Лучший педагог года

Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности

Кинзерская Оксана Владимировна
Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы

СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ

Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом,

но творческая переработка пережитых впечатлений,

комбинирование их и построение из них новой действительности,

отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.

Л. С. Выгодский

Публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности» размещена в разделах

Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).

Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Эта деятельность, как никакая другая, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.

Необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:

- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;

- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;

- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;

- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;

- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.

Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей. Задача воспитателя – создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.

Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация включает в себя:

- сюжет,

- роль,

- ролевые действия.

Сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. Сюжеты игр по С. А. Шмакову:

• профессиональные (больница, магазин и т. д.);

• созидательные (строительство);

• поиска и открытия (путешествия);

• связанные с искусством («цирк», «театр»);

• сказочные;

• фантастические;

• военизированные («стрелялки», «догонялки»).

Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Виды ролей:

роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;

роль – профессия обобщенного типа (учитель, врач);

семейная роль (мама, папа, дочка, сын);

сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Баба-Яга);

роль животного.

Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста :

1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок и т. д.).

2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.

3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.

4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.

Принципы организации сюжетно-ролевой игры :

воспитатель должен играть вместе с детьми;

воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;

начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при оформлении игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером – взрослому или сверстнику.

Правила игры для детей:

- прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.

- подумай, чем ты будешь играть.

- игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.

- играй дружно.

- бережно относись к игрушкам.

- содержи игрушки в порядке.

- говори с другом спокойно и ласково.

- не мешай играть товарищу.

- играй самостоятельно.

Правила руководства игрой:

- не подавлять инициативу и творчество детей.

- способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.

- побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.

- приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-заменителей.

- учить вступать в диалог от имени действующих лиц.

- побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.

- помогать детям договариваться в игре.

- не заставлять играть в то, что они не видели.

- наблюдать за играми детей.

- анализировать увиденное в игре.

- учить ставить ситуации, но, не указывая конкретные способы, действия.

Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок «переносится» в мир взрослых: примеряет на себя интересную роль, использует образы из памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.

В процессе самой игры педагог может выступать в роли внимательного наблюдателя и в случае необходимости оказать косвенную помощь по ходу сюжета игры или же являться активным полноправным участником игры, ни в коем случае не навязывая свое мнение.

Публикации по теме:

Буккросинг — средство приобщения дошкольников к чтениюБуккросинг — средство приобщения дошкольников к чтению Буккросинг в детском саду! В нашем саду идет реализация проекта «Буккроссинг - средство приобщения дошкольников к чтению», целью которого.

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Сюжетно ролевая игра для дошкольниковСюжетно ролевая игра для дошкольников День сюжетно ролевой игры. День Сюжетно ролевой игры. Сюжетно ролевая игра для дошкольников. Цель:освоение предметного мира,установлении.

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Социальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книгеСоциальное партнёрство ДОУ, библиотеки и родителей воспитанников как средство приобщения дошкольников к книге "Достижение у человека в виде тяги к чтению – это лучший подарок, сделанный человеку, ведь он может увидеть всё, что угодно в книге". Элизабет.

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольниковСюжетно — ролевая игра как основной вид игры дошкольников СЮЖЕТНО - РОЛЕВАЯ ИГРА - ОСНОВНОЙ ВИД ИГРЫ ДОШКОЛЬНИКОВ Огромный вклад в развитие личности ребёнка вносит игровая деятельность. Именно в.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности
Опубликовано: 28 декабря 2022 в 11:50
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности» (включая файлы) размещена пользователем Кинзерская Оксана Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД