Приложение МААМ

Свободная игра как средство формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников (4 фото)

Елена Шибанова
Свободная игра как средство формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы

Свободная игра как средство формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников

Свободная игра - это спонтанный игровой процесс, не регламентированный взрослыми, в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению. В ней могут быть правила, но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе. В ней всегда есть элемент непредсказуемости: никто не знает заранее, как повернется сюжет. Она не предполагает какой-то конечной цели, а затевается ради процесса. По сути, это обычная ролевая игра, в которой дети взаимодействуют, договариваются, выбирают себе роли и действуют исходя из них, имея право на свободу самовыражения.

Фото №1 Свободная игра это спонтанный игровой процесс не регламентированный взрослыми в который ребенок может войти и действовать в нем по своему усмотрению

Свободная игра способствует развитию инициативы и самостоятельности, тренирует навыки социального взаимодействия, улучшает адаптацию и устойчивость, развивает воображение и эмоциональную сферу. Если в игру вовлечены несколько человек, ребенок получает опыт социального взаимодействия, учится понимать других, строить отношения, разрешать конфликты. Важно, что это происходит в интересной, захватывающей деятельности. Интеллектуальные объяснения, может быть, и хороши, но ничто не может быть лучше реального опыта взаимоотношений.

Фото №2 В ней могут быть правила но они вырабатываются участниками по ходу и могут меняться в процессе

Свободная игра – это источник чистой радости. Ребенок чувствует себя счастливым, полноценно проживающим жизнь, если у него есть свобода самовыражения в игре: ведь это и физическое, и эмоциональное, и интеллектуальное самовыражение. Способность самостоятельно принимать решения. Инициативность, умение принимать решения, наконец, ощущение, что ты сам контролируешь свою жизнь, берут начало именно в этой, инициируемой ребенком, активности.

Умение быстро адаптироваться к изменениям в жизни. Умение найти выход из эмоционально сложных ситуаций. Игра – прекрасное средство справиться с эмоциональными трудностями. Играя, ребенок перерабатывает полученные впечатления, раскладывает их «по полочкам».

Свободная игра для ребенка является столь же необходимой деятельностью, как любая работа – для взрослого. Суть игры – в свободе. Это значит, что ребенок сам, вносит в свою игру все, что он видит в окружающем мире. И это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека.

Наблюдая окружающий мир и деятельность населяющих его людей, ребенок, очень хочет стать его участником, но в полной мере, как взрослый, еще не может этого сделать. А вот в игре он может все! Может слетать к звездам, опуститься на дно океана, сделать операцию, покормить животных, приготовить вкусный обед. Во время игры по – настоящему работают воображение, мышление, речь, по-настоящему надо строить отношения с партнерами (даже если в их роли выступают простые игрушки). В это время малыш по – настоящему переживает события, которые лежат в основе его игры. Это и формирует отношение ребенка к окружающему миру, к людям.

Свободная игра совершенно необходима ребенку для полноценного развития, это деятельность, которую ребенок выбирает по своему усмотрению. Эмоционально окрашенная, увлекательная, со свободным входом и выходом. В свободной игре всегда есть элемент непредсказуемости. Невозможно точно вычислить, как пойдет дело. Свободная игра не преследует сиюминутных прикладных целей, она затевается ради творческого процесса. Поэтому взрослым в этот момент важно понаблюдать: заботливая ли «мама», внимательный ли «врач», вежливый ли «продавец». Нужно помнить, что независимо от обстоятельств игра является той сферой жизнедеятельности ребенка, которая не подлежит педагогической оценке, так как ребенок играет для себя, ради своего удовольствия.

Развитие свободной игровой деятельности все-таки требует поддержки со стороны взрослого. При этом роль педагога в игре может быть разной в зависимости от возраста детей, уровня развития игровой деятельности, характера ситуации и пр.

Педагог может выступать в игре и в роли активного участника партнера по игре в младшем и среднем дошкольном возрасте, и в роли внимательного наблюдателя у старших дошкольников.

Фото №3 В ней всегда есть элемент непредсказуемости никто не знает заранее как повернется сюжет

Игровая среда, организованная в групповой комнате, на участке должна стимулировать детскую активность. Воспитатель наблюдает за самостоятельной игрой детей, если необходимо – дает советы, помогает и вмешивается только в крайнем случае. Наблюдение дает возможность выявить особенности игрового опыта детей, установить круг игровых интересов, изучить творческие и коммуникативные возможности ребенка в игровой деятельности – степень его активности и самостоятельности в организации игры, построение сюжета, выполнении ролей, согласовании замыслов со сверстниками.

Подводя итог выше сказанному, необходимо отметить, что свободная игра является самоценной деятельностью детей, средством формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников.

Фантазируйте и играйте на здоровье!

Публикации по теме:

«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей«Мультипликация в творчестве дошкольников как средство развития коммуникативных способностей». Консультация для воспитателей https://youtu.be/iMXNHBrcchgУважаемые коллеги! сегодня, в день Российской анимации хочется поделиться опытом работы с дошкольниками по развитию.

Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии Доклад Тема «Формирование коммуникативных компетентностей при изучении географии» Выполнила: учитель географии высшей категории Илюхова.

Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольниковДидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников Фотоотчет. Дидактическая игра как средство развития мышления старших дошкольников. Воспитатель: Назарова Татьяна Александровна Игра.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Свободная игра как средство формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников
Опубликовано: 2 декабря 2024 в 12:41
+13Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Свободная игра как средство формирования коммуникативных компетентностей у старших дошкольников» (включая файлы) размещена пользователем Елена Шибанова (УИ 108261) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 декабря. День написания писем Деду Морозу. Передвижка «Почта Деда Мороза»

4 декабря — это специальный день, когда принято писать письма Деду Морозу.

3 декабря. Международный день инвалидов
Ежегодно 3 декабря отмечается Международный день инвалидов



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД