Приложение МААМ

Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду

Оксана
Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы

Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду

Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста является художественная литература.

Публикация «Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах

Предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, на основе открытий того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами прошлых столетий.

Дошкольный возраст - важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга - мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.

Литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств, и взаимопониманий. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.

На необходимость приобщения детей к литературе указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский [55], Е. И. Тихеева [54], Л. С. Выготский [7], А. В. Запорожец [15] и другие.

Цель ознакомления дошкольников с литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.

Задачи и содержание ознакомления детей с литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада таких как «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество», «От рождения до школы» .

Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом :

1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;

2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;

3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,

4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.

У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).

Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович [10], заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.

Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.

В ФГОС дошкольного образования художественная литература определена как вид искусства и как фактор воспитания и социализации детей. Одним из компонентов в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является художественная литература, направленна на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач :

- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;

- развитие литературной речи;

- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса [30].

Эти же задачи обозначены и в Программе дошкольного образования «От рождения до школы» .

Таким образом, перечисленные задачи говорят, что согласно ФГОС дошкольного образования работа с художественными произведениями рассматривается как равнозначная наряду с развитием речи. Если раньше ознакомление детей с художественной литературой была лишь разделом методики развития речи, средством для нравственного, трудового воспитания и ознакомления детей с окружающим миром, то в настоящее время определена необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности.

Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детей разного возраста, обозначенные в трудах Е. А. Флёриной [57], Н. С. Карпинской [17], Л. М. Гурович [10] и др.

Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что в разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе особенностей восприятия детей разных возрастных групп по Л. М. Гурович, можно выделить следующие общие задачи :

1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);

2. Формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);

3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);

4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.

Усложнение содержания работы по литературному образованию дошкольников идет от группы к группе:

1 младшая группа: чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных;

2 младшая группа: подводят детей к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка;

Средняя группа: внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна;

Старшая группа: дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью);

Подготовительная группа: обучение элементарному анализу произведения

В работах таких авторов Н. С. Карпинской [17], Л. М. Гурович [10] сформированы принципы отбора литературных произведений на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:

1) идейно-художественная ценность;

2) учет возрастных особенностей;

3) занимательность;

4) композиционная облегченность;

5) четкая позиция автора.

Основной задачей в настоящий момент является постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы. А. В. Запорожец в связи выделены умения, которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе ознакомления с литературным произведением :

1. Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью :

- сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений;

- воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки, созданные авторским словом;

2. Умения, связанные с осмыслением содержания произведения :

- понимать тему произведения;

- понимать основную мысль произведения;

- входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении;

- понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию.

3. Умения, связанные с осознанием формы произведения:

- выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);

- понимать, что главное в произведении - отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение).

4. Умения, связанные с осознанием языковых особенностей произведения:

- выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, метафору, эпитет и др.);

- улавливать образный строй художественной речи;

- понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл [10].

Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.

Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.

Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы : стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.

Таким образом, под литературным образованием дошкольников, мы в своей работе в свете ФГОСТ ДО понимаем образовательную область, целью которой является формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение ряда задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, которые усложняются в зависимости от возраста детей.

Постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы требует от педагога в процессе литературного образования формировать у дошкольников специальные умения по ознакомлению с литературным произведением.

Публикации по теме:

Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание»Опыт работы «Планирование в детском саду: формы и содержание» Хочу предложить вашему вниманию свой опыт по планированию работы с детьми и родителями в детском саду. Планирование в детском саду - формы.

Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду»Сценарий дня рождения ребенка в детском саду для старшего дошкольного возраста «Весёлый день рождения в детском саду» Вед: Ребята, мы собрались сегодня, неспроста, потому что… Сегодня! День рождения Вани Е. (Вед. приглашает ребят именинников в центр зала,.

Цели и задачи АОП дошкольного образования ДОО компенсирующего вида Адаптированная образовательная программа дошкольного образования в условиях ДОУ компенсирующего вида направлена на реализацию следующих.

Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду»Опыт дополнительного образования «Фитнес для детей в детском саду» «Фитнес для детей в детском саду» Подготовила: воспитатель Егорова С. Х. г. Щелково, 2021. 1. слайд Не секрет, что современные дети в большинстве.

Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Физиологическая сущность закаливания детей дошкольного возраста» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ : «ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ ЗАКАЛИВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА» Закаливание является важным звеном в системе.

Настольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возрастаНастольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возраста Настольный театр по сказке «Колобок» в детском саду для детей младшего дошкольного возраста. Настольный театр играет большую роль в формировании.

Сценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возрастаСценарий праздника «Осенняя ярмарка в детском саду» для детей старшего дошкольного возраста Сценарий праздника "Осенняя ярмарка" для детей старшего дошкольного возраста. Автор: Людмила Владимировна Диканова, музыкальный руководитель.

Проект для детей старшей дошкольного возраста «Наш огород» в детском садуПроект для детей старшей дошкольного возраста «Наш огород» в детском саду Описание: Предлагаю Вам проект в детском саду, который будет полезен воспитателям старших групп. Проект направлен на развитие исследовательской.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и домаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста в детском саду и дома «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Экспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемыЭкспериментальная деятельность в детском саду: задачи, методы и приемы Экспериментальная деятельность в детском саду Ребёнок-дошкольник активно стремится узнать об окружающем его мире как можно больше. Наряду.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду
Опубликовано: 24 января 2022 в 16:51
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду» (включая файлы) размещена пользователем Оксана (УИ 347074) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД