Вера Александровна Полякова
Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания
▼ Скачать + Заказать документы
Сюжетно - ролевая игра как способ реализации «Социального направления воспитания»
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» В. А. Сухомлинский
В игре, «исполняя» различные роли, дети познают мир, учатся, усваивают социальный опыт. Сюжетно-ролевая игра всегда была школой социализации для ребенка, в которой он примерял на себя и осваивал разные социальные роли, обретал опыт взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Все мы знаем, что игра важна для детей, все мы осознаем тот факт, что развитие детей в детском саду не эффективно без игры. Но в тоже время, не всегда в детском саду игре уделяется должное внимание.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра как способ реализации социального направления воспитания» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
Одним из направлений Рабочей программы воспитания ДОУ является – «Социальное направление воспитания». Ценности семья, дружба, человек и сотрудничество лежат в основе социального направления воспитания. В дошкольном детстве ребенок открывает личность другого человека и его значение в собственной жизни и жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие социальных отношений и социальных ролей. Он учится действовать сообща, подчиняться правилам, нести ответственность за свои поступки, действовать в интересах семьи, группы. Формирование правильного ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному окружению невозможно без грамотно выстроенного воспитательного процесса, в котором обязательно должна быть личная социальная инициатива ребенка в детско-взрослых и детских общностях.
Важным социальным аспектом является формирование у дошкольника представления о мире профессий взрослых, а поскольку сюжетно-ролевая игра — это подлинная социальная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников, коллективом педагогов ГБДОУ детский сад №21, было принято решение, организовать реализацию модуля «Социальное направление воспитания» через серию сюжетно-ролевых игр. В рамках Календарного плана воспитательной работы на 2021-2022 год, был подготовлен педагогический проект «Увлекательный мир профессий»
1этап: Возможности сюжетно – ролевых игр в изучении профессий
*Изучение классификаций сюжетно – ролевых игр
*Выбор технологии руководства сюжетно – ролевыми играми дошкольников
*Определение возможностей использования сюжетно – ролевых игр в изучении профессий
2этап: Профессии в сюжетно – ролевых играх
*Определить различные сферы деятельности в современном обществе
*Уточнить многообразие профессий в разных сферах деятельности
*Распределить по группам сферы деятельности по типу человек - человек
*Разработать примерные сценарии организации и развития сюжетно – ролевых игр
*Познакомить детей со способами игры по изучению трудовых действий, свойственных для конкретной профессии
*Способствовать ежедневному проигрыванию детьми определенных ролей в изучении профессий
3этап: Презентация сюжетно – ролевой игры
*Презентовать сюжетно – ролевую игру для коллег
*Обсудить возможные трудности на всех этапах организации сюжетно – ролевых
*Определить дальнейшую динамику развития сюжетно – ролевой игры для изучения увлекательного мира профессий
Проект начали с того, что что вновь изучили знакомые нам раннее технологии и руководство игровой деятельностью дошкольника таких авторов как О. В. Солнцева, Н. Я. Михайленко, Н. В. Краснощекова, Зворыгина Е. В., Комарова Н. Ф. и др.
За основу организации сюжетно-ролевой игры выбрали технологию Солнцевой О. В. по обучению сюжетно – ролевым играм (Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.) : и разработали сюжетно – ролевую игру «Кафе – морожение», опираясь на нее:
1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера);
2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции "помощника";
3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель"). Убрать может?
Далее, определили сюжеты игр по возрасту и интересам детей (направленность профессий и сферы деятельности, которые они затрагивают). Опираясь на классификацию «Сборника сюжетно-ролевых игр» составленного ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2021г., для начала решили выбрать игры по типу «Человек-человек» : школа, магазин, поликлиника, салон красоты, кафе.
Основной идеей проекта, стало то, что каждая группа готовит сюжетно-ролевую игру по заданной теме и когда игра полностью готова и находится на 3 этапе, дети самостоятельно играют, а воспитатель находится в роли наблюдателя, данная игра презентуется для всех педагогов детского сада. После чего производится обмен сюжетно-ролевыми играми (примерные сценарии, атрибуты) между всеми группами ДОУ.
В качестве примера возможного сценария развития сюжетно-ролевой игры по технологии Солнцевой О. В., предлагается сюжетно-ролевая игра «Кафе-мороженное»
Сюжетно –ролевая игра «КАФЕ – МОРОЖЕНОЕ» (этапы выстроены, опираясь на технологию Солнцевой О. В.)
1 этап: Обогащение опыта сюжетно - ролевой игры за счет взаимодействия с детьми в позиции "соигрока" (партнера)
• Познакомить детей со сферой деятельности «Кафе мороженое»
• Изучить возможные профессии в данной сфере деятельности
• Обыграть каждую роль в отдельности
• Способствовать развитию интереса у детей к сюжетно – ролевой игре совместно с педагогом на уровне партнеров.
2 этап: Включение детей в проблемно - игровые ситуации на основе взаимодействия педагога в позиции «помощника»
• Способствовать возникновению проблемных ситуаций по ходу разворачивания игры (например, не хватает мест для посетителей кафе; образовалось много неубранных подносов в кафе и др.)
• Развивать уверенность у детей в решении проблемных ситуаций
• Стимулировать проявление доброжелательности и взаимопомощи к сверстникам по ходу решения проблемных ситуаций
3 этап: Создание условий для самостоятельного применения освоенных игровых умений в сюжетно - ролевой игре ("наблюдатель").
• Расширять опыт взаимодействия и сотрудничества за счет привлечения в игру детей из других групп, взрослых – воспитателей, родителей.
• Развивать самостоятельность.
• Воспитывать уважительное отношение к старшим.
• Воспитывать бережное, внимательное отношение к детям младшего возраста.
• Развивать умения разворачивать в игре профессиональные действия и реализовывать знания о профессиях
Далее, предлагаем примерный сценарий сюжетно – ролевой игры
Сюжетно – ролевая игра «Кафе – мороженое»
(примерный сценарий организации и развития игры)
Воспитатель заранее предлагает детям подготовиться и поиграть в сюжетно – ролевую игру «Кафе мороженое». Предварительно можно организовать переписку с детьми других групп, как они играют или посмотреть фильм - презентацию «игра детей в другом детском саду».
Предварительное обсуждение темы игры
Воспитатель предлагает детям обсудить несколько вопросов перед началом игры:
• Как вы считаете, что такое «Кафе мороженое»?
• Зачем нужно кафе?
• Какие профессии вы знаете, необходимые для сотрудников кафе?
• В кафе мороженое обязательно ходить? Для чего?
• А вы готовы поиграть в кафе мороженое?
Подготовка игрового пространства
Воспитатель : Для этого наша группа должна превратиться в «Кафе – мороженое». Чего же здесь нам не хватает? ( выслушиваем и дополняем ответы детей: необходимо определить зоны для посетителей кафе и для сотрудников, внести все необходимые атрибуты).
Далее, совместно с детьми пространство группы «превращается» в игровые зоны путем несложных перестановок с помощью столов, стульев и т. п.
Распределение игровых ролей
Воспитатель : Ребята, давайте распределим роли. Нам потребуются в кафе – мороженое следующие сотрудники: сотрудник отдела персонала, директор кафе, продавец мороженого, кассир, официант, охранник, уборщица.
Воспитатель : Кто будет сегодня выполнять роль сотрудника отдела персонала? Сотруднику отдела персонала необходимо заниматься поиском сотрудников и устройством их на работу: ведение трудовых книжек, проверка медицинских документов.
Воспитатель : Следующая роль – директор кафе. Он будет внимательно следить за правильно организованной работой всех сотрудников кафе, заказывать новые продукты в кафе, помогать сотрудникам в решении трудностей в работе.
Воспитатель : Следующая роль – продавец мороженого. В его обязанности входит: аккуратная выкладка мороженого по коробочкам, выставление ложечек для укладывания шариков мороженого в вафельные рожки и в стаканчики, оформление заказов официанта.
Воспитатель : Следующая роль – кассир. Его задача – принять заказ от официанта и рассчитать стоимость, выписать счет для гостя кафе.
Воспитатель : Следующая роль – официант. Их может быть несколько, в зависимости от количества гостей кафе. В его обязанности входит вежливое обслуживание гостей, выдача меню, прием заказов, выдача заказов, контроль оплаты заказа.
Воспитатель : Следующая роль – охранник. Он будет следить за порядком в кафе через монитор компьютера (изготовлен руками родителей, контролировать получение денег в банкомате (изготовлен руками родителей).
Воспитатель : А еще у нас будет уборщица. В ее обязанности входит соблюдение чистоты в кафе: уборка со столов, протирание столов, подметание пола.
Воспитатель : Всем досталась роль? Тогда переодеваемся и в игру.
Организация игровых центров деятельности по распределению ролей:
Сотрудник отдела персонала:
Атрибуты: трудовые книжки, карандаши цветные.
Игровые обязанности:
*поиск сотрудников для кафе – мороженое;
*ведение трудовых книжек;
*контроль заполнения медицинских допусков к работе.
Директор кафе:
Атрибуты: карандаш, блокнот.
Игровые обязанности:
* контроль качественного выполнения игровых действий;
*обеспечение смены сотрудников через определенный промежуток времени (с целью предоставления возможности детям попробовать себя в разных игровых ролях).
Официант:
Атрибуты: меню, бланк - блокнот для записи заказов, чеки, карандаш, поднос.
Игровые обязанности:
*оформление – выдача заказов;
*расчет стоимости заказа;
*выдача чеков гостям;
*денежный расчет.
Продавец мороженого:
Атрибуты: шарики мороженого, стаканчики для мороженого; ложки для раскладывания мороженого.
Игровые обязанности:
* оформление заказа по бланку официанта;
*обеспечение порядка на рабочем месте.
Кассир:
Атрибуты: касса, счеты, игрушечные деньги
Игровые действия:
*получение списка заказа от официанта
*расчет стоимости заказа
*выписка чеков для гостей
* прием денег или карт для оплаты заказов
Уборщик/ уборщица помещения
Атрибуты: салфетка для протирания столов, тазик, ведро, швабра.
Игровые обязанности:
*обеспечение чистоты столиков в кафе;
*уборка помещения кафе.
Сотрудник охраны
Атрибуты: монитор для ведения видеонаблюдения, клавиатура, блокноты, карандаш, печати.
Игровые обязанности:
*обеспечение контроля соблюдения правил поведения в кафе;
*ведение видеонаблюдения;
*контроль выдачи денег в банкомате.
В заключении, хотелось отметить, что в данный момент сделано в детском саду благодаря реализации педагогического проекта «Увлекательный мир профессий» :
1. Накоплено большое количество атрибутов, изготовленных руками родителей,
2. Разработаны сценарии организации сюжетно – ролевых игр в каждой возрастной группе, обозначены дальнейшие перспективы по развитию данного проекта.
Сформулируем выводы:
1. В процессе подготовки к игре дети узнали много нового об увлекательном мире профессий по типу человек - человек, о трудовых действиях людей разных профессий, получили возможность на практике «проиграть» эти действия.
2. Дети с удовольствием самостоятельно стали организовывать сюжетно – ролевые игры, постоянно внося новые атрибуты, идеи, что способствует развитию позитивной социализации и получению истинного удовольствия от игры.
3. Дети научились решать проблемные ситуации по ходу разворачивания сюжетов игр. В результате, ценным оказалось, что каждый ребенок приобрел свой личный социальный опыт в преодолении возникающих трудностей.
4. Воспитатели смогли : *реализовать возможности сюжетно – ролевых игр в знаниях о ранней профориентации *обогатить речь детей за счет введения новых слов в словарь детей и постоянного выстраивания диалога со сверстниками и со взрослыми.
5. Возрос интерес у родителей к деятельности детей, они с удовольствием подключились к изготовлению атрибутов для игр, что свидетельствует о большом потенциале использования сюжетно – ролевых игр в практике дошкольных учреждений.
Литература:
1. Солнцева О. В. Дошкольник в мире игры. Сопровождение сюжетных игр детей// CПб, 2010.