афанасьева ольга
Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии
у детей дошкольного возраста
Аннотация
В статье раскрыта актуальность изучения эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Рассмотрены возможности использования сюжетно-ролевой игры для ее развития.
Ключевые слова
Эмпатия, дошкольники, сюжетно-ролевая игра.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство развития эмпатии у детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сюжетно-ролевые игры
- Эмпатия. Развитие эмпатии
- Темочки
Изучение проблемы формирования эмоциональной сферы, а в частности, эмпатии рассматривалась большим числом отечественных и зарубежных ученых. В научной литературе под эмпатией имеют в виду умение представить себя на месте другого человека, взглянуть на все его глазами, а также понять что он чувствует.
Первые моральные суждения и оценки начинают складываться уже в дошкольном возрасте, также в этот период идет активный процесс формирования нравственных качеств и чувств.
Как подчеркивают исследователи, эмоции, чувства и нравственные переживания у детей дошкольного возраста тесно взаимосвязаны. В процессе общения у детей формируется умение выражать свои чувства, оценивать их, развивается способность к сочувствию, сопереживанию.
Если ребенку свойственна невосприимчивость к чувствам и желаниям сверстника (так называемая «коммуникативная глухота») и их потребностям, то в дошкольном возрасте это может стать причиной межличностных конфликтов, а также это может негативно сказаться на эмоционально-нравственном развитии ребенка. Как указывают исследователи, у дошкольников развитие социальных эмоций происходит в процессе взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Анализируя теоретические подходы и результаты проведенных исследований можно сделать вывод, что объем представлений об эмоциональных явлениях имеет определенную возрастную специфику, и отличается в старшем дошкольном возрасте от младшего школьного возраста.
Успешное развитие эмпатийного поведения, под которым понимается сочувствие и содействие к другим, сопереживание, возможно при сочетании разных видов деятельности, опосредствующих взаимодействие ребенка и взрослого. Например, дошкольникам нравятся рассказы и сказки, сюжетно-ролевые игры, театрализованные постановки, в ходе которых происходит сопереживание и сочувствие героям сюжетно-ролевых игр, персонажам художественных произведений.
С. Л. Рубинштейн писал о том, что игровая деятельность способствует формированию не только новообразований у ребенка, но и всех его психических процессов: «Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность; принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность». [3, с. 528]
Игровой процесс всегда интересовал психологов и педагогов, которые считают, что игровая форма является той единственной деятельностью для ребенка, которая имеет место во все времена, и что она является наиболее естественным способом проникновения в детство для познания и для воздействия на ребенка. [2]
Для детей старшего дошкольного возраста ведущим видом деятельности является сюжетно-ролевая игра. Именно в ней идет процесс воспитания, обучения и развития ребенка, в том числе и гуманного отношения к окружающим людям: овладевая какой-либо ролью, ребенок учится понимать как чувствует себя другой человек и входить в его положение, приобретает знания о разнообразных эмоциях и эмоциональных состояниях людей, через игровую деятельность дети знакомятся с нормами поведения в обществе, овладевают образцами межличностного общения.
В процессе сюжетно-ролевой игры дошкольники берут на себя определенные функции взрослых и, при создании ими воображаемых условий, воспроизводят деятельность взрослых и взаимоотношения между ними. И. М. Сеченов отмечал, что эти игровые переживания оставляют след в сознании ребенка, и многократное повторение определенных действий взрослых, и подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у детей. [5, с. 52-55]
В. И. Ядэшко и Ф. А. Сохиным, как и остальными учеными, сюжетно-ролевая игра рассматривается как отражение детьми окружающей их жизни – действий, деятельности людей, их взаимоотношений в обстановке, которая создается детским воображением. По их мнению, дети придают обстановке то значение, какое обусловлено замыслом и содержанием игры. В игре комната может быть и замком, и лесом, и трамваем.
Исследователи указывают на то, что в игре не так важен результат, большую роль играет процесс проигрывания различных ситуаций. Важна реакция и отклик ребенка на ту или иную эмоцию в ходе игры. Также можно заметить, что когда дети играют, они относятся к игре серьезно и соблюдают все правила. И не смотря на то, что правила и ситуации вымышленные, чувства и эмоции у них реальны.
Как отмечают исследователи, в процессе игры у детей уточняются, углубляются знания и представления. Огромным количеством вопросов они засыпают окружающих взрослых, тем самым удовлетворяя свою потребность в новых знаниях.
Игра как ведущая деятельность ребенка–дошкольника определяет его дальнейшее психическое развитие, так как ей присуща воображаемая ситуация. Благодаря игре ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях.
Обобщая вышесказанное можно сделать вывод о том, что именно сюжетно-ролевая игра, на значимость которой указывали Л. А. Венгер, А. Н. Леонтьев, В. С. Мухина, К. Д. Ушинский, Д. Б. Эльконин, является одним из ведущих средств развития эмпатии у детей старшего дошкольного возраста. Так, беря на себя в игре роли взрослых, воспроизводя их деятельность и взаимоотношения, дети знакомятся с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми руководствуются взрослые в общении между собой. Сюжетно-ролевая игра является мощным фактором развития гуманных чувств. Ролевые действия и взаимоотношения помогают дошкольнику понять другого, учесть его положение, настроение, желание. Когда дети переходят от простого воссоздания действий и внешнего характера взаимоотношений к передаче их эмоционально-выразительного содержания, они учатся разделять переживания других.
1. Воспитание гуманных чувств у детей. / Под ред. Л. Н. Прокошенко, В. К. Котырло. – Киев : Педагогическая школа, 2011. – 220 с.
2. Короткова Н. Сюжетная игра старших дошкольников / Н. Короткова // Ребенок в детском саду. – 2006. – № 4. – С. 4-7.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. – СПб. : Госучпедтиз, 2000. – 704 с.
4. Солнцева О. Играем в сюжетные игры / О. Солнцева // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 52-55.
5. Урунтаева Г. А. Детская психология: учебник для студ. сред. учеб. заведений / Г. А. Урунтаева. – Москва : Академия, 2006. – 368 с.