Марина Виноградова
Сюжетно-ролевая игра
▼ Скачать + Заказать документы
В. А. Сухомлинский
«Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности».
Личные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе является ведущей, определяет его интересы, отношения к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на ранних и младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения. Чем старше дети становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование их поведения, взаимоотношений детей. Через игру ребёнок входит в мир взрослых, овладевает духовными ценностями.
Публикация «Сюжетно-ролевая игра» размещена в разделах
Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребёнка, учёта его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от чёткой организации и проведения всевозможных игр. Задача воспитателя – помочь ребятам организовать игры, сделать их увлекательными, насыщенными действиями.
Не следует предлагать детям разработанные педагогом, готовые сюжетные игры. Дети в игре подражают деятельности взрослых, но не копируют её, а комбинируют имеющиеся у них представления, выражают свои мысли и чувства и если им предложить действовать по плану,копировать данные образы, то это будет подавлять их воображение, самостоятельность, непосредственность.
А. С Макаренко говорил: «Мы на ребят должны влиять, и влиять очень сильно, но так, чтобы дать известное развитие силам, не водить их за ручку, не регулировать каждое слово, а давать возможность всестороннего развития на игре, общении, на наблюдении окружающего»…
Чтобы решить вопрос о методах влияния на игровую деятельность детей, необходимо понять, чем они руководствуются в выборе игры, почему подражают именно данному герою, изображают данное событие. Ребёнок испытывает потребность отражать в игре и повседневные впечатления и необычные события, которые привлекают его новизной.
Задача воспитателя – помочь ребёнку выбрать из массы жизненных впечатлений самые яркие, такие, которые могут послужить сюжетом хорошей игры. Для того чтобы получилась интересная игра. Недостаточно, чтобы дети только увидели, как строят дом, перевозят грузы, шьют одежду и т. д. Если ограничится этим, ребята будут только подражать действиям взрослых. В результате игра будет бедной, малосодержательной. Надо глубоко взволновать детей событиями жизни, научными, трудовыми достижениями людей, чтобы они захотели подражать им, переживать вместе с ними. Выполнить эту задачу помогает книга, картина, кинофильм, кукольный театр.
Опираясь на интересы детей, на их представления, педагог руководит выбором игры. Различными приёмами он вызывает в памяти ребят то, что они видели, о чём слышали. Важным побудителем игры является также беседа, в которой раскрывается смысл увиденного и прочитанного, характеры действующих лиц, их переживания. Если удаётся увлечь детей, то игра возникает естественно, даже без предложения воспитателя. Но педагог может и посоветовать детям игру, если знает, что она заинтересует их.
Если в младших группах важно лишь приучать детей обдуманно выбирать игру, то со старшими дошкольниками необходимо совместно обсуждать не только тему игры, но и в общих чертах намечать план развития сюжета, определять деятельность каждого из играющих. Разумеется, план игры может быть только ориентировочным, по мере развития сюжета в не вводится много нового, но выдумка каждого подчиняется общей цели. Воспитатель, таким образом, руководит игрой, направляет её содержание, влияет на взаимоотношения детей.