Кинзерская Оксана Владимировна
Сюжетно-ролевая игра как средство приобщения дошкольников к социальной действительности
▼ Скачать + Заказать документы
СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
Игра ребенка не есть простое воспоминание о пережитом,
но творческая переработка пережитых впечатлений,
комбинирование их и построение из них новой действительности,
отвечающей запросам и влечениям самого ребенка.
Л. С. Выгодский
Темочки:
Дошкольный возраст считается классическим возрастом игры. В этот период возникает и приобретает наиболее развитую форму особый вид детской игры, который в психологии и педагогике получил название сюжетно-ролевой (творческой).
Сюжетно-ролевая игра есть деятельность, в которой дети берут на себя трудовые или социальные функции взрослых людей и в специально создаваемых ими игровых, воображаемых условиях воспроизводят (или моделируют) жизнь взрослых и отношения между ними. Эта деятельность, как никакая другая, обеспечивает детскую активность, самостоятельность, самовыражение, самодеятельность.
Необходимо выделить условия включения детей в игровую деятельность, при которых обогащение социального опыта воспитанников осуществляется наиболее эффективно:
- обогащение содержания игр, создание интереса к новым сюжетам;
- обогащение жизненного опыта детей, пополнение знаний детей;
- своевременное изменение игровой среды с учетом обогащающегося жизненного и игрового опыта;
- активизирующее общение взрослого с детьми в процессе их игры, направленное на побуждение и самостоятельное применение детьми новых способов решения игровых задач, на отражение в игре новых сторон жизни;
- умение поддерживать инициативу, желание детей организовать игру по собственной инициативе.
Сюжетно-ролевая игра должна соответствовать современной деятельности т. к. в связи с развитием научно-технического прогресса появляется много новой техники, много нового в жизни людей. Задача воспитателя – создать условия для отражения этого в сюжетно-ролевых играх детей.
Основа сюжетно-ролевой игры – воображаемая ситуация. Воображаемая ситуация включает в себя:
- сюжет,
- роль,
- ролевые действия.
Сюжет – это сторона действительности, которая находит отражение в игре. Сюжеты игр по С. А. Шмакову:
• профессиональные (больница, магазин и т. д.);
• созидательные (строительство);
• поиска и открытия (путешествия);
• связанные с искусством («цирк», «театр»);
• сказочные;
• фантастические;
• военизированные («стрелялки», «догонялки»).
Роль – это образ, который ребенок принимает на себя добровольно или по договоренности с другими играющими. Виды ролей:
роль конкретного взрослого человека или персонажа фильма, мультфильма, книги;
роль – профессия обобщенного типа (учитель, врач);
семейная роль (мама, папа, дочка, сын);
сказочные, карнавальные роли (Дед Мороз, Волшебник, Баба-Яга);
роль животного.
Этапы сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста :
1 этап: предварительная работа (чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, фотографий, беседы, отгадывание загадок и т. д.).
2 этап: создание игровой обстановки, внесение атрибутов, новых игрушек и предметов, обучения игровым действиям.
3 этап: обучение ролевым действиям, ролевому диалогу, распределение ролей, разыгрывание игровых эпизодов.
4 этап: самостоятельная игра детей, расширение сюжета игры.
Принципы организации сюжетно-ролевой игры :
воспитатель должен играть вместе с детьми;
воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, на каждом его этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения;
начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при оформлении игровых умений одновременно ориентировать ребенка как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнером – взрослому или сверстнику.
Правила игры для детей:
- прежде чем начать игру, подумай, во что ты будешь играть.
- подумай, чем ты будешь играть.
- игру доводи до конца с тем, с кем начал играть.
- играй дружно.
- бережно относись к игрушкам.
- содержи игрушки в порядке.
- говори с другом спокойно и ласково.
- не мешай играть товарищу.
- играй самостоятельно.
Правила руководства игрой:
- не подавлять инициативу и творчество детей.
- способствовать развитию сюжетно-ролевой игры, не разрушая замысел детей.
- побуждать к взаимопониманию, чуткости, справедливости, взаимопомощи.
- приучать детей к самостоятельному употреблению в играх строительного материала, конструкторов, игрушек-заменителей.
- учить вступать в диалог от имени действующих лиц.
- побуждать детей задавать больше вопросов по содержанию игры.
- помогать детям договариваться в игре.
- не заставлять играть в то, что они не видели.
- наблюдать за играми детей.
- анализировать увиденное в игре.
- учить ставить ситуации, но, не указывая конкретные способы, действия.
Сюжетно-ролевая игра – это первая возможность ребенка познакомиться с различными социальными нормами, примерить их к себе, прежде чем пользоваться ими в реальной жизни. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок «переносится» в мир взрослых: примеряет на себя интересную роль, использует образы из памяти и фантазию для действия в придуманной ситуации.
В процессе самой игры педагог может выступать в роли внимательного наблюдателя и в случае необходимости оказать косвенную помощь по ходу сюжета игры или же являться активным полноправным участником игры, ни в коем случае не навязывая свое мнение.