Оксана
Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду
Одним из важных средств полноценного всестороннего развития личности ребенка дошкольного возраста является художественная литература.
Публикация «Сущность, содержание и задачи литературного образования детей дошкольного возраста в детском саду» размещена в разделах
Предназначение книги - сохранять знания, накопленные веками, и передавать их следующим поколениям. Благодаря этому стал возможен стремительный прогресс человечества в последние столетия в области науки. Большинство научных открытий делается на основании ранее накопленной и систематизированной информации, результатов опытов со всех уголков мира. Знания, которые мы получаем из книг, позволяют нам двигаться вперед, на основе открытий того, что уже кому-то известно. Книге мы обязаны тем, что и сегодня можем наслаждаться шедеврами прошлых столетий.
Дошкольный возраст - важнейшая ступень в развитии личности ребенка, а книга - мощное орудие формирования личности ребенка, умение отличить плохое от хорошего, и не только отличить, но и в меру своих ребячьих возможностей отстаивать хорошее, не мириться со злом.
Литература открывает ребёнку жизнь общества и природы, мир человеческих и чувств, и взаимопониманий. Дети любят слушать народные сказки, стихи, рассказы. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в то же время оказывают на него свое воспитательное воздействие.
На необходимость приобщения детей к литературе указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский [55], Е. И. Тихеева [54], Л. С. Выготский [7], А. В. Запорожец [15] и другие.
Цель ознакомления дошкольников с литературой, по определению С. Я. Маршака, - это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека.
Задачи и содержание ознакомления детей с литературой определены на основе знания особенностей восприятия и понимания произведений литературы и представлены в программах детского сада таких как «Детство», «Развитие», «Радуга», «Из детства в отрочество», «От рождения до школы» .
Обобщенно эти задачи можно сформулировать следующим образом :
1. Воспитывать интерес к художественной литературе, развивать способность к целостному восприятию произведений разных жанров, обеспечить усвоение содержания произведений и эмоциональную отзывчивость на него;
2. Формировать первоначальные представления об особенностях художественной литературы : о жанрах (проза, поэзия, об их специфических особенностях; о композиции; о простейших элементах образности в языке;
3. Воспитывать литературно-художественный вкус, способность понимать и чувствовать настроение произведения,
4. Улавливать музыкальность, звучность, ритмичность, красоту и поэтичность рассказов, сказок, стихов; развивать поэтический слух.
У детей формируют также способность элементарно анализировать содержание и форму произведения. Ребенок подготовительной к школе группы должен уметь: определять основных героев; на основе анализа поступков персонажей высказывать свое эмоциональное отношение к ним (кто нравится и почему); определять жанр (стихотворение, рассказ, сказка); улавливать наиболее яркие примеры образности языка (определения, сравнения).
Задача детского сада, как отмечает Л. М. Гурович [10], заключается в подготовке к долгосрочному литературному образованию, которое начинается в школе. Детский сад может дать достаточно обширный литературный багаж, литературную начитанность, так как в дошкольном детстве ребенок знакомится с разнообразием фольклорных жанров (сказка, загадка, пословица, небылица и др.). В эти же годы дети знакомятся с русской и зарубежной классикой - с произведениями А. С. Пушкина, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского, братьев Гримм, X. К. Андерсена, Ш. Перро и др.
Решая задачу подготовки детей к литературному образованию, предлагается давать им знания о писателях и поэтах, о народном творчестве, о книге и иллюстрациях.
В ФГОС дошкольного образования художественная литература определена как вид искусства и как фактор воспитания и социализации детей. Одним из компонентов в содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является художественная литература, направленна на достижение цели формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение следующих задач :
- формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;
- развитие литературной речи;
- приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса [30].
Эти же задачи обозначены и в Программе дошкольного образования «От рождения до школы» .
Таким образом, перечисленные задачи говорят, что согласно ФГОС дошкольного образования работа с художественными произведениями рассматривается как равнозначная наряду с развитием речи. Если раньше ознакомление детей с художественной литературой была лишь разделом методики развития речи, средством для нравственного, трудового воспитания и ознакомления детей с окружающим миром, то в настоящее время определена необходимость приобщать детей к словесному искусству в его эстетической сущности.
Чтобы художественное произведение вызывало у детей образы знакомого им реального мира и расширяло их знания о нем, необходимо учитывать особенности восприятия книги детей разного возраста, обозначенные в трудах Е. А. Флёриной [57], Н. С. Карпинской [17], Л. М. Гурович [10] и др.
Исходя из анализа литературных источников, можно сделать вывод о том, что в разных возрастных периодах задачи по восприятию художественного произведения имеют свои особенности, постепенно усложняются в связи с тем, что с возрастом уровень восприятия литературных произведений повышается, у детей развивается поэтический слух. На основе особенностей восприятия детей разных возрастных групп по Л. М. Гурович, можно выделить следующие общие задачи :
1. Обеспечить усвоение детьми содержания произведений, их понимание (дети учатся пересказывать, заучивать наизусть);
2. Формировать умение воспринимать литературное произведение (переживать чувства, которые передает автор, соотносить изображенное в книгах с фактами жизни);
3. Формировать умение элементарного анализа произведения (определять основных героев, форму произведения, яркие примеры образности языка);
4. Воспитывать правильное отношение к книге и чтению.
Усложнение содержания работы по литературному образованию дошкольников идет от группы к группе:
• 1 младшая группа: чтение небольших рассказов, сказок бытовых и о животных;
• 2 младшая группа: подводят детей к различению жанров (сказка, рассказ, стихотворение); чтение небольших стихов, содержание которых близко опыту ребенка;
• Средняя группа: внимание останавливают не только на содержании, но и некоторых особенностях языка (идет работа над выразительностью); тематика произведений более разнообразна;
• Старшая группа: дети различают жанры, вводятся рассказы о природе, происходит усложнение тематики (волшебные сказки и рассказы со скрытой моралью);
• Подготовительная группа: обучение элементарному анализу произведения
В работах таких авторов Н. С. Карпинской [17], Л. М. Гурович [10] сформированы принципы отбора литературных произведений на основе особенностей детской психики и общих положений эстетики:
1) идейно-художественная ценность;
2) учет возрастных особенностей;
3) занимательность;
4) композиционная облегченность;
5) четкая позиция автора.
Основной задачей в настоящий момент является постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы. А. В. Запорожец в связи выделены умения, которые необходимо сформировать у дошкольников в процессе ознакомления с литературным произведением :
1. Умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью :
- сопереживать герою произведения, содействовать ему, проникать в мир его чувств и настроений;
- воссоздавать в воображении образы (героев, событий, обстановки, созданные авторским словом;
2. Умения, связанные с осмыслением содержания произведения :
- понимать тему произведения;
- понимать основную мысль произведения;
- входить в сюжет, следить за развитием действия, устанавливать последовательность событий и причинно-следственные связи между ними (в рассказе или сказке); следить за развитием чувства в стихотворении;
- понимать, что любое произведение художественной литературы создается автором, воспринимающим жизненные явления под определенным углом зрения, стараться осознать авторскую позицию.
3. Умения, связанные с осознанием формы произведения:
- выделять жанровые особенности произведения (сказки, рассказа, стихотворения, загадки и др.);
- понимать, что главное в произведении - отражение событий (эпическое произведение) или отражение переживаний лирического героя (лирическое произведение).
4. Умения, связанные с осознанием языковых особенностей произведения:
- выделять в произведении некоторые изобразительно-выразительные средства языка (сравнение, метафору, эпитет и др.);
- улавливать образный строй художественной речи;
- понимать оттенки многозначных слов, прямой и переносный смысл [10].
Интеграция образовательных областей проявляется и в том, что большинство из перечисленных умений решаются и другими образовательными областями. Так, умения, связанные с эмоционально-образной деятельностью связаны с образовательной задачей социализации ребенка (его вхождением в мир социальных отношений людей, постижением им нравственных основ жизни). Именно с помощью литературных произведений ребенок может понять разные эмоциональные состояния человека. Литературное произведение здесь способствует развитию чувственно-эмоциональной сферы ребенка, его умению сопереживать героям литературных произведений, радоваться и грустить вместе с ними.
Умения, связанные с осмыслением содержания произведения решаются в области познавательно-речевого и коммуникативного развития ребенка: беседы по прочитанным произведениям способствуют развитию свободного общения ребенка со взрослыми и другими детьми по поводу произведения, практическому овладению нормами русской речи, а также формированию целостной картины мира, расширению кругозора детей.
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста происходит под влиянием художественной литературы : стремление дошкольников под влиянием литературных произведений к сочинительству собственных сюжетов, рифмовке слов может стать их первым самостоятельным творческим опытам.
Таким образом, под литературным образованием дошкольников, мы в своей работе в свете ФГОСТ ДО понимаем образовательную область, целью которой является формирования интереса и потребности в чтении (восприятии) книг через решение ряда задач (формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений; развитие литературной речи; приобщение к словесному искусству, в том числе развитие художественного восприятия и эстетического вкуса, которые усложняются в зависимости от возраста детей.
Постижение ребенком произведения в единстве его содержания и формы требует от педагога в процессе литературного образования формировать у дошкольников специальные умения по ознакомлению с литературным произведением.