и замком, и лесом, и трамваем.

Исследователи указывают на то, что в игре не так важен результат, большую роль играет процесс проигрывания различных ситуаций. Важна реакция и отклик ребенка на ту или иную эмоцию в ходе игры. Также можно заметить, что когда дети играют, они относятся к игре серьезно и соблюдают все правила. И не смотря на то, что правила и ситуации вымышленные, чувства и эмоции у них реальны.

Как отмечают исследователи, в процессе игры у детей уточняются, углубляются знания и представления. Огромным количеством вопросов они засыпают окружающих взрослых, тем самым удовлетворяя свою потребность в новых знаниях.

Игра как ведущая деятельность ребенка–дошкольника определяет его дальнейшее психическое развитие, так как ей присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.

Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что именно сюжетно-ролевая игра, на значимость которой указывали Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, является одним из ведущих средств развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Так, беря на себя в игре роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в общении между собой. Сюжетно-ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.

1. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л. Н. Прокошенко, В. К. Котырло. – Киев : Педагогическая школа, 2011. – 220 с.

2. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 4-7.

3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Госучпедтиз, 2000. – 704 с.

4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры / О. Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 52-55.

5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2006. – 368 с.

Публикации по теме:

«Космическое путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Образовательные задачи: – расширить представления о профессии космонавтов, об их основных трудовых действиях; – способствовать расширению.

«Морское путешествие». Сюжетно-ролевая игра для детей старшего дошкольного возраста Совместная деятельность детей и воспитателя в ходе режимных моментов по теме «Морское путешествие» сюжетно-ролевая игра (для детей старшего.

Сюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Почта» для детей старшего дошкольного возраста Актуальность Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования требует от современного выпускника ДОУ усвоения.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Сюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Ателье мод» для детей старшего дошкольного возраста Игровые задачи: Формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании игрового действия снова объединяться.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «Птичий двор» для детей младшего дошкольного возраста Многие известные педагоги и психологи определяют игру как ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника. По теории Д. Б. Эльконина, именно.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Сюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возрастаСюжетно-ролевая игра «В гостях у куклы Кати» для детей младшего дошкольного возраста Цели:Закрепление навыков общения со сверстниками и взрослыми, расширение и закрепление знаний по ведению хозяйства (приготовление еды,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 17 января 2021 в 21:25
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем афанасьева ольга (УИ 1428789) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД